Горы и Плоски НЛО? Мандорла!

Иосиф Гальперин
19 августа. День из церковного календаря большинству хоть верующих, хоть атеистов ныне вспоминается совсем не по смыслу праздника. Большинство помнит как Яблочный спас, кто-то — как годовщину ГКЧП и момента преодоления тяжести долгой советской власти. А мы в день Преображения Господня оказались перед фреской, на которой написано это слово и само событие изображено настолько необычно, что фреска стала одним из туристических магнитов Болгарии, приводящих в горное село Добърско десятки людей ежедневно. Расположено оно сразу за Разлогом, на обратной от Рильского монастыря стороне горного массива.

Конечно, интерес подогревается спекуляциями вокруг фигуры Иисуса, отделенной от остальных персонажей оболочкой, в которые безграмотные (или ищущие хайпа, говоря нынешним языком) головы готовы узнавать и скафандры, и космические аппараты — в общем, Иисус был инопланетянин, прилетел, научил и улетел.

Это не скафандр и не спускаемый аппарат, это мандорла, как сразу сказала наша московская подруга, заканчивающая иконографическое училище. То есть увеличенное изображение нимба, света святости, исходящего от Спасителя, такого сильного, что обычное свечение вокруг головы передать его не может. Не думаю, что авторы туристических завлекаловок  могут не знать такого простого итальянского слова, обозначающего мандолину, и лишь по незнанию продолжают поддерживать НЛОшный туман вокруг десятков изображений в одной лишь Болгарии. Даже в толковой брошюре, изданной Национальным историческим музеем в 2008 году, нет этого слова.

Зато в этой брошюре Божидара Димитрова есть много информации об уникальности села Добърско и его церкви. Хотя там есть и еще одно неподтвержденное утверждение: мол, на камне стены церквушки есть изображение свастики, камень остался от предшествующего строения, а свастика — от протоболгар, которые были вовсе не тюрки, а иранское племя, и знак этот принесли в христианство. Рисунок можно принять не только за свастику, но и за изображение каменной кладки, например.

А сама церковь Святых Теодора Тирона и Теодора Стратилата интересна совсем не спекуляциями на близкие к нашим временам темы, а своей реальной историей. Во-первых, православный храм посвящен римским солдатам, ныне католическим святым. Единственный такой в Болгарии. Хотя в нынешнем виде и построен в османскую эпоху и потому невысок, и потому основная его часть вокруг алтаря спрятана в подвале, практически, и мало освещена, он из-за фресок выглядит богаче прочих.

Во-вторых, поскольку само село обустроилось в конце первого тысячелетия нашей эры вокруг сторожевого воинского поста и потом приняло многих служивых, жило богаче окружающих и раскрепощеннее, в храме много воинских фресок. Не случайно в нем есть, кроме мандорл, узнаваемые изображения западных доспехов и вооружения — болгарские воины служили не только Блистательной Порте. Зарабатывали и смогли построить в 1614 году храм, оплатив художникам (это дорого!) свои изображения на фреске, там и строители, и заказчики есть. А художники тоже были не из домоседов, потому и знали итальянскую мандорлу, так подходящую к римским святым солдатам. Но своих имен они не оставили. Новый храм на месте древнего получился гармоничным.

А от первоначального храма остались не только предположительные камни в стенах, но и источник. По легенде, его водой лечили раны на месте глаз солдаты царя Самуила, которых после битвы 1014 года приказал ослепить Василий Болгаробойца, византийский император. Часть из этих солдат поселили в Добърско, на тогдашней границе с Византией. Границы двигаются, преображаются, а ключ остался на месте.