Предисловие к книге рассказов Сказки Призраков

Александра Крючкова
СКАЗКИ ПРИЗРАКОВ
О любви и смерти из Страны Туманов
сборник рассказов
из серии «Игра в Иную Реальность»

«СКАЗКИ ПРИЗРАКОВ» – сборник мистических и философских рассказов о разнообразных призраках и Потустороннем мире, о смысле жизни и смерти, о поисках взаимной любви и трагических поворотах судьбы, о том, как важно оставаться собой, прислушиваться к внутреннему голосу и ничего не откладывать на завтра. В книгу вошли рассказы из циклов: «Люби меня сейчас!», «Вершитель судеб», «Неприкаянные», «Ностальгия по телесному», «Сказки Страны Туманов».
Премии (за книгу и за отдельные циклы рассказов): им. Эдгара А. По, А. Хичкока, Н.В. Гоголя, Э.Т.А. Гофмана, Г.Х. Андерсена, «Золотая Рыбка», «Литературный Олимп».

18+

• ВИДЕОРОЛИК (буктрейлер): https://youtu.be/L4Oyw98pgaM

Музыка для видеоролика взята здесь: https://www.free-stock-music.com/
scott-buckley-signal-to-noise.html
Картинка для обложки книги – куплена (оформлена по лицензии) Shutterstock
https://www.shutterstock.com/ru/

*******КНИГА / The BOOK:

RU: «СКАЗКИ ПРИЗРАКОВ», ISBN 978-5-0056-2207-5, М.: – Издательские решения, 2023. – 442 с.

ENG: «TALES of GHOSTS», ISBN 978-5-0056-9222-1, M.: - Издательские решения, 2023. – 432 pages.

RU+ENG: «СКАЗКИ ПРИЗРАКОВ / TALES of GHOSTS», ISBN 978-5-0059-2520-6, М.: – Издательские решения, 2023. – 596 pages.


• ПЕЧАТНАЯ КНИГА / PRINTED BOOK:

RU
https://ridero.ru/books/skazki_prizrakov
https://www.wildberries.ru/catalog/69501325/detail.aspx
https://www.ozon.ru/product/skazki-prizrakov-521736778

ENG
https://ridero.ru/books/tales_of_ghosts/
https://www.wildberries.ru/catalog/120458194/detail.aspx
https://www.ozon.ru/product/tales-of-ghosts-700502720

RU+ENG
https://ridero.ru/books/ckazki_prizrakov_tales_of_ghosts
https://www.wildberries.ru/catalog/140298178/detail.aspx


• ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА / E-BOOK:

RU
https://ridero.ru/books/skazki_prizrakov
https://www.litres.ru/aleksandra-kruchkova/
skazki-prizrakov-premiya-imeni-edgara-po-igra-v-inuu/
https://www.amazon.com/dp/B09VPLD7NL
https://digital.wildberries.ru/offer/53317

ENG
https://ridero.ru/books/tales_of_ghosts/
https://www.litres.ru/alexandra-kryuchkova/
tales-of-ghosts-playing-another-reality-edgar-allan-p/
https://www.amazon.com/dp/B0BDFVDRJ2
https://digital.wildberries.ru/offer/46339

RU+ENG
https://ridero.ru/books/ckazki_prizrakov_tales_of_ghosts
https://www.litres.ru/aleksandra-kruchkova/
ckazki-prizrakov-tales-of-ghosts-premiya-im-edgara-po
https://www.amazon.com/dp/B0BN64BQQ3
https://digital.wildberries.ru/offer/46063

• АУДИОКНИГА / AUDIOBOOK:

RU
(Читает Наталья Коршун / Voiced by Natalya Korshyun)
https://www.litres.ru/aleksandra-kruchkova/
skazki-prizrakov-premiya-imeni-edgara-po-igr-68944896/
https://ridero.ru/books/skazki_prizrakov

ENG
(Нейросеть / Voiced by A.I. neural network)
https://www.litres.ru/alexandra-kryuchkova/
tales-of-ghosts-playing-another-reality-edga-68899239/
https://ridero.ru/books/tales_of_ghosts/

ENG + RU
https://www.litres.ru/aleksandra-kruchkova/
skazki-prizrakov-tales-of-ghosts-premiya-im-68944953
https://ridero.ru/books/ckazki_prizrakov_tales_of_ghosts

• БЕСПЛАТНО/ Free (ENG, RUS):

Электронная / E-book:

https://stihi.ru/avtor/kriuchkova
http://proza.ru/avtor/akriuchkova
ИЗБА-ЧИТАЛЬНЯ/users/kriuchkova/

Аудио / Audio:

https://vk.com/akriuchkova
ИЗБА-ЧИТАЛЬНЯ/users/kriuchkova/


*****ПРЕДЫДУЩИЕ ИЗДАНИЯ:
(совокупный тираж > 1 500 экз.,
часть рассказов из представленных в данном издании):

· «ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ В ПРИЗРАКОВ?» (сборник рассказов), ISBN 978-5-7949-0371-3, М.: — Московская городская организация Союза писателей России, НП «Литературная Республика», 2013 — 184 с.

· «КУВШИНКА» (сборник рассказов), ISBN 978-5-7949-0373-7, М.: — Московская городская организация Союза писателей России, НП «Литературная Республика», 2013 — 74 с.

***** ПРЕМИИ КНИГИ и ЕЁ ОТДЕЛЬНЫХ ЦИКЛОВ РАССКАЗОВ*****

· «ТЕНЬ ПТИЦЫ»
им. Эдгара Аллана ПО
(МГО СПР, НП «Литературная Республика», 2021)

· «ДЕЛО №…» им. Альфреда ХИЧКОКА
(МГО СПР, НП «Литературная Республика», 2021)

· «СКАЗКИ для ВЗРОСЛЫХ»
им. Э. Т. А. ГОФМАНА и Г. Х. АНДЕРСЕНА
(Открытый Литературный Клуб «ОткЛиК», 2022)

· «СКАЗКИ XXI ВЕКА»
им. Г. Х. АНДЕРСЕНА
(МГО СПР, НП "Литературная Республика", 2022)

· «ПИСАТЕЛЬ XXI ВЕКА»
им. Н.В. ГОГОЛЯ
(МГО СПР, НП "Литературная Республика", 2022)

· «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»
(Московская городская организация Союза писателей России, 2022)

· «ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОЛИМП»
(Лига писателей Евразии, 2012)


*****ПУБЛИКАЦИИ, ИСТОЧНИКИ, ССЫЛКИ

1.Журнал «ДЕТИ РА» №1 (194), 2022, Журнальный зал «Горки Медиа»,
Д.И. Немельштейн: «Сказки призраков».
http://detira.ru/arhiv/publication.php?id=30279
https://reading-hall.ru/publication.php?id=30279
http://detira.ru/arhiv/contents.php?id=2905
https://reading-hall.ru/contents.php?id=2905
https://magazines.gorky.media/ra/2022/1

2.Газета «ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИЗВЕСТИЯ» №11-12 (197-198), 2021,
«Итоги конкурсов МГО СПР за 2021 год».
https://reading-hall.ru/publication.php?id=30044
http://litiz.ru/nomer.php?id=30044
https://reading-hall.ru/contents.php?id=2864
http://litiz.ru/archive/litiz_2021_11-12(197-198).pdf
http://www.litiz.ru/arch.html

3. Газета «ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИЗВЕСТИЯ» №2 (200), 2022,
С.В. Берсенев «Служение Иной Реальности»
https://reading-hall.ru/publication.php?id=30458
http://litiz.ru/nomer.php?id=30458
https://reading-hall.ru/contents.php?id=2940
http://litiz.ru/nomer.php?id=30458
http://litiz.ru/arch.html

4.Газета «ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИЗВЕСТИЯ» №11 (209), 2022,
«Итоги конкурсов МГО СПР за 2022 год».
https://reading-hall.ru/publication.php?id=32226
http://litiz.ru/nomer.php?id=32226
https://reading-hall.ru/contents.php?id=3184
http://litiz.ru/arch.html

5.Газета «ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИЗВЕСТИЯ» №12 (210), 2022,
М.А. Замотина: «Добрые и мудрые сказки-притчи Александры Крючковой».
https://reading-hall.ru/publication.php?id=32390
http://litiz.ru/nomer.php?id=32390
http://litiz.ru/archive/litiz_2022_12(210).pdf
https://reading-hall.ru/contents.php?id=3209

6. Газета «ПОЭТОГРАД» №12 (113), 2014
А.Н. Карпенко: «Верите ли Вы в призраков?»
https://www.reading-hall.ru/publication.php?id=9499
https://poetograd.ru/nomer.php?id=9499
http://www.poetograd.ru/arch.html

7.Газета «ПОЭТОГРАД» №1 (397), 2022,
Л.В. Королёва: «Итоги Открытого Литературного Клуба за 2021 год».
https://reading-hall.ru/publication.php?id=30303
https://poetograd.ru/nomer.php?id=30303
https://reading-hall.ru/contents.php?id=2908
http://poetograd.ru/archive/poetograd_2022_01(397).pdf
http://www.poetograd.ru/arch.html

8. Газета «ПОЭТОГРАД» №11 (407), 2022,
Д.И. Немельштейн: «„Сны Старого Фонаря“ Александры Крючковой — смотреть всем!»
https://reading-hall.ru/publication.php?id=32429
https://poetograd.ru/nomer.php?id=32429
https://poetograd.ru/arch.html
https://reading-hall.ru/contents.php?id=3212

9. Журнал «ФУТУРУМ АРТ» №1 (54), 2023
П.Г. Гулдедава: «А. Крючкова, Рождество на Кузнецком мосту».
https://reading-hall.ru/publication.php?id=32997
https://futurum-art.ru/archiv/nomer.php?id_pub=32997
https://reading-hall.ru/contents.php?id=3277
https://futurum-art.ru/contents.php
https://reading-hall.ru/futurum-art/1(54)2023.pdf

10. Журнал «ФУТУРУМ АРТ» №1 (52), 2022
Л.Я. Резник: «Поэт и прозаик Александра Крючкова? Запомните это имя!»
https://reading-hall.ru/publication.php?id=31202
https://futurum-art.ru/archiv/nomer.php?id_pub=31202
https://reading-hall.ru/contents.php?id=3051
https://futurum-art.ru/contents.php?id=3051

11. Журнал «МОСКВА ЛИТЕРАТУРНАЯ» №1, 2022
Л.Я. Резник: «Поэт и прозаик Александра Крючкова? Запомните это имя!»
ISBN 978-5-7949-0936-4, М.: – Московская городская организация Союза писателей России, НП «Литературная Республика», – 128 с.

12. Энциклопедия «Московская городская организация Союза писателей России. XXI век… Начало…», энциклопедический каталог-справочник о членах организации, ISBN 978-5-7949-0884-8, М.: - МГО СПР, 2021 – 198 с.

13. Газета «ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА» №17 (6782) от 28.04.2021,
портфель ЛГ/заметки на полях,
В.Г. Шильцын: «Заглянуть за грань бытия»

14. «КНИГА ВОСПОМИНАНИЙ», 2022
Л.Я. Резник: «Поэт и прозаик Александра Крючкова? Запомните это имя!»,
ISBN 978-5-7949-0958-6, М.  –  МГО Союза писателей России, НП «Литературная Республика», 2022, 238 с.

15. «21 ПИСАТЕЛЬ XXI-го ВЕКА»,
В.В. Павлов (автор-составитель), энциклопедия,
ISBN 978-5-6049510-6-4, М. – НП «Литературная Республика», 2023 – 212 с.

16. Журнал «МОСКВА ЛИТЕРАТУРНАЯ» №1, 2023,
В.В. Морозов: «Александра Крючкова. Об авторе»,
ISBN 978-5-6049510-4-0, М. – НП «Литературная Республика», 2023 – 100 с.



***** БЛАГОДАРНОСТИ *****

Автор выражает сердечную благодарность
всем персонажам и прототипам рассказов,
в том числе многочисленным призракам
и всем-всем-всем остальным!

***** ЭТА КНИГА ПОСВЯЩАЕТСЯ *****

каждому её читателю!
а также: моим родителям,
бабушкам, дедушке и прадедушке,

сыну Андрею, нашей кошке Жозефине

и всем-всем-всем
ДОБРЫМ существам и сущностям!


***** Д.И. НЕМЕЛЬШТЕЙН: «О ЛЮБВИ и СМЕРТИ из СТРАНЫ ТУМАНОВ» *****


Книга философско-мистических рассказов Александры Крючковой «Сказки призраков» (о любви и смерти из Страны Туманов) похожа на ларец с драгоценностями: на каждой странице — нечто уникальное, но, примеряя истории на себя, читатель обязательно найдёт «своё»! Даже тот, кто не обременён страстью к мистификациям и со скепсисом воспринимает разговоры о Потустороннем мире, будет очарован смыслами, искусно вплетёнными автором в ткань увлекательного повествования. Эти истории не только отражают высокую степень писательского мастерства — они излучают Свет потаённой мудрости и наполнены божественной Любовью.

С автором «Сказок призраков», как ни странно, я познакомился у Евгения Борисовича Рейна на его семинаре поэзии в Школе букеровских лауреатов 2012 в Милане, где в итоге Е. Б. Рейн объявил Александру Крючкову победителем по классу поэзии с вручением ордена им. С. Есенина «Золотая осень» и сертификата на бесплатное издание книги от Московской городской организации Союза писателей России.

Там же, в Милане, Александра была отмечена и на курсе прозы писателем Виктором Ерофеевым, который выделил для семинаристов её роман «Книга Тайных Знаний», открывающий авторскую серию книг «Игра в Иную Реальность».

«Сказки призраков» гармонично дополняют эту серию. Восхищает идея сборки рассказов в книгу: все главные герои — уже призраки. Переместившись на Тот Свет, они вместе с автором оказываются в длинной и медленной очереди в Небесную Канцелярию, расположенную в Городе Солнца, где каждому будет озвучена его дальнейшая участь. Чтобы скоротать время и согреть душу, призраки разжигают костёр, бросая в него свои истории — о жизни на земле. Волей Всевышнего автор — по факту слушатель историй — в итоге возвращается из Города Солнца на Землю, чтобы уже «по памяти» записать и передать людям «Сказки призраков».

Книга неслучайно состоит из нескольких частей. Скомпонованная по принципу от земного к небесному, она неспешно уводит читателя всё дальше — в Тонкий Мир, туда, откуда планета-Земля видится едва различимой точкой в Бездне Космического Разума.

Часть I. «ЛЮБИ МЕНЯ СЕЙЧАС!» — философские истории о любви, объединённые сожалением и раскаянием главных героев в том, что они не смогли прожить данную им возможность любви по-настоящему. Причины различны, но итог невозможно изменить: невыраженная любовь гложет душу, тянет в прошлое, куда вернуться уже не получится. Но возможно ли воплотить мечты в посмертной реальности?
История «Кошачье имя» из данного цикла достойна самых высоких похвал: она не просто трогательна — читатель ни капли не усомнится в том, что её рассказывает… преданный хозяину пёс!

Часть II. «ВЕРШИТЕЛЬ СУДЕБ» — шокирующие истории о тех, кто возомнил себя Богом: извращенцы-маньяки и вполне себе на уме — хладнокровные, расчётливые убийцы совершают преступления без зазрения совести.

Невероятная способность автора проникать в сознание маньяка достигает кульминации в леденящем душу, чисто «хичкоковском» рассказе «Клюква» и сражает читателя наповал, вызывая в нём страх не только болот, но и самой клюквы!

Часть III. «НЕПРИКАЯННЫЕ» — мистические истории в духе Эдгара По о явлениях призраков, каждая из которых поражает непредсказуемым сюжетом. География явлений обширна: Лондон, Париж, Рим, Прага, Москва, Нью-Йорк… Но где бы призраки ни появлялись — в современных офисах или в домах, идущих под снос, гуляют ли в парке у Лувра или посещают морской курорт в Италии — они ищут возможность завершить некую подвисшую при их земной жизни ситуацию, которая не даёт им покоя после смерти, либо приходят на помощь ещё живущим близким. Рассказы столь трогательны, что не оставят читателя без сопереживания: он невольно ищет путь спасения для главных героев, обретая его вместе с ними и для себя.

И здесь — очередной шедевр — душещипательный рассказ «Дом у станции» о заброшенном деревянном доме, в котором собирается не одно поколение призраков, чтобы попить чаю, поиграть в шахматы и пережить счастливые мгновения прошлого. Именно третья (центральная) часть книги является дверью в Иную Реальность.

Часть IV. «НОСТАЛЬГИЯ ПО ТЕЛЕСНОМУ» и Часть V. «СКАЗКИ СТРАНЫ ТУМАНОВ» представляют собой рассказы обитателей Тонкого мира: ещё не воплощённых, но готовящихся к воплощению душ; развоплощённых, но тоскующих по телесности, а также истории иных существ — например, Чёрного Ворона, служащего Стражем в Стране Туманов, персонажей сказок и прочих мыслеформ.

Здесь улавливается влияние Г. Х. Андерсена и Э. Т. А. Гофмана, О. Уайльда и С.-Экзюпери, и жемчужиной данной коллекции, на мой взгляд, является сказка «Кувшинка», кстати, трижды переизданная и полюбившаяся читателям. А вот рассказ «Гостья» взрывает сознание, казалось бы, тривиальным чаепитием… со Смертью.

В книгу «Сказки призраков» вошли как новые рассказы, так и изданные ранее (из книг «Верите ли Вы в призраков?» и «Кувшинка»), получившие положительные отзывы литераторов ещё при первом выходе в свет. Известный поэт и прозаик Александр Карпенко правомерно сравнил новеллы Крючковой с мистическими триллерами Эдгара По.

Рассказы из книги «Сказки призраков» отмечены премиями: им. Эдгара По «Тень птицы» и им. А. Хичкока «Дело №…» (Московская городская организация Союза писателей России, НП «Литературная Республика», 2021), им. Г. Х. Андерсена и Э. Т. А. Гофмана «Сказки для взрослых» (Открытый Литературный Клуб «ОткЛиК», 2022), «Литературный Олимп» (Лига писателей Евразии, 2012).

Поразительная особенность прозы Крючковой — полное отсутствие грани между земной действительностью и Иной реальностью: за увлекательным чтением мы, подчас, даже не замечаем, что герой или героиня уже перешли в Потусторонний Мир! А всех персонажей книги — решительных и не очень, романтичных и расчётливых, любящих и ненавидящих, умных и наивных, счастливых и несчастных, богатых и бедных — объединяет одно: они смертны и, в основном, внезапно.

Мистическая составляющая мастерски сопрягается автором с повседневной рутиной и реальными событиями эпохи. Так, за фабулой «Города Дождей» стоит зловещая панорама гибели двух башен-близнецов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, в «Застрявшем Плутоне» — эпидемия коронавируса.

В рассказе «Развоплощённая» слышится эхо Великой Отечественной войны: призрак женщины, некогда входящей в агентурную сеть и заброшенной в Италию в годы войны, с материнским упорством уже полвека разыскивает своего сына, эвакуированного с детским домом в Сибирь.

В маленькой повести «Спокойной ночи» воссоздана картина бешеного ритма жизни и вращения в бизнес-кругах Москвы в зловещие 1990-е, когда были востребованы такие беспринципные люди, как обкрадывающий владельца мебельной фирмы Мешков и готовая на всё ради денег любвеобильная Оксана, с лёгкостью продавшая свою подругу заказчику убийства.

Весьма примечателен и образ Хрючкина (рассказа «Фотоплёнка»), выпукло и ярко выписанный автором с явным сарказмом. Мы видим госчиновника, благополучно перебравшегося из советской эпохи в эпоху кардинальных перемен: как получал он свои чаевые в виде процентов, взяток и откатов, так и получает. И он не погибнет — «Хрючкины» вечны…

Удивительно, что многие произведения из книги созданы Александрой в подростковом возрасте, настолько хорошо они огранены. Написанные пастельными тонами, они лиричны, нежны, в них сквозит лёгкая печаль и недетское понимание красоты мира, в котором надо всем превалирует Божественная Любовь. Изрядную её долю продуцирует и сам автор, будто так и оставшаяся жить на Земле в возрасте девочки-подростка. Но прав персонаж из её «Прощания с детством»:

«Времени не существует. Оно условно и относительно. И ты научишься им управлять, когда поймёшь, что на самом деле совершенно не важно, сколько тебе лет на Земле, главное — кем ты себя ощущаешь…»

Да! Смотреть на мир детскими глазами, будучи взрослым человеком, — дар Творца.

После прочтения книги возникает ощущение, что автор неотрывно и пристально наблюдает за своими героями — и даже за читателем! — не со стороны, а как бы сверху, с разной высоты, то приближаясь к ним, то удаляясь, но никогда их не покидая… словно… ангел-хранитель.

Впрочем, на вопрос «Верю ли я в призраков?», процитирую мудрое «Письмо из Астральных Скрижалей», включённое автором в «Сказки призраков»:
 
«Безусловно, любезный друг мой… в жизни моей происходили и другие необъяснимые случаи, связанные с перешедшими в Мир Иной, но признаюсь Вам, что больше всего меня всегда беспокоили взаимоотношения живых людей, поскольку именно они превращают некоторых из нас в призраков…»

Дмитрий Иосифович НЕМЕЛЬШТЕЙН,

поэт, писатель, историк,
член Союза писателей России

Журнал «ДЕТИ РА» №1 (194), 2022,
Журнальный зал «ГОРКИ МЕДИА»:

https://reading-hall.ru/publication.php?id=30279
https://reading-hall.ru/contents.php?id=2905
http://detira.ru/arhiv/publication.php?id=30279
http://detira.ru/arhiv/contents.php?id=2905


*********А.Н. КАРПЕНКО: «ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ В ПРИЗРАКОВ?»*********
(на первое издание книги)

Лирические новеллы Александры Крючковой никого не могут оставить равнодушным. Они повествуют о самом уязвимом и хрупком в судьбе человека — становлении и распаде отношений между мужчиной и женщиной, о разных ликах посю- и поту- сторонней жизни. Рассказы Крючковой совсем небольшие, странички две, не больше, но как много переживаний выпадает на долю их героев!

Писательница использует эффект «детективной» концовки: все, как правило, заканчивается не так, как предполагает читатель. И высший пилотаж драматургии этих рассказов — когда одна эмоция «перебивает» другую и переворачивает исход. Перевернутый исход вызывает у читателя подчас прямо противоположные, зашкаливающие эмоции.

Вторая и третья части книги написаны в духе мистических триллеров Эдгара По. Только в наше время призраки появляются не в старых готических замках, а, например, в фешенебельных офисах известных фирм (рассказ «Письмо»). Видите ли, им, призракам, абсолютно все равно, где появляться. Антураж помещения нисколько их не интересует. Они, как и в произведениях минувших веков, привязаны духом к помещениям, в которых погибли. Хотя, по правде сказать, мне больше по душе рассказы без «потусторонней» жизни — «Пианино», «Кошачье имя», «До завтра».

Все без исключения новеллы Александры Крючковой написаны на высоком художественном уровне повествования и драматургии. В творческой биографии Крючковой — много удивительного. Стихи и прозу она начала писать в 11 лет. И не просто начала — некоторые новеллы, написанные Александрой в 14 лет, вошли в книгу рассказов, о которой идет речь в моей заметке. Об этом свидетельствуют датировки под произведениями. Рассказы не просто «вошли» в книгу, а заняли в ней достойное место. Давние произведения вундеркинда Крючковой, вошедшие в ее сборник, написаны рукой мастера. А еще говорили, что новых Лермонтовых у нас больше не будет — виною тому якобы «медленное» взросление современной молодежи. Как бы не так! Когда читаешь рассказы Александры Крючковой, не возникает даже мыслей о том, что они написаны девушкой-подростком.

Я думаю, что столь раннее взросление Крючковой, как и в случае с Лермонтовым, вызвано преждевременной кончиной обоих ее родителей. Трагическое сиротство не могло не сказаться на детской психике. У Александры Крючковой это вылилось в неподдельный интерес к потустороннему миру. Драматизм жизни рано вошел в ее душу. Как и в случае с Лермонтовым, все узнали про вундеркинда Крючкову «задним числом», когда она уже выросла и стала известным поэтом.

В книге «Верите ли вы в призраков» представлены рассказы, написанные Александрой в юном возрасте. Они и сегодня не утратили своей первозданной ценности. А все-таки жаль, что в девяностые годы прошлого века стране было наплевать на гениальных своих детей. И что ранние рассказы Александры Крючковой опубликованы только через два десятилетия после того, как они были написаны.

Александр Николаевич КАРПЕНКО*,

поэт и писатель

Газета «ПОЭТОГРАД» №12 (113), 2014

https://www.reading-hall.ru/publication.php?id=9499
http://www.poetograd.ru/arch.html


*********М.А. ЗАМОТИНА: "ДОБРЫЕ И МУДРЫЕ СКАЗКИ-ПРИТЧИ АЛЕКСАНДРЫ КРЮЧКОВОЙ"*********

(на "Сказки Страны Туманов" в издании "Сны старого Фонаря")

«Здесь у каждого есть свой дом, но его надо найти…»
А. Крючкова

Есть мнение, что сказки любят все – и дети, и взрослые. Наверное, потому что жанр этот особенный, волшебный. В сказках возможны самые невероятные превращения и перевоплощения, героям подвластно перемещаться в любой из существующих и несуществующих миров, вымысел неотделим от реальности.

Сказок в наши дни много. И в книжных магазинах, и в электронных библиотеках. Безусловно, в новом веке в русской сказочной традиции появились новые черты. «Какие?» – спросит читатель. Что может измениться в сказке? Ведь сказка – жанр древний и всем понятный. Но и в то же время сегодня в ней мы видим и новые стилистические приемы, и новую предметность, и особой остроты актуальность.

Сказки Александры Крючковой, в первую очередь, отличает доверительная интонация. Автор словно ничего не выдумывает, она не фантазирует, не лукавит. Разве нет Страны Снов? Или Страны Туманов? Есть, конечно. Мы это точно знаем. Почему? А потому что автор говорит с нами, читателями, как с близкими, родными людьми. Мы доверяем ей, и это располагает нас к её героям.

У всякого литературного произведения, как и у музыкального, есть своя тональность. И у сказок Александры Крючковой она тоже есть. Но тональность, как и музыку, надо слушать. Не сомневаюсь, каждый читатель это сразу поймёт, с первых же строк:

«Пушистая верба дремала в венецианской вазе на подоконнике, когда на её веточке появилась нежная Бабочка…» («Сон старого фонаря»)

Но совсем по-другому начинается и звучит «Лестница в Небо»:

«Олеся с замиранием сердца ждала свой самый любимый праздник – Новый год, именно как Новый, чтобы тот кардинально изменил её жизнь. Девочка уже давно болела, но врачи заверяли, что Олеся вот-вот поправится. А в качестве подарка ей, как всегда, хотелось получить книжку о звёздах».

Для меня сказка – это, в первую очередь, настроение. Книжка Александры прекрасно проиллюстрирована самим автором. А если совпадает слово и видение слова, то это – особое настроение! Александра Крючкова и как писатель, и как художник не дотошна в мелочах, её мир ярок, элегантен, добр и очень прост в восприятии. Это восхитительно! Картинки яркие, элегантные. Весёлые и добрые. И такие понятные!!! И в то же время сказки Александры никак не назовёшь статичными красочными полотнами. В них всё в движении. В движении мысли и мечты.

Очень важно, что новые сказочные миры Александры Крючковой, а в этой книжке их несколько, нам, читателям, доступны. Как доступны они и её героям. И мы даже не задумываемся, почему легко и естественно воспринимается, казалось бы, несовместимое во времени и пространстве, – Александра прекрасно владеет законами жанра, в её сказках атмосфера обыкновенного чуда не противится подлинной географии:

«День рождения — грустный праздник. Хорошо, что он случается нечасто. Гости, из года в год повторяющие одни и те же пожелания, уже разошлись. Но на этот раз Петя чувствовал: вместе с гостями его жизнь навсегда покидает неуловимое Нечто, и он никак не может повлиять на ситуацию – ни остановить, ни вернуть это Нечто. Оно оставляло мальчика наедине с огромным взрослым миром, столь не похожим на сказку, а плюшевый мишка грустил в кресле и ждал, когда же Петя обратит на него внимание, обнимет и скажет что-нибудь доброе и ласковое…»
(«Прощание с детством»)

Чудесным образом живут герои Александры Крючковой в природе. В сказке «Кувшинка» – и сам цветок, и два Лягушонка, Младший и Старший. Героев в этой сказке много больше, сказка только начинается с простого вопроса: «Чего грустишь, Кувшинка?» Это даже скорее притча с элементами сказки.

Взрослому читателю действительно некоторые сказки могут показаться притчами. Читаем в словаре: «При;тча — короткий рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (мораль). Владимир Даль толковал слово “притча” как “поучение в примере”. Жанр эпоса: небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме».

Пожалуй, не только «Кувшинку», но и «Заколдованное Озеро», и «Заколдованного Принца» Александры Крючковой можно считать притчами.

Но мир ребёнка – особый мир. Детский взгляд останавливается на мелочах. Ребёнок часто испытывает неизбывную тягу творить из собственного впечатления сказку. «Зачем?» – спросит взрослый человек. И как ответить? А в детстве всё сказочно. Что для нас, взрослых и образованных, – перенос смысла, метафора, аллегория, поучение, то для ребёнка – просто сказка.

Сказочный мир, созданный Александрой Крючковой, и не важно, кто в нём «путешествует», взрослый читатель или ребёнок, покоряет сердца мудростью и добротой. Природа сказки заключает в себе условность, которую мы ожидаем, как принимаем обязательные чудеса – необходимый атрибут жанра. Гномы, тролли, эльфы, волшебные палочки, существующие в народных сказках мира, – это привычно и незыблемо. Иное дело – авторский сюжет. Тут – масса возможностей. И Александра умело их использует.

Истории Александры Крючковой очень симпатичны своей трепетностью и доброжелательностью. Иногда отдельные эпизоды её сказок оказываются настолько реалистичными, так похожи на то, что происходит в действительности сегодня, что воспринимаются как рассказы с некоторым добавлением фантастических сюжетов.

Например, герои истории «Девочка и Кошка» – очеловеченные свойства наших натур:
«Они не вернулись… Возможно, кто-нибудь из вас однажды и встретит их, двух вечных странников – Девочку и Чёрную Кошку, но, возможно, они уже добрались до Лестницы в Небо и присоединились к мириадам звёзд, освещающих ваш путь…»

Александра Крючкова – человек добрый, несомненно. А как она любит своих героев! И мы понимаем, за что! Да, замечу, что добро и вера в счастье и справедливость – в числе избранных для автора добродетелей. Но она не навязывает своего мнения, а легко и свободно показывает героев в созданных для них обстоятельствах.

Автор – не скучный педант, а творческий человек, незаметно организующий пространство сюжетных коллизий, перипетий, взаимоотношений героев, предметов, явлений, пространство чувств, непосредственное восприятие сказочного мира.

«Где-то далеко в Небе они заметили очертания неизвестного Города. Им стало интересно: что это за Город – не на Земле, а в Небе? Никогда раньше они не видели таких городов!»
(«Девочка и Море»)

В сказках Александры Крючковой легко читается непреложность авторского понимания добра и зла, автор воспитывает как у взрослых, так и у маленьких читателей умение узнавать мир, способность чувствовать красоту, она учит нас вере в жизнь добрую, мудрую, честную.

«А Девочка исчезла. Скалы больше не созерцали её здесь, на берегу моря, на закате Солнца. И только книжка, оставленная Девочкой на прибрежном камне, напоминала им о её существовании…»

Сказка вселяет надежду. Если что-то у нас не складывается именно так, как в сказке, то мы всё равно стараемся, чтобы всё-таки желаемое свершилось, чтобы наши мечты претворились в жизнь. В суете нынешних забот и житейских неурядиц иногда вдруг становится грустно и тоскливо, и тогда на помощь как спасательный круг приходит сказка. А ещё хорошая сказка – настоящая Золотая рыбка, и осенью 2022 года от лица Московской городской организации Союза писателей России я провела награждение Александры Крючковой литературной премией «Рыбка золотая» с вручением одноимённой медали «за создание фантазийных и сказочных произведений для детей и взрослых», за книгу «Сны Старого Фонаря».

Сказки Александры умны и бескомпромиссны. Ценнейшие качества – добро, гармония, верность и честь в её сказках, равно как и осуждение злобы и коварства, найдут пути к сердцам детей и взрослых не только в нашей стране, но и по всему миру.

Марина Анатольевна ЗАМОТИНА,

Заслуженный работник культуры РФ,
член Правления Московской городской организации
Союза писателей России,
Ответственный секретарь
творческих объединений критиков и литературоведов,
драматургов, детских и юношеских писателей

Газета «ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИЗВЕСТИЯ» №12 (210), 2022,

https://reading-hall.ru/publication.php?id=32390
http://litiz.ru/archive/litiz_2022_12(210).pdf
https://reading-hall.ru/contents.php?id=3209


*********Д.И. НЕМЕЛЬШТЕЙН: "«СНЫ СТАРОГО ФОНАРЯ» Александры Крючковой – СМОТРЕТЬ ВСЕМ!"

(на "Сказки Страны Туманов" в издании "Сны старого Фонаря")

Впервые на русском и английском языках в полноцветном издании – книга замечательной писательницы Александры Крючковой «Сны Старого Фонаря», куда вошли чудные сказки, одинаково интересные и маленьким, и взрослым. Примечательно, что автором выполнен не только перевод, но и художественное оформление издания. Очаровательные рисунки пастелью одновременно по-детски наивны и чисты, по-взрослому серьёзны и добры. Забегая несколько вперёд, скажу, что сказочные миниатюры Александры Крючковой, отражая высокую степень писательского мастерства, поистине излучают Свет потаённой мудрости и наполнены Божественной Любовью.

Поразительная особенность прозы Крючковой — полное отсутствие грани между земной действительностью и Иной реальностью, читатель перемещается в пространстве и во времени, словно героиня «Лестницы в Небо», Олеся, то ныряя в Галактику, где

«повсюду плавают кораблики. Много-много самых разных: мирных — с путешественниками, пиратских — с парусами, пушками и попугаями, да и просто одиноких лодочек — без никого и ничего…»,

то возвращаясь обратно; средством возвращения служат многочисленные волшебные лесенки –

«верёвочные и канатные, деревянные и металлические, даже мраморные — различных цветов и размеров, а также — домашние стремянки…».

Благодаря удивительному таланту автора создаётся впечатление, что подобное доступно каждому – и ребёнку, и взрослому – но только если он «верит в свою звезду»; ведь «крылья выдают тем, кто в них верил». Однако за обилием небесных лестниц и корабликов читатель в какой-то момент обнаруживает, что это –  сказка о бескорыстной дружбе и надежде на торжество добра и справедливости. Олеся никогда и никому не выдаст печального секрета своего друга Вадика, а её желание поделиться счастьем и помочь другу стать настоящим принцем настолько глубоко и искренно, что вызывает умиление и поражает читателя в самое сердце.

Таинственная миниатюра «Заколдованный Принц» о ночи, проведённой странницей на берегу озера в Стране Туманов, ненавязчиво рассказывает о небесных законах, нарушение которых даже во сне грозит серьёзными последствиями, но автор оставляет надежду каждому стать настоящим, чтобы творить чудеса:

«Лишь настоящая принцесса из Мира людей, способная полюбить любовью Высшего из Миров, сможет расколдовать принца!»

…несмотря на то, что для этого необходимо

«… отважиться проделать столь нелёгкий путь с Земли к этому озеру и почувствовать в дереве живую человеческую душу…»

«Сон Старого Фонаря» по-настоящему волшебен: на наших глазах на веточке вербы гусеница превращается в бабочку, которая делится с нами очередной тайной. Лишь преодолев собственные страхи, читатель позволит мечтам воплотиться в реальность. Но как это сделать? Как преодолеть страх? Бабочка знает ответ и на этот вопрос; беседуя с девочкой, она дарит надежду на Свет каждому из нас.

Несмотря на различные первопричины стремления в Небо и финалы историй, миниатюра «Девочка и Кошка» и сказка «Кувшинка» пронизаны всё той же надеждой на обретение счастья. Впрочем, перечитав восхитительные истории Александры Крючковой, представленные в «Снах Старого Фонаря», трудно не прийти к мысли, что связующей нитью этого сказочного цикла являются Вера, Надежда и Любовь в их вечном божественном переплетении.

Жемчужина данной коллекции, на мой взгляд, – сказка «Кувшинка», в которой Ангел даёт возможность главной героине (цветку) исправить ошибку, чтобы исполнить своё предназначение на Земле и обрести настоящее счастье в Небе. Сказка заставляет читателя пристальнее взглянуть на свою собственную жизнь, в том числе и с иной – небесной – точки зрения.

Да и во время чтения книги, читателя до последнего абзаца не оставляет ощущение, что автор неотрывно и пристально наблюдает за героями — и даже за самим читателем! — не со стороны, а как бы сверху, с разной высоты, то приближаясь к ним, то удаляясь, но никогда их не покидая… словно… ангел-хранитель.

Две притчи – о том, как море стало солёным («Девочка и Море»), и о том, как реальность превратилась в сказку («Заколдованное Озеро») – лаконичны и мудры, в очередной раз подтверждая аксиому о сестре таланта – краткости.

Удивительно, что произведения этой книги созданы Александрой в подростковом возрасте (12-14 лет), настолько хорошо они огранены. Частично опубликованные ранее в книгах «Сказки Призраков» (ч.V. «Сказки Страны Туманов»), «Верите ли вы в призраков?» и «Кувшинка», они получили положительные отзывы литераторов ещё при первом выходе в свет. Известный поэт и прозаик Александр Карпенко правомерно сравнил ранние миниатюры автора с гением юного Лермонтова («Поэтоград», №12 (113), 2014).

В текстах Крючковой улавливается влияние Г. Х. Андерсена, Оскара Уайльда и Сент-Экзюпери. Написанные пастельными тонами, сказочные истории лиричны, нежны, в них сквозит лёгкая печаль и недетское понимание красоты мира, в котором превалирует Божественная Любовь. Изрядную её долю продуцирует и сам автор, будто так и оставшаяся жить на Земле в возрасте девочки-подростка. Прав персонаж из сказки «Прощание с детством»:

«Времени не существует. Оно условно и относительно. И ты научишься им управлять, когда поймёшь, что на самом деле совершенно не важно, сколько тебе лет на Земле, главное — кем ты себя ощущаешь…»

Да! Смотреть на мир детскими глазами, будучи взрослым человеком, — дар Творца.
Неслучайно сказочный цикл Александры Крючковой отмечен литературными премиями за творчество и для детей, и для взрослых: «Золотая Рыбка» (Московская городская организация Союза писателей России, 2022), «Сказки XXI века» им. Г.Х. Андерсена (НП «Литературная Республика» совместно с МГО СП России, 2022), «Сказки для взрослых» им. Г. Х. Андерсена и Э. Т. А. Гофмана (Открытый Литературный Клуб «ОткЛиК», 2022).

Окунитесь в разноцветные «Сны Старого Фонаря», прочувствуйте слитые в них воедино Земное и Небесное, и лучи Божественной Любви непременно озарят вас и согреют ваше сердце и душу.


Дмитрий Иосифович НЕМЕЛЬШТЕЙН,

писатель, историк,
член Союза писателей России,
лауреат международных литературных премий


Газета «ПОЭТОГРАД» №11 (407), 2022

https://reading-hall.ru/publication.php?id=32429
https://poetograd.ru/nomer.php?id=32429
https://poetograd.ru/arch.html
https://reading-hall.ru/contents.php?id=3212