Забытый робот

Леонид Воронов
Забытый робот
Л. Воронов.
Когда люди научились отправлять в Космос космические корабли и посылать их на другие небесные тела, им очень захотелось больше узнать о других планетах нашей Солнечной системы. Особенно людей интересовала планета Марс, потому что на Марсе есть атмосфера, потому что он похож на Землю и потому что Марс – ближайший наш сосед.
 Инженеры и ученые построили робота, который мог сам передвигаться, имел два манипулятора вместо рук и много всевозможных датчиков, с помощью которых мог видеть, слышать, проводить анализы воздуха, почвы, минералов. Но главное, он умел обучаться самостоятельно и умел думать почти как человек. А звали робота Эвклид.
Этого робота люди отправили на планету Марс. Эвклид понимал, какая важная миссия ему поручена его создателями, и надеялся выполнить ее со всем усердием, на какое был способен. Ему и самому было интересно увидеть другую планету и путешествовать по ней.
Спускаемый аппарат вошел в атмосферу Марса, точно по плану, но при посадке на грунт произошла авария. Аппарат опустился на крутом склоне, Эвклид перевернулся вверх колесами, и получил повреждения. В его электронной памяти все перепуталось, он потерял ориентацию и многие свои функции. В том числе, и связь с Землей. Работал только его мозг, но работал неправильно. Это было похоже на потерю сознания и сотрясение мозга человека. Роботу не было больно, потому что в его мозге не было предусмотрено ощущение боли. Но Эвклид умел думать. И хоть мозг его был поврежден, он действовал. После многих беспорядочных команд, которые давал мозг своим органам, он остановил действие всех своих механизмов, потому что получил от датчиков сигнал, что заряд его аккумуляторов очень сильно снизился. Эвклид был парализован, но для работы мозга энергии еще хватало. Мозг Эвклида стал восстанавливать свои внутренние цепи и программы. Ему удалось выяснить, что на его фотоэлементы не попадает свет солнца, поэтому аккумуляторы не заряжаются. Ему также удалось определить свое положение, он понял, где низ, где верх, и как это положение можно было бы изменить с помощью манипуляторов, но для манипуляторов уже не хватало энергии аккумуляторов. Можно сказать, что Эвклид «пришел в себя» после падения, но сил для того, чтобы «встать» у него уже не оставалось. Эвклид продолжал настраивать свои программы, он уже точно знал последовательность своих действий, чтобы встать на колеса, но сделать этого не мог. Наконец энергия закончилась и Эвклид уснул. Его мозг перестал работать.
На Земле прошло двадцать два года. Про потерянного на Марсе робота никто уже на Земле не вспоминал. Но Эвклид не умер, он просто спал. И однажды он проснулся. И вот как это произошло: через полтора года после падения над поверхностью Марса пронеслась сильная песчаная буря. Песок и пыль выдуло ветром из-под Эвклида, а неподалеку сдуло ветром пыль из плоского кварцевого кристалла, и он заблестел на солнце. Луч солнца от этого кристалла каждый день попадал на фотоэлементы Эвклида. И хоть продолжалось это всего несколько минут в день, аккумуляторы неуклонно накапливали энергию, пока ее не накопилось достаточно, чтобы разбудить спящий мозг Эвклида. Робот очень обрадовался, когда проснулся! Ведь он думал, что засыпает навеки. А теперь он мог еще и видеть одним «глазом» видеокамеры! Она также освободилась от песка. Эвклид мгновенно рассчитал, хватит ли ему теперь сил, чтобы встать на колеса. Энергии пока не хватало, но теперь робот знал, что каждый день его силы увеличиваются и ему нужно подождать еще два месяца, четыре дня, семь часов, восемнадцать минут и двадцать семь секунд. И тогда он сможет отжаться от поверхности манипуляторами и встать на колеса. Роботы любят точность.
Он переключил свой мозг на экономичный режим, в котором отсчитывал только время – думать можно будет потом, когда энергии будет много.
И вот, эта секунда наступила. Эвклид включил все необходимые механизмы, покрепче уперся манипуляторами в скалу, и медленно отжался на точно рассчитанный угол. Эвклид приподнялся, кувыркнулся, и встал на колеса, которые тотчас провернулись, занимая наиболее устойчивое положение. Фотоэлементы распрямились и повернулись к солнцу. На все эти действия ушла вся накопленная за восемь месяцев энергия аккумуляторов. Эвклид, конечно, знал более точную цифру, сколько дней и секунд освещал его фотоэлементы кристалл кварца. И точно знал, сколько нужно подождать под солнцем, прежде чем познакомиться, поблагодарить и подружиться с этим кристаллом, который спас Эвклиду жизнь. Наверно он тихо мечтал об этом, когда дремал в экономичном режиме. 
Теперь, когда свет солнца освещал всю поверхность фотоэлементов, энергия накапливалась быстро, и через короткое время Эвклид приступил к действиям. Он направил свои видеокамеры на кристалл кварца. Он хорошо разбирался в минералах. Робот подъехал поближе, протянул свои манипуляторы к кристаллу и осторожно извлек его из грунта. Открылся контейнер, и манипуляторы бережно опустили в него кристалл. Так Эвклид обрел друга и постоянного спутника.
В памяти Эвклида существовали провалы: он не помнил, кто и зачем его создал, почему он находится именно в этом месте, что ему нужно делать. Но он умел думать и умел обучаться. Чтобы обучаться, нужна информация, чтобы информации было много, нужно ее искать, чтобы ее искать, нужно передвигаться. Перед роботом было бесчисленное множество направлений, но четыре из них были главными: север – юг, восток – запад. Эвклид выбрал юг, потому что знал, что на юге солнце поднимается выше над горизонтом, и там аккумуляторы будут получать больше энергии. Эвклид поднялся на склон и повернул на юг. Горизонт сразу расширился, и Эвклид получил круговой обзор.
 
Он увидел обломки спускаемого аппарата, и сразу понял, что между этими обломками и им самим есть прямая связь. Обломки не могли появиться ниоткуда, значит, они образовались в результате падения. Эвклид впервые обратил свои видеокамеры в небо, подробно его обследовал и сохранил в памяти. Сейчас у него была цель – двигаться на юг. По пути он фиксировал все, что видел, проводил анализы некоторых объектов, но почти не останавливался. Он уже точно знал свою скорость, и понимал, что добраться до экватора сможет примерно за семь месяцев, двенадцать дней, три часа, девять минут. Потом эту цифру он неоднократно корректировал, потому что на пути встречались препятствия, которые нужно было обходить. Он прошел небольшой путь, но уже понял, что поверхность, по которой он движется, имеет шарообразную форму. А солнце и звезды передвигаются по небу. Потом Эвклид понял, что небесные объекты можно считать неподвижными, а вращается сама планета, на которой он находится.
Объезжая одну скалу, он просверлил в ее тени скважину. Его анализаторы обнаружили под слоем песка лед. «О, да тут есть вода!» - обрадовался Эвклид. Пить он не хотел, но наличие воды его почему-то обрадовало. Он понял, что сделал важное открытие, хотя не понимал, почему это для него важно.
Солнце склонилось к горизонту на западе, и Эвклид понял, что скоро наступит ночь. Он остановился, повернул свои фотоэлементы на восток в точку, где по его расчетам должно утром появиться солнце. И погрузился в размышления.
Утром он открыл свой контейнер и внимательно обследовал кристалл кварца. Что-то в этом обломке было неправильное. Он уже видел множество разнообразных камней на этой планете, но ни разу не видел у них такой ровной поверхности, как одна плоскость этого кристалла. Он заметил фрагмент еще одной плоскости, строго перпендикулярной к большой плоскости. Эвклид просканировал свою огромную память в поисках аналогов такого явления. И пришел к выводу, что обломок кристалла является частью какого-то объекта правильной формы, а такие объекты в природе не встречаются. Они могут появляться только в результате искусственной обработки. Эвклид закрыл контейнер и продолжил путь.
Ему встречалось на пути множество кратеров от падения метеоритов. Он их фиксировал в памяти, брал пробы грунта, собирал образцы. Однажды его путь пересекла огромная трещина глубиной в несколько сотен метров. Пришлось двигаться вдоль нее, сначала на запад, а потом вернуться, поскольку к западу трещина расширялась. На востоке трещина закончилась только через тридцать километров, и тогда Эвклид смог продолжить свой путь на юг. После трещины ландшафт изменился: теперь на юг тянулись длинные песчаные дюны, на которых почти не было препятствий, и Эвклид увеличил скорость движения. Однажды в двух километрах на запад он заметил объект, который привлек его внимание настолько, что робот принял решение изменить маршрут, чтобы обследовать его вблизи. Это была геометрическая фигура в форме пирамиды высотой 12 метров. Анализаторы показывали, что пирамида состоит из базальта, имеет правильную форму, хотя многие тысячи лет происходило выветривание породы и ее грани деформированы. Эвклид отнес этот объект в разряд искусственных. От пирамиды он двинулся точно на юг и через 1200 метров обнаружил круглый колодец диаметром 1,2 метра. Его радар показал глубину колодца 90 метров. Колодец Эвклид также классифицировал, как искусственное сооружение.
Эвклид добрался до экватора и изменил свой курс на 900. Теперь он двигался вдоль экватора на запад. Каждые десять суток он включал свою радиостанцию и отправлял в эфир свои позывные. Он знал, что антенна его радиостанции сильно повреждена при падении и мощность радиосигнала  составляет 3,2% максимальной мощности. Он не знал, кому посылает сигналы и от кого ждет ответ.
Однажды путь роботу преградила отвесная стена, которая тянулась с юго-востока на северо-запад. Она образовалась в результате опускания грунта на большом участке поверхности. Стена высотой до ста метров тянулась изломанной линией на протяжении многих десятков километров. Эвклид двигался вдоль этой стены уже одиннадцать суток, а ей все не было конца.
 Он заметил в небе новый движущийся объект. Эвклид провел вычисления. Это был астероид размером около двух километров, массой в 3 миллиарда тонн, который приближался к Марсу. По расчетам Эвклида астероид должен был упасть на планету в районе экватора на расстоянии в 2166 километров к востоку от места, где находился Эвклид. «На планете появится новый огромный кратер» - подумал Эвклид. А еще он подумал, что ему нужно искать укрытие, потому что падение астероида вызовет на Марсе крупные катаклизмы – марсотрясения, сильнейшие песчаные бури, пылевую завесу, которая закроет солнечный свет на многие месяцы. Эвклид рассчитал направление ветров и с учетом этих данных выбрал укромную расселину в высокой стене. Его датчики зафиксировали толчки и волны, которые прошли по поверхности планеты вскоре после падения астероида. Потом над планетой прошли невероятной силы ураганы, несущие по воздуху огромные каменные глыбы, в воздух поднялись миллионы тонн пыли, планету трясло, вековая тишина была нарушена, ревел ураган, падали камни, сверкали молнии, гремел гром. Эвклид переключился в экономичный режим, лишь иногда проводил съемку. Через восемь суток после падения астероида на Марсе прошел первый дождь за многие сотни тысячелетий.
Падение астероида не было случайностью. Люди Земли спровоцировали эту катастрофу. Они сумели изменить траекторию ядра кометы так, чтобы это ядро упало на Марс. Ядром этой кометы была огромная глыба обыкновенного льда, покрытая двухметровым слоем космической пыли. Таким способом люди хотели доставить на Марс воду, изменить атмосферу Марса, добавить в атмосферу кислород, чтобы обеспечить будущим колонистам возможность жить и работать на планете. Им это удалось. На Марсе прошел дождь!
Планета сотрясалась больше месяца, пыль висела в воздухе больше года. Эвклид не пострадал в своем укрытии, но энергия аккумуляторов снова закончилась, и он уснул на полгода. Пыль еще висела в воздухе, но атмосфера прояснялась, и солнечные лучи стали достигать фотоэлементов Эвклида. Он проснулся, но стоял неподвижно еще три месяца, экономя энергию. А затем продолжил свой путь. 
На Земле прошло 28 лет. Люди усовершенствовали космическую технику настолько, что приняли решение отправить на Марс экспедицию на пилотируемом космическом корабле. Когда корабль вышел на орбиту вокруг Марса, астронавты поймали радиосигнал с поверхности планеты из района, где не должно было находиться никаких земных автоматических станций и роботов. Это была сенсация.
В центре управления на Земле подняли архив и вспомнили забытого робота Эвклида. Астронавты вышли с ним на связь, дали задание следовать в район посадки спускаемого аппарата. Эвклид был счастлив, он поменял курс, рассчитал расстояние и время прибытия в заданную точку, до которой было всего-то три месяца, двадцать восемь дней, один час, тридцать четыре минуты и восемнадцать секунд. Теперь ему было весело двигаться к своей цели, потому что ежедневно с ним говорили, он передавал людям целый поток новых сведений о планете, которые усердно собирал на протяжении 48 лет. Он знал координаты всех искусственных объектов, которые находил, знал, где под грунтом залегают металлические объекты, где можно найти воду в замерзшем состоянии. Он знал много безопасных маршрутов, изучил весь экватор, знал все о погоде, о ветрах, хранил в памяти десятки тысяч фотографий, а в его контейнере хранились даже обломки базальта и кварца с древними марсианскими письменами. Он был очень полезен людям, забытый устаревший робот Эвклид!