Cusanus - De cribratione Alkorani - 1. 13 -

Юлиан Смирнов
                Николай из Кузы
                О просеивании Алькорана

                Книга первая
                Глава тринадцатая
                Простое показывание того, что Христос,
                будучи словом Бога Отца, является его сыном


Далее, из Алькорана ясно следует, что всё сотворено словом Божьим.*1 Стало быть, слово Божье – несотворённое, ведь всё сотворено благодаря нему.*2 Следовательно, оно – вечное, несотворённое слово. Стало быть, оно – не чувственно воспринимаемое слово, а более чем разумное.*3 Разумное же слово, посредством которого разум осуществляет всё, есть разумное понятие.*4 Ибо если бы разум не взирал на своё понятие, которое он разумно порождает, то он ничего не делал бы разумно,*5 как делает строитель дома, зрящий слово, или понятие, благодаря которому он возводит дом. Однако это называется словом, ибо как внешнее чувственно воспринимаемое слово порождается внутренним разумным словом, так и понятие порождается разумом и называется его словом. Стало быть, разумная природа посредством своего слова всё формирует и посредством слова восстанавливает. Ибо строитель посредством слова наделяет дом формой; если же дом рухнет, то строитель восстанавливает его посредством этого же слова.*6 Так Бог наделяет формой и восстанавливает посредством слова.
Это слово называется также мудростью, ибо Бог делает всё посредством своей мудрости.*7 И Алькоран говорит: «Явившийся в божественных силах Христос сказал: "Я пришёл, дабы мудростью положить конец вашим разногласиям, – следуйте за мной и страшитесь Бога!"»*8 Стало быть, Алькоран называет божественной силой и мудростью то, что он прежде называл словом. Так слово называется основанием.*9 Ибо всё создано с основанием, ведь нет ничего, чему бы не предшествовало законное основание.*10 Так слово называется речью, искусством или руководством, благодаря которому Бог творит всё. Евангелие же называет это словом, «без которого ничто не начало быть»,*11 и это же слово оно называет единородным Бога, «посредством которого он и века сотворил».*12
Но почему же того, «посредством которого всё сотворено», Алькоран называет скорее словом, нежели сыном? Возможно, потому, что, желая искоренить среди невежественных идолопоклонников любую форму многобожия, Алькоран не хотел давать повод впадать в заблуждение тем, кто не способен понять разумное сыновство иначе, чем то сыновство, которое видится в чувственно воспринимаемом мире. Разумному же плодородию более ближе слово, нежели сын. Так как Бог – всемогущий отец, создатель всего – есть всё то, чем он обладает, и так как невозможно, чтобы ему чего-то недоставало, то выражение «Бог обладает сыном» неудачно, ибо сказать так, очевидно, то же самое, что сказать: «Бог Отец есть сын», ведь обладать в нём – это быть.*13 Поэтому Алькоран вовсе не стремился противоречить Евангелию и свидетельству Иоанна сына Захарии, которого Алькоран признаёт и называет удостоверителем слова*14 и который в Евангелии подтвердил, что Христос – «единородный сын Бога».*15
Поэтому когда того, кого христиане называют Христом, словом или сыном Бога и сыном Марии, Алькоран называет Христом, словом Бога и сыном Марии, то это, очевидно, единственное, в чём Алькоран расходится с христианами.


                *

                Примечания


*1   Ср. Коран 2.117; 6.73; 36.82.
Теология слова, усматриваемая Николаем в Алькоране, является, как он полагает, достаточным основанием для того, чтобы пытаться убедить сторонников алькоранического учения в том, что Христос не только «слово Бога» (verbum Dei), но и «сын Бога» (filius Dei).

*2   Ср. «Евангелие от Иоанна» 1.3.

*3   Переход от онтологической проблематики («вечное» (aeternum), «несотворённое» (increatum)) к проблематике гносеологической («чувственно воспринимаемое» (sensibile), «разумное» (intellectuale)) осуществлён здесь «в платоновском стиле»: как учил Платон, «вечное» (to aidion), «всегда сущее» (to on aei) не может быть «чувственно воспринимаемым» (to aistheton), ибо эйдетическое, вечное, идеальное extra sensum et sensibilitatem.

*4   Hoc modo intellectuale verbum est intellectualis conceptus.

*5   Эти темы продолжает и развивает, к примеру, двадцатая глава первой книги «О просеивании Алькорана».

*6   Ср. Аристотель «Метафизика» VII 9.

*7   Ср. «Книга Премудрости Соломона» 9.9.

*8   Ср. Коран 43.63.

*9   «основание» – ratio. 

*10  Мысль Николая, выраженная в этом пассаже, перекликается с известной философемой Левкиппа, согласно которой «ничто не возникает напрасно, но всё по логосу и согласно необходимости» («Об уме» 2 fr.).

*11  См. прим. 2.

*12  Ср. «Послание к Евреям» 1.2.

*13  Этот пассаж – вариации на основополагающую для Николая тему совпадения противоположностей в Абсолюте: в едином и простом, простейшем Абсолюте habere («обладать») и esse («быть»), как и иные противоположности, – одно и то же.
Conceptus unitatis unius Dei tollit omnem pluralitatem in Deo, quoniam unus atque simplex Deus extra omnem pluralitatem...

*14  Ср. Коран 3.39.

*15  Ср. «Евангелие от Иоанна» 1.34.

 



                *   *   *   *   *



               

                Перевод с латинского и примечания Ю.Е.С.
 
                17.03.2022.