Облик А. Г. Варнека на портретах его коллег

Владимир Варнек
1.  Кипренский О.А. Графический портрет художника А.Г. Варнека. Б. ит. карандаш. 35,3х22,5. 1814. ГРМ. [1]; paintingart.ru.
2.  Гравер Погонкин В.И. (1793 - 1843). С автопортрета А.Г. Варнека. Литография. 28,3х19,8 см.  1827 г. [2].
3. Филипп Грот (1808 – ок. 1890). Графический портрет художника А.Г. Варнека. 1840. [3,4]. 

В трех предыдущих миниатюрах были представлены и обсуждены восемь автопортретов художника-портретиста Александра Григорьевича Варнека. Семь из них находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Научно-исследовательского музея, Российской академии художеств и Государственного Русского музея, а один графический портрет – у потомков художника [5-7]. В указанных миниатюрах отмечено, что датировки данных автопортретов нуждаются в уточнениях, и рекомендации по этому поводу были высказаны. Последнее слово, безусловно, должно принадлежать специалистам названных выше музеев.

Ну а в настоящей миниатюре представлю читателям дополнительно три малоизвестных портрета А.Г. Варнека, которые выполнили  его коллеги. Вот что рассказал  В.С. Турчин на последних страницах своей монографии о таких портретах: « Согласно обычаю, распространенному в России начала прошлого века, художники часто рисовали друг друга. Поэтому складывалась богатая иконография отдельных мастеров. Есть она и у Александра Варнека. Так О.А. Кипренский нарисовал портрет А.Г. Варнека около 1814 года (ГРМ), запечатлев профиль художника. (См. 1-й портрет слева).
Возможно, Кипренский создал свой рисунок как «ответ» на его портрет, который, в свою очередь нарисовал А.Г. Варнек. И хотя художники эти не дружили, им, несомненно, часто приходилось встречаться, и в какой-то из таких моментов и были созданы эти два портрета».

В 1830-е годы портреты Варнека писал К.П. Брюллов (1837 -1840, местонахождение неизвестно) и Я.Ф. Яненко (ГРМ). В Дрезденском кабинете гравюр хранится портрет А.Г. Варнека работы Филиппа Грота в апреле 1840 года. И главное, Григорий Чернецов поместил портрет художника в свою известную композицию «Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге», на котором он запечатлел многих знаменитых людей того времени (223 человека). Портреты, созданные современниками и запечатлевшие облик А.Г. Варнека, существенно дополняют его галерею автопортретов. Для исследователей же они дают возможность сравнения портретов и автопортретов – с тем, чтобы увидеть, действительно ли был точен мастер в своем отношении к натуре» [4,8]».

Учитывая то, что сообщил о портретах коллег, В.С. Турчин, скажу несколько слов о портрете Варнека работы Кипренского и о портрете Кипренского работы Варнека.  Первый из данных портретов приложен к миниатюре, а второй из них воспроизведен лишь в монографии Турчина, но оригинал его из собрания ГРМ мне довелось однажды повидать в музее. 

Должен сказать, что оба графических портрета меня озадачивают. Так, судя по официальным данным, обсуждаемые портреты были выполнены еще до поездки Кипренского за границу в 1816 году, но оба художника запечатлены на них уже в достаточно зрелом возрасте, особенно Кипренский. И когда еще в 2004 году, находясь в служебной комнате  ГРМ, я извлек из большой папки  его портрет работы Варнека, то находившиеся рядом сотрудники музея не могли поверить, что на нем запечатлен Кипренский. Подумалось, что изобразил его Варнек,  скорее всего, уже после 1823 года, когда Кипренский возвратился из Италии в Россию. 
Что касается  запечатленного  Кипренским  Варнека, то и этот портрет последнего я бы датировал 1823, 1824 годами.

Но переключимся теперь на приложенный к миниатюре литографированный портрет А.Г. Варнека работы В.И. Погонкина.  В данном случае, «Автопортрет, освещенный сзади», согласно моей точке зрения, был выполнен Варнеком в 1824 году [7], а литография c него – в 1827 году [2].  Сходство изображений на портретах, выполненных О.А. Кипренским и В.И. Погонкиным, дает основание предположить что графический портрет Кипренского был выполнен примерно в то же время, что и портрет-оригинал работы Варнека.

Обратимся, наконец, к гравированному портрету А.Г. Варнека работы немецкого художника Филиппа Грота, находящегося в собрании Дрезденского кабинета гравюр. Как сообщается в [4], наряду с этим портретом Грот, приехавший в Петербург в апреле 1840 года,  выполнил также портреты художников К. Брюллова, А.Е. Егорова, А.И. Зауервейда и медальера Я. Рейхеля. При этом с хорошей точностью можно сказать, что художник А.Г. Варнек запечатлен на портрете в возрасте 58 лет, за три года до его кончины. 

Изобразил его художник Грот со знаком отличия беспорочной службы за 30 лет  и орденом св. Владимира 4-й степени (27 июля 1832 года). Нужно сказать, что данный портрет довольно похож на графический  автопортрет художника из предыдущей миниатюры  [7], выполненный пятью годами раньше. 

В  заключение приношу благодарность Солонцовой Елизавете, подарившей мне файл с портретом А.Г. Варнека  работы  Филиппа Грота.

ПРИМЕЧАНИЯ
1.  И. Бочаров, Ю. Глушкова. Кипренский. ЖЗЛ. М. 2001. С. 381; Турчин В.С.  Александр Варнек, 1782–1843. М., Искусство. 1985. С. 88.
2. Г. Миролюбова. Русская литография. С.185. М.:ЗАО. Центрполиграф. 2006. С. 185.
3. Турчин В.С.  Александр Варнек, 1782–1843. М., Искусство. 1985. С. 88.
4. А.П. Мюллер. Иностранные живописцы и скульпторы в России. Редакция П.П. Муратова. Государственное издательство. 1925. С. 86. Admin/nekrasovka.ru.
5. Владимир Варнек. Два ранних автопортрета Александра Варнека.   - Проза.ру. миниатюры, 07.06.2021.
6. Владимир Варнек. Три автопортрета Александра Варнека. - Проза.ру. миниатюры, 10.03.2022.
7. Владимир Варнек. Последние три автопортрета Александра Варнека. – Проза.ру. миниатюры, 15.03.2022.
8. Русский музей представляет: Живопись первой половины XIX века (К - Я). Альманах. Вып 193. СПб: Palace Editions, 2007. С. 187.

17.03.2022.