Против страха

Наира Саркисян
В качестве щита против страха, мобилизация боевого духа воинов перед боем с помощью химических стимуляторов и моральных средств практикуется во многих армиях мира с античных времён.

Спартанцы, как говорит история, носили кроваво-красную одежду по нескольким причинам. Во первых они считали, что красный цвет это цвет мужества, а во-вторых, что данный цвет действовал устрашающе на не имеющих боевого опыта врагов. К тому же, если кто-то из спартанцев будет ранен, то враги не заметят этого из-за красного цвета одежды.

Древние галлияне боролись со страхом самыми грубыми средствами, находящихся на передовой солдат они привязывали друг к другу железными цепями, чтобы никто не думал об отступлении.

Китайцы боролись со страхом своим знаменитым барьером - триадами Китая. Закон триад: молчание и подчинение. Как гласит известная китайская пословица, «Власти опираются на закон, а народ — на триады». Не последними факторами живучести тайных обществ были железная дисциплина, глубокая конспирация, жестокая расправа с врагами и предателями.

Во время осады Севастополя, до нападения, французы выпивали алкоголь.

В предпоследней войне немцы, с целью оградить от страха свои войска, перевозку раненых и похороны погибших доверяли местному населению.

Древнеримский историк Публий Корнелий Тацит пишет о свирепых германских воинах, одержимых бешенством в бою, которые «с помощью всевозможных ухищрений и используя темноту, добиваются того, что кажутся ещё более дикими: щиты у них чёрные, тела раскрашены; для сражений они избирают непроглядно тёмные ночи и мрачным обликом своего как бы призрачного и замогильного войска вселяют во врагов такой ужас, что никто не может вынести это невиданное и словно уводящее в преисподнюю зрелище…».

В материалах информационных агентств и в устных рассказах можно встретить рассказы сражавшихся в Нагорном Карабахе армянских ополченцев о том, что в атакующих рядках противника впереди шли ближневосточные наёмники, явно находящиеся «под кайфом», то есть под воздействием наркотиков и вели себя как зомби.

Очень часто бывают случаи, когда боец слишком долго на передовой и страх смерти практически исчезает, ведь человек вынужден привыкать к этой мысли. Другие страхи есть, но смерть перестаёт пугать. Это очень опасно. Поэтому и проводятся регулярные ротации. По мнению некоторых психологов, инстинкт самосохранения начинает притупляться уже через месяц нахождения на передовой.

Толпа, как и армия, всегда жаждет стимула. Ему нужен лидер, который будет его направлять. Он любит сильных, с любовью подчиняется тому, под чьим  руководством редко краснеет и проигрывает. Она часто разочаровывается, предаёт, уходит от слабых и нерешительных лидеров.
Личный пример вождя, пример храбрости может мгновенно зажечь армию, толпу, толкнуть их на великие подвиги. А когда не хватает умного, сильного лидера, страх превращает армию в живые трупы.

Немало тех стратегов, которые с целью воодушевить свою армию не использовали бы их животные инстинкты. "Я хочу возглавить вас к самым плодородным полям мира, богатым государствам, большие города будут под вашим управлением. Там вы найдете честь, славу и богатство", - говорил Наполеон своим солдатам.

"Нужно быть хорошим животным, и животным хорошей породы, - вот первое условие успеха." В этих словах Спенсера есть доля правды. При физическом воспитании личность становится более выносливой, но не избавляется от страха смерти.

"Важно избавиться от страха перед войной, руководствоваться духом мести внешнему врагу и восстановить национальное достоинство," - об этом во время общего онлайн-собрания движения «Всеармянское молодежное сопротивление» заявил предстоятель Тавушской епархии Армянской апостольской церкви, епископ Баграт Галстян.
Он также подчеркнул важность идеологизации молодежи, которая должна породить повсеместный народный взрыв.

Всё это: физическое воспитание, мораль, наказание, железная дисциплина, награда, несомненно, могут ослабить, притушить страх смерти, но всё это может дать только относительное равновесие и ничего более, не ту всемогущую силу, которая проверяет нас на прочность и принуждает капитулировать армию врага.

Что, однако, является этой всепобеждающей силой, перед которой сдаётся страх, смерть? История показывает, что личность в некоторых случаях способна превзойти себя, не бояться опасности, победить смерть, когда в нём говорит фанатичная  любовь к религии, к родине, к свободе, к справедливости, к славе, ведущей в бессмертие.