Панова?.. Довлатов?.. заметки на полях

Ив Жовайр
 17.03.2022

        В интернете гуляет довольно популярный среди наших сограждан анекдот про  Сергея Довлатова и Веру Панову. Анекдот этот запустил в сеть писатель Бенедикт Сарнов, и в нем приводится следующий короткий диалог, якобы состоявшийся у В. Пановой с ее секретарем С. Довлатовым по поводу национального состава в руководстве советского государства.
        "– Я, как вы знаете, не антисемит, – сказал Довлатов, – но согласитесь, Вера Федоровна, что во главе такой страны, как Россия, и в самом деле должны стоять русские люди.
        – А вот это, Сережа, – ответила Вера Федоровна, – как раз и есть самый настоящий антисемитизм. Потому что на самом деле во главе такой страны, как Россия, должны стоять умные люди".
        Я хорошо знаю произведения Веры Павловны, и мысль, заключенная в этом ее высказывании для меня, например, совершенно очевидна: для управления государством (любым!) важны ум и талант руководителей, а не их национальная принадлежность. Однако мой приятель на днях буквально ошарашил меня, истолковав эту реплику В. Пановой в совершенно ином, неожиданном для меня, смысле…