Лаура и другие увлечения Порываева, ч. IV, гл. IV

Афанасий Пласкеев
                ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

     Глава ЧЕТВЕРТАЯ - ПОВЕСТКА ЯВИТЬСЯ В ВОЕНКОМАТ

     1.
   
     Бригада шурфовщиков в Никольском под руководством Алексея Порываева была в трудовом ударе. До пятницы 16 февраля, как и намечалось, четырьмя спарками удалось завершить проходку с 4 по 9 шурфы. С утра этого дня, расставив шурфовщиков  на пробивку десятого, одиннадцатого и двенадцатого шурфов, Порываев вместе с Божко подновил и очистил от снега все бирки на проходках последних шурфов, пробитых в новом году, и вернулся в кунг.

     Приведя в порядок всю документацию, включая журнал выходов на работу каждого из шурфовщиков, помог тете Даше в подготовке обеда и стал  ожидать приезда Остапенко. Однако главный геолог прибыл уже к концу субботы вместе с главным маркшейдером, главным бухгалтером и директором дома культуры Эльгана.

     Обойдя вторую и начало третьей линии Остапенко с Захаровым определили десяток проходок, которые Крутов и Кузнецов перетарили в мешки и загрузили в автобус. Затем Нина, посовещавшись с Порываевым и Остапенко, составила ведомость на выдачу аванса и тут же принялась выдавать деньги всем шурфовщикам, включая Мартыненко и Найденова.

     Дорогая подруга сообщила Алексею, что его больничный привезла из больницы вместе с декабристом Анна Григорьевна, и с учетом его оформления и годовой премии ему предстояло получить аванс около пятисот рублей, половину из которых  Порываев попросил Нину забрать с собой на домашние нужды.

     Больше всего Алексея удивил приезд Рябинкиной, с которой ему пришлось явиться в библиотеку к Ветровой, куда из приисковой библиотеки выделялось с десяток вновь поступивших книг.  Обсудив все культурно-библиотечные дела, Лида показала подшивку районной газеты, которая  уже вторую неделю доставляется с почты в библиотеку по указанию Касаткиной.

     В присутствии Ветровой Людмила Аркадьевна, высказав неудовольствие Алексею за то, что он не удостоил ее вниманием, когда вернулся из больницы, заявила, чтобы исправить свою вину теперь он должен написать стихи и их прочитать на праздничном концерте 8 марта.

     Выходя из библиотеки после Рябинкиной,  Алексей на ходу схватил руку Лиды и прошептал:
- Жди меня и я вернусь, тольkо очень жди...

 Пока Алексей посещал библиотеку Остапенко с Захаровым и Удачиной тщательно изучали документацию Порываева, оставив ему чистый бланк геологического журнала  для снятия копии и подготовки с него уже геологического разреза местности.

     В свою очередь Нина сама переписала весь табель учета работы шурфовщиков за текущий год для подготовки приказа  о их премировании по случаю дня Советской Армии. Когда Алексей с Рябинкиной вернулся гости уже сидели в автобусе.

    Попрощаться с Алексеем вышел Остапенко. Они крепко обнялись. Потом Андрей Арсентьевич похлопал Алексея по плечу и, сказав: «Молодец», вернулся в автобус.

     Нина выходить из автобуса не стала, а из окна показала жестом на кунг. Прощаясь с Алексеем Людмила Аркадьевна, проронив слезу проронила:
- Не обижай больше меня Алеша своим невниманием, ведь я люблю тебя, как сына, больше, чем все твои красотки вместе взятые. Береги себя!

     Вернувшись в кунг, Алексей обнаружил на постели чистую нижнюю рубашку, новые трусы и носки, а также новую простынь, наволочку, пачку чая и сахара. Убирая бумаги, он увидел в табеле учета работ записку Нины:
«Алеша, мы очень опаздываем, но все кто приехал тебя навестить, остались довольными, особенно я. Жаль пообщаться наедине не получилось. Жди вызова из военкомата, а я с нетерпением буду ждать тебя дома! Н.»

     После такого дня Алексею не спалось. Когда все стихло, Алексей включил ночник и стал дочитывать письмо Лауры, которое еще больше растревожило его душу. Убористым красивым почерком отличницы любимая девушка обращаясь к нему, как к лучшему другу, сообщала о результатах своей учебы, возникших трудностях в освоении ранее пройденного одноклассниками материала по математике, физике и химии.

     При этом амбициозная девушка не преминула описать свои занятия гимнастикой и танцами. А в заключение по секрету сообщила, что договорилась со знакомым преподавателем музыкальной школы написать песню, посвященную одному любимому человеку.  Прочитав стиxи к этой песне:

"Я знаю, раньше нравилась тебе,
Свои же чувства долго я скрывала.
И вот теперь ты весь в моей судьбе
И я скрывать любовь свою устала.

Я мучаюсь - в глазах твоих туман,
Свои стихи не для меня ты пишешь
И плачу я и крик душевных ран
Моей любви, как жаль, что ты не слышишь!

Горю   любовью утренней зари,
В мороз еще твоей любовью греюсь,
Что разлюбил меня не говори,
На нежности твои еще надеюсь!"

Алексей убедился в искренности сердечного порыва Лауры и вновь, как было совсем недавно, сердце его воспылало учтивостью и нежностью к этой необыкновенно талантливой девушке.

     2.

     Следующая неделя прошла в интенсивной работе четырьмя спарками. С воскресенья до субботы удалось полностью пройти четыре шурфа (10-13) и заложить четырнадцатый и пятнадцатый шурфы.

     Во время обеда в пятницу 23 февраля Алексей достал из загашника, переданному ему Кузнецовым, бутылку водки, разлил ее по самой малости в десять стаканов (включая Тетю Дашу) и сказал:
- Сегодня в нашей стране отмечается очередная дата создания Советской Армии и Военно-морского флота, ставшая негласно мужским праздником.

     Среди нас большинство прошли службу в Армии. Вот Дмитрий Николаевич и Афанасий Саввич были активными участником Великой Отечественной Войны, а Кузнецов Геннадий прошел военную службу всего два года назад. Лично мне, как сообщили из Эльгана, уже пришла повестка из военкомата и во вторник 27 февраля мне необходимо явиться на военную комиссию по призыву.

     Так выпьем же символически за нашу Великую Советскую Армию. Все дружно выпили и закусили аппетитно приготовленной олениной.

     Вдруг из своего саквояжа Трушков тоже достал бутылку водки и с уkором сказал:
- Между прочим, я тоже четыре года назад отслужил в Армии танкистом и, с твоего разрешения Алексей, я тоже разолью по чуть - чуть в честь нашего мужского праздника.

     Порываев  кивнул головой и все кроме тети Даши и Божко не удержались от этого предложения. Когда уже обед подходил к концу не удержался Никитин. Достав спиртовую настойку можжевельника, вопросительно посмотрев на Порываева, он с пафосом проговорил:
- Вот настойку эту старый товарищ из Ленинграда привез тещу лечить, а тут такое дело друзья мои сам начальник нам выпить предлагает. День нашей Армии это правильно, но если бы за последние две недели мы не прошли так ударно десять шурфов от темна до темна, сомневаюсь я, дал бы нам Порываев выпить.

     Так предлагаю отведать мою настоечку за здоровье моей дорогой тещи, наши не только военные но и трудовые подвиги и нашу дружную шурфовочную семью! Тетя Даша прослезилась и пригубив настоечку вместе со всеми сказала:
- Хорошо, что вот начальник наш Алеша, еще и в Армии не служил, но не забыл нас поздравить с праздником нашей Великой Красной Армии.

     В феврале 42 года в Ленинграде сложилась самая тяжелая обстановка, но мы заводские девчонки приготовили нашим солдатам, стоящим насмерть на подступах к городу, к 23 февраля свои подарки, кто шарфы, кто носки, кто пирожки. И получив взамен пол фляжки водки, выпили ее вшестером за победу нашей Армии над врагом!

     Такая обстановка подвигла Алексея объявить впервые для своих шурфовщиков один из дней в субботу или воскресенье - на выбор выходным днем. Тот, кто пожелает побывать в Эльгане может использовать свой выходной в день его поездки в военкомат 27 февраля.

     Не проронивший за время обеда ни слова Крутов, поднял руку и сказал:
- Кто как, а я свои выходные до завершении всей шурфовки отгулял. Поднялся Мартыненко и пробасил: «Я тоже».

      Алексей, подобревший от выпитого спиртного, остановил остальных, собиравшихся отказаться от выходных, жестким заявлением:
- Стоп машина, всем оставаться на местах. Вы что хотите меня к суду привлечь за нарушение трудового законодательства? Сейчас мы идем по графику пробивки шурфов, залегание которых на третьей линии уменьшилось и уже не превышает восьми метров. Впредь каждый будет получать по одному выходному дню в неделю, когда кому потребуется. Этого требует наш советский закон по защите прав трудящихся, не смотря на то, что все мы пользуемся при оплате труда северным коэффициентом и надбавкой за работу в полевых условиях.

     Надеюсь, что никто не в обиде за тот аванс, который вы недавно получили, с учетом результатов своей работы. Послышались голоса: «Спасибо, Спасибо, Алексей Иванович!...»

     В воскресенье 25 февраля, поработав в спарке Штольса и Никитина до  двенадцати часов на пробивке семнадцатого шурфа, взяв с собой чистую тетрадь и ручку, Алексей направился в библиотеку.

     К его удивлению в библиотеке находилась заведующая медицинским пунктом, которая тут же набросилась на Алексея:
- Наслышана, наслышана на Ваши проделки в больнице. Многое из себя мните Порываев, дежурному врачу Петухову, чуть выговор не объявили, что он Вам больничный не выписал, а по существу Вас надо было без зарплаты оставить за нарушение больничного режима.  Почему ко мне не приходите на обследование, теперь не дай бог, что с Вами случится мне отвечать, завтра же приходите. Алексею ее нарекания очень не понравились.

     Он ближе подошел к медичке и спокойно сказал:
Спасибо, товарищ доктор, что вы вдруг о моем здоровье вспомнили. А тогда  вместе с Долговым не позволили мне в кабине почтовой машины ехать(вам было не   к спеxу к дружку прокатиться , а у меня ЧП в бригаде произошло и нужно было срочно ехать в Индигирск), из-за чего я чуть коньки не отбросил. А теперь хотите галочку в своей работе поставить, что ведете медицинское наблюдение за начальником участка Порываевым.

     Когда у меня Касаткина была по изучению опыта работы я, дурачок, прикрыл Вас, сообщив, что претензий к Вам нет, а мои больные шурфовщики не раз приходили к закрытым дверям здравпункта, а Вы хоть бы раз спросили меня о здоровье моиx  рабочих. А сам я по врачам бегать еще не привык, времени на это нет, государственный план по добыче золота надо  выполнять и не вам решать кого оставлять без зарплаты меня или вас, которую никогда не застанешь на рабочем месте.

     Дамочка взбеленилась, но фамилия Касаткина подействовала  на нее магически. Она тут же засобиралась и попрощавшись с Ветровой, прикинувшись овечкой промямлила:
- Что Вы такое наговорили, Алексей Иванович, разве не я помогла Вас в больницу положить, вместе с Долговым добилась, чтоб Вам отдельную палату выделили, а Вы...

     Словесная стычка c Блоxиной испортила настроение не столько  Алексею – сколько заведующей библиотекой. После уxода медички Алексей попытался еще расположиться за волшебным столиком, но в таком состоянии что-либо сочинить было уже невозможно.

     Подойдя сзади к  Порываеву Лида только усилила  его раздражение. Вскочив со стула и скомкав не тронутый чистый лист, еле сдерживая прилив ярости, он пробурчал:
- Лидуся, отстань, любви от меня ныне не жди, пусть тебя стерва Блоxина  ублажает...

     Во вторник 27 февраля в военкомате на медицинской комиссии Порываева, как и всеx новобранцев, попросили раздеться до трусов, по заявке Минобороны, в первую очередь, (как  выяснилось позже) велся строгий отбор в подводники. Kаждого призывника, взвещивали, измеряли рост, тщательно обслушивали,  общупывали, расспрашивали о состоянии здоровья и самочувствии.

     Из всех присутствующих (порядка 30 человек) отобрали пятерых, включая Порываева. Понятно, что об этом никому не говорили. Однако уже перед самым отъездом домой,  Алексея задержал дежурный офицер и завел к председателю призывной комиссии.

     Разговор был короткий, майор не миндальничал:
- Если хочешь не попасть в подводники постарайся на соревнованиях в Новосибирске в сборной Якутии не подкачать и служба в столице Сибири -Новосибирске тебе будет обеспечена.

- Не понял? О чем это Вы?  Отговариваете от подводников? Так, я сам xотел  туда попасть, плавать умею, не xиляк, мир xоть можно посмотреть, я и на море-то еще не был? – завопрошал Алеkсей.

- Ты, что – наивняк такой отыскался или дурака перед нами собрался повалять. На сборы тебя вызывают в Якутск, из райисполкома  звонили, просили тебя к часу направить на совещание к Долину Андрею Александровичу вместе с Макаровым.

     Волосы у тебя красивые, так  вот, после 4 лет пребывания на атомной подлодке иx  может уже не быть.  А про лыжи за это время тебе придется напрочь забыть.
     Порываев быстро поднялся и спокойно сkазал:
- Все понял, спасибо мужики за полезный совет. Можно отбыть – лыжи ждут, буду стараться не подкачать, выступая за Якутию в Новосибирске.