Илья Репин. Стрекоза

Геннадий Мартынов
   Девочка сидит на жёрдочке. И как она взобралась на неё. Да ещё и сидит, не теряя равновесие. Сидит и помахивает ножкой, с которой сполз чулочек. Она на это не обращает внимания. Ей хорошо. Ей весело. Она даже гордится тем, как она оказалась на этой жердочке. То есть тому, что и не каждый мальчик может сделать. А она сделала. Она озорная. Она, как бы сказали сегодня, гиперактивная. У неё на голове шляпка. Шляпка снизу под подбородком повязана тесёмочкой.

  Над нею небо голубое. Внизу поле пшеницы.  Её природа требует движения и её юное тело желает испытывать его в разных положениях. Вот к примеру как сейчас,  забраться вверх и усесться на очень ненадёжную основу. А через секунду она спрыгнет и убежит по своим делам. А дел много и надо везде успеть.
 
 Я смотрю на неё и это видение шустрой девчушки возвращает меня в мое уж какое далёкое и давно невозвратное детство. В то время, когда я был мелким и легким, во мне двигались пружины- мускулы, которые противились любому застою и неподвижности.
 
    А сегодня во мне давно уже нет этих пружин. И тело мое в мои продвинутые годы требует покоя, и тянет его на диван к телевизору. Но я в меру сил сопротивляюсь и мне остается только с завистью смотреть на эту подвижную девочку.

   Я знаю, что её зовут Вера. Ей двенадцать лет. Ну как и другой девочке. Девочке с персиками – шедевре художника В. Серова. Кстати, девочку с персиками тоже зовут Вера. Или Веруша, как её звали близкие в её доме в Абрамцево.  И здесь тоже художник поймал краткий миг из потока жизни детства. Это почти импрессионизм. В импрессионизме нет сюжета. Он даже и не нужен. Краткий миг в вечно изменяющемся мире – вот что главное. И эффект который производит он на наши чувства, порождая  каждый раз новое сиюминутное впечатление. А впечатление и будет по-французски impression. Вот оно это впечатление перед вами. А Вера Мамонтова всего на три года младше Веры Репиной. 

                *****

    А это девочка  не простая. Она старшая и любимая дочь самого художника Репина.  Самая любимая. Картина называется «Стрекоза». Видно, по мысли художника именно это насекомое наиболее соответствует характеру его дочери.  Репин писал  в одном из писем П.М.Третьякову: "Девочку на солнце следует назвать "Стрекоза": и по цвету, и по движению, и по положению она подходит под это название».

  Репин создал много знаменитых картин и портретов. А это изображение дочери он написал для себя. А получилось для всех. И сколько миллионов людей его увидели. Портрет был написан в 1884 году не далеко от Петербурга на даче Репина.

   Кстати, изображение Веры мы можем увидеть ещё на одной  очень известной картине. «Не ждали». Вот посмотрите на девочку, сидящую за столом.  Она делает домашние задания.  Она,  скрючив ножки не узнает папеньку, со страхом смотрит на него. В глазах её один вопрос. Кто этот страшный дядька и зачем он пришёл в их дом. В ней очень трудно узнать Стрекозу на жёрдочке.
 
    Она родилась в 1872 году и была названа Верой в честь её матери. Она была первой в семье и поэтому самой любимой. Репин писал о ней:« Маленькая наша бегать начала и очень нас забавляет, девица французской веселости и так же умно говорит, как они…».

   Как вы думаете, кем она  должна была вырасти при таком знаменитом папочке. Да ещё и в атмосфере всеобщей любви в доме. То есть, трудностей в жизни с самого детства она не испытывала и предела своим желаниям у неё тоже не было. Влияние отца было огромным. Он ведь большой художник и чрезвычайно творческая натура. И Верочка тоже росла творческой личностью. Юное существо, беззаботная радость бытия.
 
   Племянница художника со стороны жены Л. А. Шевцова-Споре вспоминала: «Несмотря на многие недостатки в характере Веры, отец любил ее более других детей. Да и вообще это была любимица семьи. Энергичная, веселая, предприимчивая девушка, она бодрила всех и в полном смысле слова являлась душой семьи. С нею никогда не было скучно, и сам Илья Ефимович, помню, из всех детей выделял Веру именно за то, что ему самому было приятно побеседовать с нею – второй, молодой хозяйкой дома. Она могла принять кого угодно и без стеснения занимала беседой любого именитого гостя.»

      Отец её был художником и она тоже пробовала себя в живописи. Не очень удачно. Кроме таланта нужно в этом предприятии большое трудолюбие. Держать кисть в руке – не такое простое дело. А у Веры, к сожалению, не было ни того не другого.
 
  Ей  захотелось играть на сцене. Её потянуло в театр. А какая девочка не хочет быть актрисой. Все смотрят на тебя. Все любуются тобой. Счастье. А у неё к тому же красивый голос. Она выступала. Но выступала только лишь в частных театрах. И у неё были поклонники . То есть получала то, что хотела.

    Возможно, именно это сыграло злую шутку в судьбе Веры. Став взрослой, она сохранила склонность к капризам и уверенность в том, что все вокруг должны исполнять ее прихоти.
                *****
    Репин написал несколько портретов своей дочери. Самый известный называется «Осенний букет». Мы видим Веру, но уже не девочку. Девушку. Она на природе и держит в руках букет полевых цветов. Это уже не «стрекоза», шаловливый ребёнок. Это уже взрослый человек. Другое состояние души и нет детской непосредственности. Какая-то внутренняя сдержанность и осознание грядущих чувств  не всегда радостных. Она уже вступила в возраст возможно самый сложный в жизни каждого из нас. «Струна звенит в тумане» - как сказал классик. Спокойной стабильности нет ни в чём. Всё в  душе только намёками. И действительно всё в жизни у Веры сложится совсем не просто.

   А сам Репин так написал по поводу этого портрета:
   
    «Теперь начал писать с Веры; посреди сада с большим букетом грубых осенних цветов, с бутоньеркой тонких изящных; в берете, с выражением чувства жизни, юности и неги».

                *****
     У Репина есть несколько портретов его жены Веры, матери нашей «стрекозы».  Вера Шевцова вышла замуж за Илью Репина в 18 лет. Она, можно сказать, была идеальной женой. Она жила его интересами, увлекалась живописью, терпеливо позировала для портретов, занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. О такой жене можно только мечтать. Он и мечтал остаться с ней до конца дней своих.
 
   Мы её увидим  на уже упомянутой картине «Не ждали». Она сидит за пианино.
 
   И вот с такой женщиной он расстался после 15 лет брака.  Почему? Говорили, что Вера Шевцова  превратилась из музы в бледную тень художника.

    А увидел он Веру, когда она была ещё совсем мелкой. Ей 9 лет. Ему уже 18. Она была сестрой его приятеля. Девочка охотно соглашалась ему позировать. Девять лет спустя она стала его женой. По воспоминаниям современников, Вера была молчаливой, внимательной, серьезной и замкнутой, хотя и дружелюбной, участливой, к тому же благодарной слушательницей.

                *****

  Уже на следящий год после рождения ребёнка , то есть маленькой Веры,  Репины уехали за границу и провели там три года. Чудное, долгое свадебное путешествие. Они побывали в Вене, Венеции, Флоренции, Риме, Неаполе, Париже и Лондоне. Репин писал восторженные письма о своем счастье. И счастье было.  У них родилось еще трое детей, и мама Вера все свое время посвящала их воспитанию.

   Но со временем они стали понимать, насколько они разные люди.  Илья Ефимович каждый вечер собирал гостей – писателей, ученых, художников. Он известный знаменитый художник. Одно его имя притягивало в его дом многих.  А его жена, обремененная домашними хлопотами, не любила этих собраний, не умела вести светских бесед, избегала шума и суеты.

     Биограф Репина С. Пророкова пишет: «Никто точно не скажет, когда в доме поселился раздор, но виноваты в нём были одинаково оба. Репин был человеком горячим и вспыльчивым, увлекающимся всем: искусством, людьми, природой, книгами. Он никогда не был примерным супругом и своими частыми увлечениями доставлял немало горя жене».

 Илья Репин становился от картины к картине все более знаменит. И как водится, у него появились назойливые поклонницы. Ну как отказать? А Вера всё видела и всё знала. А у неё четверо детей. И молчала. Однажды он увлёкся своей ученицей. Её тоже звали Верой. Просто наваждение какое-то.
 
А потом  он влюбился в молодую художницу Званцеву и писал ей длинные страстные письма. В семье жуткий напряг. Как вспоминала дочь Вера (стрекоза):  «Атмосфера в  доме бывала настолько накалена, что «за обедом иногда тарелки летали».

     Словом, пришёл момент, когда Вера Шевцова  в полной мере почувствовала себя ненужной и сама приняла решение уйти. Их брак продлился 15 лет. Все четверо детей после развода приняли сторону матери и долгое время конфликтовали с отцом. В 1887 году Репин развелся с женой Верой Алексеевной Шевцовой. Именно в это время и был написан портрет "Стрекозы".  В 1919 году Шевцовой не стало.

   Художник утешился после развода.  После молчаливой и замкнутой Веры он женился на шумной и экстравагантной Наталье Нордман, о которой известный критик Стасов писал без обиняков: «Вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи – ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке».

       Мы не знаем, насколько известный критик был прав. Может это было его частное мнение. Стасов бывал иногда резок в своих оценках. Например известную «Неизвестную» Крамского он обозвал «Кокоткой в коляске». К тому же мнение критика едва ли было беспристрастно. Он был крестным отцом маленькой Веры стрекозы.
 
    А его новая жена  Наталья отличалась оригинальностью мышления, говорила на шести языках, увлекалась фотографией, обожала быть в центре внимания, слыла уникальной женщиной и любила эпатировать публику – например, она была убежденной вегетарианкой и угощала гостей чуть ли не сеном. Возможно, именно таких ярких эмоций художнику и не хватало в первом браке? Но и тут неудача. Видимо, двое оригинальных личностей в одной семье – это перебор. И этот брак распался.
 
                *****
   Художник остался один. А это так печально. Да знаменит, но ведь и старенький уже. Как жить?  В 1922 году старшая дочь   художника Вера  переезжает в отцовское имение «Пенаты» на берегу финского залива и становится полноправной хозяйкой в доме пожилого отца, взяв на себя все бытовые заботы. Она уже тоже не молода. Ей 50 лет.
 
      После революции 1917-го Финляндия, как известно, получила независимость и свою государственность.  Репины оказались за границей.   Дочь Вера  очень постаралась, чтобы отец никогда не вернулся в новую Россию — вопреки уговорам многочисленных друзей, учеников и даже приглашению властей.

      О ней осталось очень мало сведений. К сожалению, не осталось даже каких-либо лестных отзывов о любимице художника — ни со стороны мужчин, ни со стороны знавших ее женщин.

    Она  прожила с отцом до конца его жизни. Замуж так и не вышла. У неё была неприглядная внешность и у неё был  плохой характер.

 О ней мало кто хорошо отзывался. В том числе хорошо знавший семью Репиных Корней Чуковский. По его воспоминаниям, Вера Ильинична не задумываясь продавала картины отца, а на вырученные деньги покупала себе серёжки. Была, по его словам, «лжива, труслива… и тупа умом и сердцем».

    После смерти отца Вера Ильинична переехала в Хельсинки к брату, где и умерла в 1948 году.

   Я уже сравнивал Веру стрекозу с девочкой с персиками. Её тоже звали Верой и им обеим по 12 лет. А вот судьбы их сложились очень по-разному. Вера Мамонтова выросла, похорошела ещё больше. Вышла замуж и у неё было трое детей погодков. А потом случилось несчастье. Ей было немного за тридцать и она заболела пневмонией. Болезнь унесла её за несколько дней. Ей было 32 года. Похоронили в любимом ей Абрамцево рядом с часовенкой Спаса Нерукотворного. Её построили по чертежам Поленова и Васнецова.  Могила её ухожена.