Рецензия на Педагогическую поэму Макаренко

Мусаева Зарема
В последнее время часто слышала имя известного педагога и писателя Антона Макаренко и решила ознакомиться с главным его трудом - Педагогической поэмой. Но сначала буквально пару слов об авторе.

Макаренко вошёл в список 4 педагогов ЮНЕСКО наряду с Д. Дьюи, Г. Кершенштейнером и М. Монтессори, с деятельностью которых я тоже ознакомлюсь.

Благодаря чему он удостоился такой чести?

В послереволюционные годы Макаренко приходится взять на себя руководство колонией беспризорников, правонарушителей, на которых махнуло общество. Поскольку педагогическая теория оказывается бессильной, ему приходится  придумывать практические методики установления порядка в колонии и способы влияния на воспитанников.

И то, к чему он приводит колонию - соуправление воспитанников и сотрудников, общие собрания, взаимозамена командиров отрядов и т. д., что имеет демократическую основу - становится причиной нападок со стороны многих большевистских педагогов.

Все это звучит очень сухо и офисно, но, к моему приятному удивлению, поэма написана очень душевно. Хоть в советских реалиях и не было места нежности, все же произведение искрится гордостью и любовью главного воспитателя к своим воспитанникам. Думаю, эти два чувства - логический конец любого успешного взаимодействия учителя и ученика.

Выделила для себя много интересных цитат и красочных выражений, которые точно передают советский колорит. Если интересно, почитайте, некоторые приведу ниже:

«Нормальные дети или дети, приведенные в нормальное состояние, являются наиболее трудным объектом воспитания. У них тоньше натуры, сложнее запросы, глубже культура, разнообразнее отношения. Они требуют от вас не широких размахов воли и не бьющей в глаза эмоции, а сложнейшей тактики»

«Кража в тесном коллективе не потому ужасна, что пропадает вещь, и не потому, что один бывает обижен, и не потому, что другой продолжает воровской опыт, а главным образом потому, что она разрушает общий тон благополучия, уничтожает доверие товарищей друг к другу, вызывает к жизни самые несимпатичные инстинкты подозрительности, беспокойства за личные вещи, осторожный, притаившийся эгоизм»

«Основным методом перевоспитания правонарушителей я считал такой, который основан на полнейшем игнорировании прошлого и тем более прошлых преступлений. Довести этот метод до настоящей чистоты было не очень легко, нужно было между прочими препятствиями побороть и собственную натуру. Всегда подмывало узнать, за что прислан колонист в колонию, чего он такого натворил»

«Мы самым искренним образом перестали интересоваться прошлыми преступлениями колонистов, и у нас это выходило так хорошо, что и колонисты скоро забывали о них»

«Преодолевать тяжесть труда, его физическую непривлекательность люди научились давно, но мотивации этого преодоления нас теперь не всегда удовлетворяют»

«Стиль создается очень медленно, потому что он немыслим без накопления, традиций, то есть положений и привычек, принимаемых уже не чистым сознанием, а сознательным уважением к опыту старших поколений, к великому авторитету целого коллектива, живущего во времени»

«Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление металлов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать?»

«Только тот, кто в детстве потерял семью, кто не унес с собой в длинную жизнь никакого запаса тепла, тот хорошо знает, как иногда холодно становится на свете, только тот поймет, как это дорого стоит – забота и ласка большого человека, человека – богатого и щедрого сердцем»