Для меня это счастье - быть услышаной. Т. Дума

Татьяна Дума
Ответ Галине Харкевич на три ее рецензии к моему роману "Шепот волны"
- С глубокой признательностью.

""Шёпот волны"… так не случайно определилось воздушное лёгкое и –
всепроникающее водное, не предающее – то, что горести прячет
в свои глубины, успокаивает и растворяет печали… омывает и очищает…"

Галина, Вы так тонко и глубоко умеете читать. Это, безусловно, ДАР.
Я не сразу отвечаю Вам - мне потребовалось время прожить то, что Вы написали.

И еще раз вместе с вами прожить судьбы моих героев.

Меня спрашивали читатели - откуда я беру истории своих героев, есть ли за ними реальные истории. А если это вымысел, то как удается это.

За историями моих героев и героинь нет реальных историй, которые бы я просто вписала в роман.
Откуда они "сочиняются" - не знаю. Герои сами их рассказывают мне, порой спорят со мной, настаивая на изменениях в их линиях жизни.

Написание романа отличается от написания повести или рассказа. Это всегда долгий путь вместе с героями. Проживая вместе с ними их судьбы, ты невольно проживаешь вновь и свою жизнь.

Только сегодня благодаря Вам я поняла - откуда вырастают мои романы. Их уже три и они очень разные. Каждому из них отдано много дней моей жизни.

Я выросла в удивительном окружении. С одной стороны - я была одинока, ни в моем дворе, ни рядом, не было детей моего возраста. Я много времени проводила одна, невольно создавая свой мир. У нас был чудесный двор, в котором было три дома - один большой, дореволюционный, сейчас он охраняется государством как памятник архитектруры, наша семья жила в нем. Во дворе было еще три постройки - два флигеря, где жили семьи и большое фотоателье, так же дореволюционное, с фотостудией на втором этаже, где была старинная мебель и одна большая наклонная стена, до верху остекленная.
Это был сказочный мир, куда меня иногда пускала поиграть в дождливую погоду техничка тетя Феша, жившая в маленькой комнатке под лестницей.

Еще одной стеной двора служила швейная фабрика, окна которой выходили в наш двор. Работницы любили наблюдать за мной и шили из остатков тканей для моих кукол обновки и выбрасывали мне их в открытое окно.

Зимой этот большой двор принадлежал только мне. Была там горка, которую строил из снега папа. И мои дворцы, которые я вырубала из снега лопаткой. Их никто не ломал, даже дворник с уважением относился к ним.

Была еще в нашем дворе дружная компания взрослых детей, родившихся сразу после Победы. Среди них была и моя сестра. Я была, скорее, обузой для них. Мне оставалось только с восхищением наблюдать за ними. Их жизнь уже вырвалась за пределы нашей ограды. Они были свободны.

А мне оставалось жить в своем выдуманом мире. Так продолжалось до шести лет, когда я самовольно ушла из дома и обнаружила подлиное чудо - через дом находилась картинная галерея. Меня пускали туда бабушки без билета, умиляясь.

Так начал открываться для меня БОЛЬШОЙ МИР.

Родители, узнав о моих самостоятельных походах, не стали возражать. Дорогу переходить было не нужно.

В нашем дворе жили люди разного социально гостатуса, как бы теперь сказали. И государственные служащие, и актриса, и семья музыкантов, и мороженица (тетя Лиза торговала на углу у кинотеатра, накладывая его из специального ящика в вафельные стаканчики. Вечером она очищала ящик и угощала меня)

Отдельные квартиры были не у всех, у многих были просто комнаты, котоые делились мебелью на разные зоны. Дом был бывший барский, потолки были высокие.

Мир каждой семьи был уникален. Все были открыты. Возможно, будучи единственным маленьким ребенком в тот период во дворе, не знаю, но меня все радушно принимали. Все жили очень дружно. Помогали друг другу. Делили и радости и горести. Когда у соседей появился первый телевизор, смотреть его собирались вместе. У них как раз была просто комната. Устраивались и на диване и на полу, приносили свои табуретки...

К чему я об этом вспоминаю сейчас?
Возможно, во взрослой жизни мне не хватило тепла внешнего мира.
На длинном жизненном пути возникали, как островки, встречи с людьми, которые приносили радость. Но они были так не часты.

Я слишком рано познала предательство и лицемерие тех, кому доверяла. И рано это заставило закрыться.
Мой детский опыт творить свой мир продолжался и продолжается.

Из этого опыта, из детских воспоминаний и мечтаний, пронесеных через годы, рождаются мои романы.
Этот, "Шепот волны", в большей степени.


Надеюсь - кому-то он принесет тепло и радость.
Мои герои не тепличные растения, трудностей в их жизни было много. Но они всегда старались оставаться людьми.


Галина, вы прожили вместе со мной этот путь и изложили свои впечатления на свойственном только вам языке. Он совершенно иной, но близкий и понятный мне.

Мой опыт и мои впечатления обогатились.

К роману мне нечего добабивить. Я написала все на его страницах.

Признательна Вам за прочтение.
За частицу тепла души, которую Вы мне подарили.



 Я публикую все рецензии вместе, как важные и дорогие для меня:


Рецензия на «Шепот волны. 34 Татьяна Дума» (Татьяна Дума)

"Шёпот волны"… так не случайно определилось воздушное лёгкое и –
всепроникающее водное, не предающее – то, что горести прячет
в свои глубины, успокаивает и растворяет печали… омывает и очищает…

Роман, в котором утверждается жизнь – через неизбежность встреч и
прощаний… случившихся чувств, вырастающих из робкого поцелуя,
продолжающегося и печалью и радостью – не касанием тел, а душ
проникновением. Любовь, от которой нет отречения. Испытания…
Разбросанность судеб во временах и пространствах трагичности:
стечение обстоятельств, вынужденность разлук – на фоне разлома
эпох и излома судеб… Сны, в которых любовь. Любовь. Обнимающая
невосполнимость потерь…

Встречи, когда уже есть опоздание на касание рук. Только голос и –
та надёжность, сбывшаяся в долговременности… Место, где Жизнь
разводит людей, – в физическом мире, но не в сердце. Встреча –
для попытки прощения? или – прощания,
когда
"Жизнь клонится к закату. Я всё чаще думаю, что там мы
встретимся с тобой, уже навсегда", (Т. Д.)

Сильные духом люди. Лёля… в такой уязвимой хрупкости… когда мало что
принадлежит тебе… – только дорога… и чужие судьбы, вплетённые в твою…
чужие по крови люди… ответственность, которой отказать невозможно…
Лёля… маленькая гордая птичка, обнимающая всех своим огромным
любящим сердцем, не позволяющим – для себя…
лишь
"Ей хотелось остаться в моей памяти молодой и здоровой,
как при нашей последней встрече", гл. 45 (Т. Д.)

.

Трогательно. Погружающе в атмосферу потерь и… принятия этих потерь…

Галина Харкевич   16.02.2022 12:20   •   Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания


Рецензия на «Шепот волны. 49 Татьяна Дума» (Татьяна Дума)

В романе поднимается много тем. Тема национальностей и их влияния
на встроенность человека в социальные структуры. Тема религий –
взаимодействие и конфликт. Чувства. Родовые программы – драма рода
на фоне эпох. Характеры и судьбы человеческие. Личностное проявление
неосознанности и – зарождающаяся осознанность через веру. Всё это
в романе органично вплетено в канву повествования, переплетено
деталями, событиями – вытекающее одно из другого – в единый поток.

Как же впечатано! в бессознательное поколений неравенство крови…
Как же разделённо! не равенство происхождений… Корни. Зов крови.

Дед Коган. Исправить то, что не поддаётся исправлению – реализовать
во внуке то, за что "винен" – шаги… шаги… шаги… Идти. Без надежды,
что будешь услышан и понят – во времени. Внук Коган. Знание правды –
болью – собирает в человеке самого себя. Человека. Автор провёл
читателя через опыт человеческого сердца, через потери героев внешние
и внутренние обретения, через масштаб событий. Для кого-то может быть
важной задачей: собрать все разбросанные "песчинки" рода в единую чашу.
Совершив труд души – понять, простить, завершить, принять, продолжить.
Миша. Яков.

Поток, соединяющий несколько поколений... Для кого-то его путь: достойно
прожить жизнь созидателя. Собирателя всех веток родового древа. Человека,
не расплескавшего внутреннее достоинство. В романе, незримо и зримо, –
о достоинстве.

.

Читалось легко. Погружалось… думалось… и на каком-то этапе,
в стремительно меняющихся декорациях и событиях и во множестве
появляющихся новых героях, мне не хватало глубины и психологизма
образов… А потом вдруг ощутилось, что у романа совершенно другая
задача: показать не столь подробно глубину погружения человека во
внутренний опыт, сколь его встроенность в текущее опыта поколений –
изменения внутренние в ходе внешних событий.

Огромный труд Автора – соединить разрозненное –
в единое.
Татьяна, Вам удалось. Мягко. Талантливо. Любяще.

Галина Харкевич   16.02.2022 12:50 


Рецензия на «Шепот волны. Эпилог. Татьяна Дума» (Татьяна Дума)

Море, спокойно качающее воды… Что? рассмотреть можно
в его донности… Камушки разноцветные в его глубинах…
О чём шепчет волна?.. Жизнь… Неповторимость рисунков
судеб. Вода – проявленностью – из Океана Жизни…

Если пропускать через себя поток мягко льющихся слов в романе –
увлекательное путешествие, полное крутых "виражей". Если читать
глубиной воды, в которой так много солёности… Удивительность
сочетания, соединения – лёгкий поток и соль бушующих вод…

В этом романе есть важный герой – море. Оно лёгкой волной смывает
события. Оно, уводящее и чувства и взгляд, дальше горизонта и
глубже водной стихии, успокаивает. И размывает границы между "здесь"
и "вчера". Живой организм – соединённостью с человеком…

Важный герой – Родина. Её ласка и её отчуждённость, её красота и
убогость её поэтапных идей… Присутствие её дыхания… Скольким ещё
поколениям? предстоит пропустить сквозь "сито" осознанности опыт
предыдущих, оставивших в коллективном бессознательном свои "опечатки
и отпечатки". Скольким ещё? необходимо выбрать лучшее – из
недопустимого, отбросить лишнее – из отжившего, чтобы вдохнуть
воздух свободы…

Мне неведомо, как сотворялся роман, как приходили строки. На выходе –
органичное, перетекающее, логически выстроенное, непредсказуемо
сложно "заверченное" и – так легко поданное, повествование. И роман –
живой организм, пульсирующий и чувствами и событиями. И именно
всем этим он может быть понятен и близок широкому кругу читателей.

.

"У меня к тебе только одна просьба – стань счастливым", гл. 54 (Т. Д.) –
и,
кажется, новое поколение уже способно реализовать просьбу…

По-человечески счастливый финал. Благодарность
Автору – за провозглашение СВЕТЛОГО в человеке.

Галина Харкевич   16.02.2022 13:13 


Автору рецензий, Галине Харкевич, с признательностью.


Иллюстрация из интернета. С благодарностью автору.