Ко дню поэзии стихи

Афанасий Шипунов
                УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! С ПРАЗДНИКОМ! С ДНЁМ ПОЭЗИИ!               
        ....Все мы пишем стихи.... Кто-то много, кто-то мало. И здесь не суть важно сколько написано, а наиважнейше – КАК. Думаю, что самое главное -  как рождается стих, при каких обстоятельствах, под какими впечатлениями, что хочется автору передать читателю.
ВОТ СЕГОДНЯ, КОНЕЧНО ЖЕ – СОЛИДАРНОСТЬ ЛЮДСКУЮ  И ПОДДЕРЖКУ НАШИХ СОЛДАТ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКУЮ МИССИЮ НА УКРАИНЕ:
           НАСТАЛО ВРЕМЯ          1

Настало время....снова в бой идёте....
И не по прихоти какой-то злой!
Вновь на защиту Родины встаёте,
Чтоб не впустить фашизм  к себе домой.

Да! Очень горько – дети погибают...
И наш Солдат с защитой к ним идёт,
Рыданьям материнским цену знает,
И знает, что Народ его с победой ждёт.

Это не враг, а гниды-террористы!
С врагом  открыто можно побеждать,
А в трусости  бендеровцы –фашисты
Стали детьми себя вновь прикрывать.

Во все века солдат с солдатом бились.
А вот фашизм, бендеровцев орда,
Трусливостью, коварством отличились...
Прощенья нет и нет им никогда!

А наш Солдат – защитник благородный
Увенчан Славой доброй на Земле
Он в бой идёт  защитник всенародный,
О добром в думах, к людям не во зле.

Воспитан  Мамой Он, Отцом и Дедом
В добре и мире в своём доме жить,
Но если надо - твёрдым быть при этом,
Врага на поле брани  крепко бить.

Вот и сегодня наши внуки, дети
Врагу  достойнейших отпор дают!
 Мы твёрдо знаем, знают все на Свете –
Они народ в обиду не дадут!

Настали дни – невзгоды приключились
И дальше отступать нам не дано!
Совсем ни в чём  нигде не провинились,
Во всём нас обвиняют всё одно.

Большие беды чтобы миновали –
Нам выбора не сделали враги....
На стражу мира вновь Солдаты встали,
Наказ услышав: «Дом свой береги!»

Сегодня видим строй ваш многоликий.
Солдаты! Вам поклон от нас земной!
Мы  гимн поём за подвиг Ваш великий!
И знай, Солдат, что мы всегда с Тобой!
                *****март 2022*****
          Бывает (в том числе не редко  и у меня) порой много написано, а из них только какой-то один самый значимый. Ну да у каждого своё понимание, своё видение в творчестве, однако считаю, что для всех  должна оставаться святая истина: ЧТО-ТО ПИСАТЬ –  ЗНАЧИТ СОСТРАДАТЬ
     Написать что-то несложно. Погляди вокруг и найдёшь сотни сюжетов. Сложно -  увиденное, услышанное, происшедшее с кем-то, пропустить через себя, через сердце своё, перестрадать вместе со страждущими, поставить себя на их место и ощутить то, что  ощущают люди(плохое, или хорошее). Только тогда из-под твоего пера выливаются чувства других, как будто твои личные что делает написанное тобою живучим,  читаемым, проникающим в душу и сердце Читателя.  Иначе зачем писать?! Надо научиться сострадать. Для себя всегда ставил и ставлю целью -  научиться воспринимать, как своё личное, всё, о чём задумал написать. Пусть это радостное, или горечное, красивое, или безобразное, одобряемое тобою, или нет, НО ВСЁ – КАК СВОЁ ЛИЧНОЕ(!)…      Вот тогда – это твоё! Это ты написал, потому как переболел сам всем тем, о чём пишешь и вместе с этим  передаёшь Читателю кусочек своего сердца, тепло своей души.     Писать – значит сострадать!...

Прежде чем что-то написать, сам себе повторяю и  повторяю:
....В стихах должно каждое слово
Виденья поэта нести,
И дни, пролетевшие, снова
Должны через сердце пройти.
И счастье, и боль, и заботы…
Поэт должен всё увидать…
Душе дать и сердцу работу,
Потом всё в стихах написать.

И больно, и трудно, и сложно…
И хочется плакать, порой,
Но не написать невозможно(!)
И пишем всем сердцем, душой…
*********************
    И ещё: писательство, сочинение стихов – это огромный труд! Порой, не столько физический, сколь интеллектуальный. И к лёгкости не привыкнуть! Легкое, не идущее от сердца, от души, не переживаемое Тобою  – это никчёмное произведение! Потребно вложить всю свою интеллектуальную силу! Вот тогда – это твоё....
                *****************
   «Праздник жизни – молодости годы –
Я убил под тяжестью труда.
И поэтом, баловнем свободы,
Другом лени – не был никогда...»
        Н.А.НЕКРАСОВ.
******************************
               А это от  меня:       
               НЕ ВТЯГОСТЬ
Молодые годы, будто праздник,
Промелькнули и умчались вдаль…
«Не поэт, а юности проказник!
Неужель тебе тех дней не жаль?!»

«Жаль, конечно, только ведь напрасно
Юность, улетевшую, жалеть…
Не скорбеть о прошлом том прекрасном,
А воспринять всё, как есть, уметь.

И сегодня пусть не так, как было.
Всё поизменилось за года…
Но поэта Муза не забыла
И влечёт куплетом, как «тогда»!
И теперь всё так же, как и прежде,
Леностью, пока, не заболел
И живу в великой той надежде –
Переделать много ещё дел.

Новое писать в стихах ли, в прозе
Муза заставляет каждый день.
Летом по жаре, зимою при морозе
Мне не втягость и писать не лень!
         
И пока глаза мои открыты,
И пока сердце в груди стучит -
Земляки, друзья не позабыты!
Что смогу для них буду строчить…»
*********************
   ИХ ПОСВЯЩАЮ ЗЕМЛЯКАМ

Моим стихам чужда предвзятость.
В них – даже сказ ка наяву.
В них доброта, любовь и святость
Что были, есть в Родном Краю.

В них жизнь моя в Родной деревне,
В них труд не лёгкий Земляков,
Пейзаж в них горный, незабвенный,
В них аромат лесных цветов,

В них радость жизни, боль утраты,
Воспоминания прежних лет,
В них необъятные палаты
Лесов, полей... Весенний цвет,

В них пенье птиц в лесной чащобе,
В них свежесть утренняя рос...
В них... старый домик у дороги,
Где был рождён, где жил и рос.

Моим стихам чужда предвзятость!
Я придаю своим стихам
Всю доброту, любовь святость,
Их посвящаю Землякам.
                ***********

У поэта – сутки к двум:
Жжёт его огонь нетленный,
Он один властитель дум
И творец своей вселенной.
              Павел Явецкий.
...Нам  не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся...
            Тютчев.
            ***********
Но надо стремиться чтобы наше слово не оставалось
простой рифмой, а доходило до сердца читателя.
                ***************
Сюжетов для написания неисчислимое множество! А вот какой из них избрать – в каждом конкретном случае по обстоятельствам и необходимости...
            КЛАДЕЗЬ РИФМЫ
Не я придумываю стих…
Не я слова в столбы рифмую…
И всё, что вложенное в них,
Смысл этих слов не я толкую…

Мне Жизнь сама сюжет даёт
И вяжет нить стихов в узоры,
А Муза – силы придаёт,
Снимает с кладезя затворы…

Как с родника воды живой,
Я рифму с кладезя черпаю…
И слов, текущих чередой,
Всю жажду смысла утоляю…

И если мне не суждено,
То стих на чистый лист не ляжет…
И если что-то не дано –
Ту Муза рифму не подскажет…

Мне не дано придумать стих…
Слова в столбцы не я рифмую…
Я – лишь озвучиваю их,
Пишу всё то, что Жизнь диктует…
******это ещё  в далёком  январе 2004г*********    
Глубоко уверен и убежден - у каждого поэта есть свой стиль. своя задумка преподнесения задуманного  Читателю.
 И это «СВОЁ» ,не позволительно гасить другими! Не позволительно гнуть и переделывать под себя начинающего автора, а надо дать волю и помочь Ему развить Его стиль в поэзии!      
Сам я – бунтарь неудержимый! И как не пытались меня переделать «по своему» так не сумели и уже никогда не переделать!  (Хотя в чём-то и правы.... В моих стихах «словечки», иногда , народные, типа «чё», «ишшо» и т.п., но это молё – народное)             
В ДУШУ НЕ ЛЕЗЬТЕ!
 Вот опять меня ставят в рамки:
«От стандартов не смей отступать!»
И в душе появляются ранки –
Не дают, как хочу, писать…

Ну а я – бунтарь по-природе,
Закусив удила, бегу,
Лью слова, как звучат в народе,
Самобытность их берегу.

Мне литавровой меди не надо,
Прославляющей ритмы строки!
Для меня в большей мере награда –
Как оценят стих земляки.

Я в родную Деревню снова
Из шумов городских спешу,
Чтоб услышать новое слово,
А поздней в новый стих впишу.

Критикуйте мой стих и бейте!
Что-то мне и на пользу пойдёт…
Только в душу мою не лезьте!
Пусть Она, уж как есть, поёт.
       ***** 
               РУССКИЙ ЯЗЫК
Ах Ты, Русский Язык(!),
Величав и велик!
Необъятен простор Твоих слов!

Только русский Народ
Понимает Твой слог,
Недоступный порой, в перевод.

Но, отдельно бывает,
Кое-кто забывает
Величавое Русское Слово...

Много чуждых нам слов,
В замутненье мозгов,
Изрекают продажные души....

Им в словах нужен лоск,
И обидно до слёз,
Когда Русское Слово
               в том блеске утонет!

Диктовать-то не след,
Но терпения нет
Не презреть, тех же русских,
                без Русского Слова!
Извини меня, друг,
Коль обидишься, вдруг,
На  моё, неприкрытое,  слово.

Только Русский Язык
Величав и велик,
Даже если, порой, и шершавый!
КАК ЖИЗНЬ ВЕЛИТ
       Пишу о том, как Жизнь «велит»,
       Как есть кругом –  Всё в стих вложить…
                ******************
Что-то, пусть, не разделяю,
Что-то, может быть, не так…
Жизнь – как есть воспринимаю.
Кой-кто скажет: «Вот чудак!

Да, ты, стих свой «волосатый»
Причеши под гребешок,
Чтоб он был красив и статен,
Или крут, бросая в шок!»

Только я хитрить не смею!
«Ни о чём» нельзя писать!
И соврать я не умею,
Да и нету смысла врать…

Так что, уж воспринимайте
Всё, как есть, стихи мои,
Или – вовсе не читайте,
Сочинив взамен свои…
      ****** 
                И СНОВА, ВОЗВРАЩАЯСЬ К ТЕМАТИКЕ:
Пишем-то мы о самом сокровенном, (Очень и очень редко  по заказу),
о самом близком нам, пытаясь передать эту сокровенность, близость своего душевного И, думаю, не следует  стесняться выразить в стихах
свою боль пережитого, радость бытия в годах, ностальгические воспоминания, согревающие душу твою, а нередко, и согревающие сердца читателей. Пишем о том, о чём долгое время молчали, не выливая в стихи, думая, что это не актуально, не нужное для людей в тот или иной промежуток времени. Но в какое-то время, вдруг, понимаем: «ПОРА!»... 
            Вспомнилось из сборника стихов Ю.А.Гантимурова 
...»Я намолчался, помня день вчерашний,
Когда молчать, казалось нет уж сил....
А Землякам то было непонятным,
Что это я из детства уходил.
Я спорил с «корифеями» неистово,
Пытаясь недоверие стряхнуть,
Как оживает по весне росистая
Сухой травы измученная Суть.
И с главным агрономом, невзираючи,
Я козырями крыл за разом раз –
Доказывал Онуфрию Романычу,
Что кукуруза в Приаргунье  блажь....» 
*************************************************
 А теперь без комментариев примите от меня и припомните что-то своё... 
         НЕ ДАЁТ ПОКОЯ БОЛЬ
Как «ТОГДА», уж писать не сумею
О любви и о детстве своём…
Ностальгией, наверно, болею,
Вспоминая о доме родном.
И всё чаще зовёт деревенька,
Где, в войну, народился и рос…
Выпадало нам счастье…реденько…
И мило мне то время до слёз!

Да! Теперь мы уже ветераны
И дням юности нету возврат…
А в душе открываются раны
И по прошлому жгуче болят.

Не копьём и не пулей пробито
Моё сердце, немая душа!
Жаль, что кем-то сегодня забыто
Всё, что было всего лишь вчера…

Эта боль не даёт мне покоя,
Не даёт полной грудью дохнуть!
Буду помнить всегда дни «ЗАСТОЯ»
Только время назад не вернуть…
           ********
ЛИШЬ ОСТАЛАСЯ ПАМЯТЬ
                (Песня)
Скучаю сегодня    по горам и селу…
Наверное, поздно, я не нужен ему…
Нынче новый порядок и забыли меня…
Только мне всё дороже Деревенька моя…
            ПРИПЕВ:
«Огоньки», «Незабудки»,Черёмухи цвет…
Были детство и юность, Только их давно нет…
Что было когда-то, Того уже нет,
Лишь память осталась Тех прожитых лет…
«Огоньки», «Незабудки»,Черёмухи цвет…

Как приедем в деревню – Сердце жаром горит.
Всё напомнит о прошлом  И душа заболит…
Всё такое родное! Только сумрачно в ней…
Что? Кого не хватает? Родных иль друзей?
          ПРИПЕВ:

Я заеду в деревню, Мне навстречу идут
Незнакомые люди, И никак не поймут –
Отчего же я плачу И о чём слёзы лью…
А я вспоминаю Детство, юность свою…
      ПРИПЕВ:

Я ушёл из деревни  И стал в городе жить…
И всё, будто, как надо, Только сердце болит,
Что живу я не вместе С деревенькой своей,
Что «оторван» от детства, От родных  и друзей…
        ПРИПЕВ:
«Огоньки», «Незабудки», Черёмухи цвет…
Были детство и юность, Только их давно нет…
Что было когда-то, Того уже нет,
Лишь память осталась Тех прожитых лет…
«Огоньки», «Незабудки»,Черёмухи цвет…
           *************
          БОЛЬ В ДУШЕ
Я сегодня один
Средь своих земляков…
Одиночество давит и душит…
Не осталося сил
Разорвать цепь оков,
Что сковали мне сердце и душу.

Кто-то честно позвонит,
Поделившись бедой.
И к кому-то приду на подмогу.
Ну а кто-то, стесняясь,
Несёт удел свой,
Землякам поотрезав дорогу…

Я всегда жду минут –
Кто-то, вдруг, позвонит,
Поделившись своим бытиём.
Только, что-то, напрасно
Моё сердце болит
И душа вся пылает огнём.

Я кого-то судить
По-судьбе не хочу!
Каждый может, что хочет, вершить.
Сердцем переболев,
Свою боль в стих строчу,
Продолжая в душе с болью жить.

Как лечить мою боль?
Где лекарство найти?
Боль моя остаётся со мною.
А лекарство одно –
Добро людям нести,
Тем, кто как-то обижен Судьбою.
         ******
     К СЕБЕ ЗОВЁТ
Пылает алою зарёй
Восток…
А где-то там…мой край родной..
Он…так далёк…
Тоска по горной крутизне
Мне сердце жжёт…
Деревня, в чудной синеве,
К себе зовёт…
Там, среди гор и среди бед,
Родился я.
Там детства, юности разбег
Растил меня.
С друзьями вырос там – в селе
И возмужал,
И там, быть может не как все,
Любовь познал…
Ну а ответных чувств Её
Я не нашёл…
С болью в груди, счастье своё
Искать пошёл…
Немало жизненных дорог
Исколесил…
В пути, бывало, занемог –
Не стало сил…
Но, вспомнив горы, край родной,
Вставал,
И снова за своей Судьбой
Шагал…
          ********
ЗОРЬКА АЛАЯ   «ЗАКАТИЛАСЯ»
Зорька алая «закатилася»
И в вечерней мгле растворилася…
Навалились тоска и грусть…
Память больно бьёт…Ну и пусть(!),
Чуть выплёскиваясь наружу,
Будоражит сердце и душу.
В том, что было давно, не каюся,
В тех счастливых днях
                вновь купаюся.
Детство, юность вихрем
                промчалися,
Сладким мигом в душе
                откликаются.
Жар любви там, вдали остался.
Шрамом на сердце зарубцевался
Зорька алая «закатилася»
  И в вечерней мгле растворилася…
Ну а мне в этой мгле не спится…
Хочу прожитым вновь насладиться.
Хочу вспомнить вновь как любили…
И как здорово, что мы были!
     ************
 
  ОСТАВЛЮ В НАСЛЕДСТВО
Я сейчас вспоминаю
Как мы жили тогда…
В небытьё улетают
Эти дни и года…

Весна, Лето и Осень
Вспоминаются вновь,
Небо светлое впросинь,
Тень ветвистых берёз…

Огоньки, Незабудки,
Марьин Корень в цветах,
Жёлтый цвет Стародубки,
Поцелуй на устах…

Всё прошло…всё промчалось,
Ничего не вернуть!
Но в душе всё осталось
Жизни пройденный путь…

Ни о чём не жалею
И Судьбу не браню,
Но забыть не посмею
Всё в душе сохраню!

Сохраню своё детство,
Свою юность храню!
И… оставлю  наследством
Что любил и люблю…
      ********
               ВИТАЮТ ГРЁЗЫ    
                (Песня)
Душа в тоске, и грусть во взоре,
А по сердцу – холодный ветерок…
Стою один былинкой в поле…
Был где-то здесь родительский порог…

Родного дома будто небывало.
И слёз глаза закрыла пелена.
Кругом пустырь…а в памяти предстала
На этом месте, здесь – моя весна.

Здесь садик был и цвет черёмух
Медвяный запах наполнял окрест…
Как поклониться мне родному дому,
Сюда прибывши из далёких мест?

И вновь слеза затмила очи.
И вновь душа страдает и горит…
Давно покинул домик отчий,
А сердце в памяти о нём болит.

Вот так, простившись на рассвете,
Мы в Жизнь ушли неведомым путём,
За жизнь свою и за себя в ответе,
И за снесённый наш отцовский дом .

Стою один и всё крупнее слёзы
В душе, на сердце так же, как в глазах,
А в голове витают грёзы
О домике, «растаявшем» в годах…
              *** Декабрь 2015***
       Я ПРИШЁЛ К ТЕБЕ ОПЯТЬ
Ты   меня, моя Рябина, не гони!
И таким, какой я есть сейчас, прими!
Хоть живу я в стороне совсем чужой,
Но, Рябинка! Я душой и сердцем Твой!
Припев: Я пришёл к Тебе,
              Пришёл к Тебе опять,
              Чтоб под гроздьями
               багряными стоять,
              Чтобы всё, как есть,
               Без слов Тебе сказать,
              Чтоб Тебя за тонкий стан
               Снова обнять…

Ты, берёзонька, припомни наши дни!
Сына блудного прими, не оттолкни!
Ты, я знаю, как всегда, сможешь понять,
То – о чём  я буду снова вспоминать…
 Припев: Я пришёл к Тебе, 
                Пришёл к Тебе опять,
                Чтоб в тени Твоей,
                Как прежде, постоять,
                Чтобы всё, как есть,
                Без слов Тебе сказать,
                Чтобы руки Твои-
                Ветви целовать…

Ты меня, листвяжка стройная, прости,
Что я долго так не мог к Тебе прийти!
Только здесь, закрыв глаза, в чужом краю
Ощущаю, будто рядышком стою…
Припев: Будто я пришёл,
               Пришёл к Тебе опять,
               Чтобы вновь Твоей хвоёю подышать,
               Чтобы всё, как есть,
               Без слов Тебе сказать,
               Чтобы твёрдости Твоей
               В себя впитать…
**** ***************************
  ....Заканчивается  очередная книжка и...радость , что завершена ещё одна,не из лёгких, работа, и... делается грустновато, будто расстаёшься не с книжными листами, а с чем-то живым... с героями этой книжки, с которыми общался когда-то , с Природой,, когда-то разговаривавший, как с  понимающим собеседником, и с чувством того, что не всё ещё сделано, сразу же намечая новую цель....      
       ПОКА ЕСТЬ СИЛЫ…
 послесловие к новой  книжке)

Мой читатель! Свершилось! Свершилось!
И я рад за себя и за ВАС
Книжка новая в свет появилась!
…Всё, как есть, без вранья, без прикрас…

А теперь…сделаем все «передышку»…
Только…вряд ли наступит она…
В мыслях «вертится» новая книжка,
С новым светом и жаром огня…

Видно, так суждено мне на Свете,
До последних своих дней писать…
Пока есть ум и сила в поэте –
По частицам всё людям отдать…

…С огоньком, что  на сердце искрится,
Со слезами и жаром души,
Вспоминаю знакомые лица,
Всех живущих и тех, что «ушли»…

Взгляд бросаю – что в будущем станет…
Может быть, опишу, как смогу…
Час наступит и…всё в лету канет…
Значит надо писать, коль живу!
                ***********************   
     СМОТРЮ ВПЕРЁД

Добро стараюсь делать всем,
Стремлюсь невзгодам не поддаться!
Да нет и времени совсем
На все обиды распыляться.

Смотрю вперёд – там столько дел!
И жизни, может быть, не хватит
Всё, что ещё свершить хотел…
За всё моё здоровье платит…

Но…не об этом я пекусь!
Мне в этом помощь Бог окажет.
Я одного только боюсь –
Что знаю я – никто не скажет…

А не сказавши людям всё –
Вся моя жизнь гроша не стоит!
Призвание и бытиё
Жизнь памятью не удостоит.

Не стоит жить, чтоб быть забытым,
Чтобы не помнили тебя!
Уж лучше в жизни быть побитым,
Чем жить лишь только для себя!
              ***************
Я ЗА КАЖДОЕ СЛОВО   В ОТВЕТЕ
Кто-то скажет:
«В стихах перехлёст.
Этот сборник расклада не знает,
В нём страничка одна
Поразмокла от слёз,
А другая –
От счастья сияет…»

Я на это отвечу, мой друг,
Что читатель –
Всегда прав бывает….
Только автор  опишет,
Что слышал, Что видел вокруг,
А читатель – Что хочет читает…

Прежде чем
Что в стихах изложить
И Тебе, мой Читатель,
Поведать,
Автор должен
Всё сам пережить,
Боль и радость
Людскую отведать.

Прежде чем
В рифму всё положить,
Автор должен
Всё  пе-ре-болеть,
Через сердце своё
Пропустить,
А потом –
Горько плакать, иль петь.
               
Если радость
Людская вокруг,
То стихи
Ярким светом сияют,
Ну а если невзгоды…
Мой друг,
Извини, они стонут,
Рыдают…
Я, как автор,
Не вправе творить
Всем в угоду
Лишь в розовом цвете,
Я обязан,
Как есть, говорить.
Я за каждое слово
В ответе.
*************
С НАДЕЖДОЙ, ЧТО ПРОЧТУТ
                (Размышления)
Оставлю я свои творенья
Потомкам наших земляков…
Быть может, предадут забвенью
Плод моих праведных трудов….

Быть может, им не интересно,
Порою, стих мой прочитать.
Где слово к слову стоят тесно,
А смысл широкий – не объять…

Быть может, им не нужно будет
Любовью душу бередить…
И слово трепетное «любит…»
Нет смысла им произносить…

И честь… мораль… не в моде станут
И сам-собой всяк  станет жить…
Любовь и дружба в лету канут…
Всё может быть…Всё может быть…

Сомненья прочь! И я уверен,
Что не напрасен весь мой труд!
И, пока силы есть, намерен
Писать с надеждой, что прочтут…
         *********
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! СЕРДЕЧНО ПОЗДРАВЛЯЮ ВСЕХ ВАС С ПРАЗДНИКОМ
ВСЕХ ПОЭТОВ!  ВСЕМ ДОБРОГО ЗДОРОВЬЯ, СЧАСТЬЯ, МИРА, ВСЯЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И, КОНЕЧНО ЖЕ – УСПЕХОВ, ВДОХНОВЕНИЯ, НЕИССЯКАЕ-МОЙ  ТВОРЧЕСКОЙ МЫСЛИ + МНОГО ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ!
     С большим уважением Афанасий Шипунов.