Нужник и пропаганда

Сергей Шевалдин
Пропаганда необходима государству. Любому. Со всяким обустройством и всякой мастью. Главное в пропаганде - не перебрать со враньем.

Ложь, конечно, обязательно присутствует в любой информации - так наука доказала. Но информация необходима для жизни. Это если жить хочется. Если же бурлит единый порыв "жить - нас рать", то можно и мертвячиной питаться. Вранье к тому располагает.

Все зависит от потребителя вранья. Этатизм держится на лжи и, прежде всего, на всеобщей самоотверженной лжи самому себе. И чем окружающая среда государственней (в смысле тоталитарней), тем больше лжи требуется обычному гражданину. Так всякому лояльному гражданину удобней и безопасней. Он на самом-то деле (без пафоса про долги наши гражданские) всего лишь заурядный потребитель. И хавает то, что хочет хавать.

Бывает, конечно, что отъявленная ложь заводит не туда - а чего удивляться, коль Сатана - отец лжи? Помните, как Иоанн (от Иоанна 8:44) сообщает: "Дьявол — ваш отец, и вы хотите исполнять его желания. Он был убийцей с самого начала и никогда не склонялся на сторону истины, так как в нём самом нет истины. Когда он лжёт, то это получается у него само собой, так как он и сам лжец и отец лжи". Но таковы казусы пропаганды.

Кругом искушения сатанинские, господа, и лишь Анархия - вот пусть и слабая, но последняя и единственная наша надежда. В условиях анархии нет необходимости жонглировать пропагандой. Потому как дурить самих себя могут только идиоты. Пропаганда - отрыжка лояльности.

Да и искусство не далеко ушло. Вот, к примеру, более века назад кончилась Первая Мировая война. Началась эта суровая бойня, как и полагается, из-за террориста. С тех пор все войны начинаются из-за террористов или иных прохиндеев - тренд такой. Более того, разжигателем для Первой Мировой стал некий Гаврила Принцип. Поэтому все последующие войны велись из-за принципов. Это тоже тренд. Из-за денег воюют только лохи и специально обученные наемники.

Для нашей державы завершение Первой Мировой особого смысла не несет и значения не имеет - по сравнению с мировой революцией эта вошь лобковая. Брестский мир, конечно же, обзывают позорным, но это всего лишь вкусовщина. У большевиков были наиважнейшие задачи - отжать и удержать власть. Это было нужнее. Тогда было время нужников и страстей выгребной ямы. Выплеснулась отъявленная "золотая рота".

Но так случилось, что Первая Мировая война стала источником вдохновения для мастеров мировой культуры. Забугорных, естественно. Культуртрегеры державы в то время экстренно пытались гражданскую войну оценить. И из кожи вон лезли, чтобы их самих оценили. По достоинству и в денежном выражении. Всем жрать всегда хочется.

Но в любом случае все тогдашние мастера культуры постарались отметиться вокруг этой войны. Французы, англичане, немцы и подданные США. У мастеров получались одноообразно: дерьмо, мягко говоря, в окопах и кишки наружу. И слишком много пацифизма. Гламур и стоны при луне. Депрессия без взглядов на будущее.

Потом среди мастеров были разборки и некто Горький вопрошал "С кем вы, мастера культуры?", упрекая и нескромно намекая насчет того, что "не будет преувеличением, если сказать, что пресса Европы и Америки усердно и почти исключительно занимается делом понижения культурного уровня своих читателей, - уровня и без ее помощи низкого". Подонки, короче. Горький был специалист по подонкам и даже написал про это исследование "На дне". Про водолазов, надо полагать. Производственный, вероятно, роман.

Но пока все эти мастера суетились и всяко изощрялись вокруг Первой Мировой, Ярослав Гашек создал лучший роман про всю эту гнусную историю. Роман на все века. В противовес гуманистическим нытьям и катаньям.

А надо сказать, что Гашек был чехословацкий славянин бывшего австро-венгерского подданства и даже русско-революционный комиссар. Вот что значит блеск единственно-верной идеологии и истинное братство народов! Образ высокопатриотичного и бравого солдата Швейка - главный добрый итог всей Первой Мировой. Наиболее добрый итог.

Все прочее - это мифы, господа. И даже сейчас, в прагматичные и меркантильные времена пошлого унылого постмодернизма, мифы - единственный реальный продукт человечества. Тем и живем.