1. 33 Верования о жизни после смерти

Лариса Болотова
                Из книги «Танатология – наука о смерти» С. Рязанцева:

 «Верование в будущую жизнь распадается на два главных направления, оба из которых принадлежат к самой отдалённой древности и имеют глубокие корни в самых низких слоях человеческой культуры. Оба эти учения, тесно связаны между собой и даже переходящие друг в друга, одинаково распространены по всему миру и даже перешли в современное нам общество. Одно из данных направлений – это учение о переселение душ, а другое – учение о самостоятельном существовании личной души после смерти тела.

Согласно философии индусов, последовательные рождения должны нести на себе влияние результатов прошедшей жизни и служить подготовкой к последующей. Грешные души проходят через различные тела, и мир, в котором они несут заслуженную кару за свои  грехи вовремя прежних существований, представляет собой колоссальное чистилище, и сама жизнь – не что иное, как долгий и трудный путь развития зла в добро. Души, обладающие добрыми качествами, приобретают божественную природу, тогда как души, которые управляются только своими страстями, принимают вновь человеческий  образ, и, наконец, души, погружённые во мрак зла, понижаются до степени животных. Ряд переселений души идёт в нисходящем порядке от богов и святых, через высших аскетов, брахманов, нимф, царей и министров к актёрам, пьяницам, птицам, мошенника, слонам, лошадям, варварам, диким зверям, червям, насекомым и неодушевлённым предметам.

Возникшее в VI-V веках до н.э. учение буддизма отделившееся от древнеиндийского брахманизма, не стало опровергать учение о переселении душ. Однако буддизм внёс в учение брахманизма существенные изменения. Если брахманы утверждали, что путём различных  обрядов, жертв и заклинаний можно достичь «хороших перерождений», то буддизм объявил все виды перевоплощения неизбежным несчастьем и злом. Поэтому высшей целью должно быть полное прекращение перерождений и достижение нирваны (небытия).

Буддизм воспринял у брахманизма «закон возмездия» (карму), но дал ему новое содержание. Карма буддизма – это сумма всех поступков и помыслов существа  во всех его предыдущих перерождениях. Хотя всё в данной жизни человека определено его кармой, он имеет известную свободу выбора в своих поступках, помыслах, словах, действиях.  Человек сам создаёт свою судьбу, форму каждого своего нового перерождения. Дело вовсе не  в жертвах, обрядах и запретах, чему уделялось основное внимание в брахманизме, а в поведении самого человека. Именно его поступки и мысли в данной жизни определяют дальнейшую карму, форму его нового «перевоплощения».

Сам Будда прошёл через 550 перерождений, претерпевая страдания и нужду в течение безчисленных веков, чтобы приобрести, таким образом, возможность освободить чувствующие существа от страданий, присущих всему живому. Четыре раза он являлся в виде Мага-Брамы, 20 раз – в виде духа Секры и много раз проходил через состояние отшельника, царя, богача, раба, горшечника, игрока, лекаря змеиных укусов, обезьяны, слона, быка, змеи, бекаса, рыбы, лягушки и древесного духа. Для последнего своего рождения избрал царскую семью в знатном роде Готама племени шакьев, живших в северной Индии. Поэтому Будду называют иногда Гаутамой или Шакьямуни – отшельник из рода шакьев.

В перевоплощение душ веруют и последователи мало известной у нас религии джайнизма. Эта религия так же, как и буддизм, возникла из древнего индийского брахманизма в VI веке до н.э. Объектом почитания джайнов являются их 24 пророка. Основателем джайнизма считается их XXV пророк Вардхаман Махавир, получивший имя Джины, что в переводе с санскрита означает «победитель». От этого имени пошло название религии «джинизм» или «джанизм».

Религия джайнизма является более древней, чем буддизм, а сам Будда Гаутама, основатель буддизма, является лишь младшим современником Махавиры, основателя джанизма. Несмотря на это, в отличие от буддизма, ставшего мировой религией, джайнизм распространён лишь в Индии …

Согласно главному принципу джайнизма жизнь людей и животных есть форма существования души, поочерёдно переселяющейся из одной живой оболочки в другую. Главная идея джайнизма состоит в достижении нирваны (небытия), до которой необходимо пройти путь многих земных перерождений и перевоплощений, победить и подавить все земные слабости и грехи. Свято веря в идею переселения душ, джайны своей основной заповедью считают не убивать ничего живого, будь то человек, животное, насекомое или микроб – ведь в любом из этих созданий заключена одна и та же душа, следующая через цепь перевоплощений. Поэтому джайны никогда не едят ни мяса, ни рыбы, а только фрукты и овощи. Самое трудное и сложное для джайниста – это постоянная опасность по ошибке или по неведению съесть что-либо такое, в чём содержится живое (улитка, червяк, насекомое). Допустить такую оплошность, грех, он теряет всё то, что приобрёл ранее, на долгом и тернистом пути к спасению. Проглотив по ошибке червяка, притаившегося в мякоти яблока, джайнист, согласно своим религиозным представлениям, совершает самое настоящее убийство – ведь в будущих перерождениях этот червяк непременно мог стать человеком (или был им в одном из своих прошлых перерождений).

На улице Бомбея … встречаются люди, завёрнутые до самой шеи в белую ткань. Это были джайнистские монахи – шветамбары (в переводе с санскрита – «одетые в белые одежды»). Их легко было отличить в пёстрой индийской толпе по белому платку, закрывающему нос и рот, чтобы случайно не заглотить мошку и не погубить живое. Прежде чем сесть на землю, такой монах тщательно обметал всё вокруг метелочкой из павлиньих перьев, дабы ненароком не раздавить всяких букашек. Каждую букашку он был обязан отнести в тень, чтобы она не погибла по его вине, ибо в каждой такой букашке может пребывать иная душа. Также джайны никогда не едят сырых овощей и фруктов, чтобы не проглотить содержащихся в них видимых и невидимых живых организмов, а тщательно проваривают все овощи на огне».

                А то, что при тепловой обработке гибнут эти невидимые живые организмы, их, получается, не волнует? Уж лучше овощи и фрукты просто мыть водой.

«Помимо монахов – шветамбаров («одетых в белые одежды) у джайнов существуют и монахи –дигамбары (в переводе с санскрита – «одетые воздухом», т.е голые).

                Из книги «Тайна смерти» составитель М. Ошуркова (стр. 465).
 
Данная статья представлена на сайте Яндекс.Дзен, ссылка на канал Болотова Лариса или Booklife2015 дана в конце моей страницы. Приятного всем прочтения.