Последние три автопортрета Александра Варнека

Владимир Варнек
1. А.Г. Варнек. Автопортрет (в пожилом возрасте, с трубкой). Х.,м. 21,5х18,5. Конец 1830-х. ГТГ [1,2,3]. Хранился до поступления в Третьяковскую галерею у коллекционера Н.Д. Быкова (ученика А.Г. Варнека); позже – у коллекционера И.Е. Цветкова.
2. А.Г. Варнек. Автопортрет в пожилом возрасте. Х.м. 47х39,5. Между 1830 и 1835. ГРМ [1,2,4]. Хранился у потомков художника в Санкт-Петербурге (Ленинграде). Поступил в Русский музей в 1935 году от Александра Николаевича Варнека, деда автора миниатюры.
3. А.Г. Варнек. Автопортрет с орденом Св. Владимира 4-й ст. Бумага, граф. карандаш. Ок.1835 гг. Собрание А.А. Варнека, пра-пра-пра-внука художника. Страсбург.   

Первый автопортрет, приложенный к миниатюре, значится в списках произведений М.М. Раковой и В.С. Турчина [1,2], а также в Каталоге ГТГ [3], но информации о нем почти никакой нет. Единственно, на что обращу внимание, это датировка: в двух названных списках автопортрет датирован концом 1820-х, а в Каталоге ГТГ – концом 1830-х гг., что представляется более правдоподобным, хотя никакой мотивации этой датировки в Каталоге ГТГ нет. 

В.С. Турчин, обсудив в своей монографии [2] четыре более ранних автопортрета А.Г. Варнека, просто рассказал о своем восприятии данного автопортрета: «Завершает эту серию изображений художника «Автопортрет с трубкой <…>, на котором он  позирует в домашнем халате, покуривающим трубку и доброжелательно посматривающим на зрителя. Дух приподнятости, какой-то внутренней значительности, увлеченности своей профессией, проявившийся в разных автопортретах, созданных раньше, теперь исчез. И по смыслу своему портрет этот «соответствует» самой судьбе художника, под конец жизни забросившего занятия живописью».

Должен сказать, что, по моему восприятию, художник действительно доброжелательно посматривает на зрителя, но  мне кажется, что дух приподнятости, какой-то внутренней значительности и увлеченности своей профессией, отнюдь не исчез, а сохранился, несмотря на непростую жизнь. Действительно, на художника в его зрелые годы давил груз ответственности из-за того, что у него была большая семья (жена, две сестры и восемь детей), и ему приходилось содержать ее. Поэтому заслуженному профессору живописи приходилось много времени тратить на преподавательскую работу в классах и в Совете Академии художеств, а также на рутинную работу хранителя эстампов и рисунков старых мастеров в Эрмитаже, а еще и на активную работу эксперта в Обществе поощрения художников. 

Думаю, что о себе художник особенно не заботился. Поэтому-то и на «Автопортрете с трубкой» он изобразил себя в старом изношенном пальто (а не в халате) с облезлым  лисьим воротником.   Но избрав довольно низкую точку для зрителя, он подчеркнул свою значительность живописца с огромным опытом работы и уверенностью в себе.

Второй портрет, приложенный к миниатюре, автор монографии В.С. Турчин вообще не стал обсуждать, ограничившись его датировкой –  между 1830 и 1835гг.  Обосновал он ее тем, что данный портрет художник  упомянул в своей Объяснительной записке от 18 февраля 1835 года, которую написал в связи с отчетом за пять лет своей работы  в Академии художеств.

Нужно сказать, что портрет этот находился вначале в семье предпоследнего сына художника, Григория Александровича, затем – в семьях его внука Николая Григорьевича и правнука Александра Николаевича в общей сложности ровно 100 лет. Отправляясь в 1835 году в ссылку в Башкирию вместе с женой и тремя маленькими детьми, наш с братом Александром дед Варнек Александр Николаевич, школьный учитель, подарил его и восемь других произведений А.Г. Варнека Русскому музею.  Осужден он был 20.03.1935 г. как «социально опасный преступник за дворянство». В 1940 году был реабилитирован, но остался жить и работать учителем в школе в с. Кощаково под Казанью.

Подарив Русскому музею свою коллекцию произведений А.Г. Варнека, Александр Николаевич сохранил один небольшой графический автопортрет  своего прадеда, приложенный к миниатюре, который он забрал с собой в ссылку. Выполнен этот автопортрет был предположительно уже после 1835 года.

Ракурс модели, который художник избрал для своего графического автопортрета, близок к ее ракурсу на  «Автопортрете в пожилом возрасте». Однако небольшие различия в повороте головы портретируемого и направлении его взгляда создают у зрителя другое впечатление об изображенном человеке. На это, несомненно, влияют его торжественный вид и награды  знак отличия за педагогические успехи (29 сентября 1813 года), знак отличия беспорочной службы за 25 лет (22 августа 1830 года) и орден св. Владимира 4-й степени (27 июля 1832 года).

Замечу, что на многих портретах Варнека зрачки модели находятся в уголках глаз, а взгляд направлен на зрителя. На демонстрируемом здесь автопортрете зрачки скошены влево еще сильнее, и это создает ощущение того, что художник «погрузился в себя» и глубоко задумался. Еле заметная улыбка говорит о том, что мысли эти приятные и грустные одновременно.

На этом можно было бы закончить миниатюру, но хотел бы обратить внимание на одну особенность всей серии автопортретов А.Г. Варнека, которые я продемонстрировал в трех миниатюрах на прозе.ру.  Эта особенность заключается в том, что художник на своем первом Римском автопортрете 1806 г., Автопортрете 1810 г. и Автопортрете в бархатном берете 1814 г. (ГРМ) изобразил себя с удлиненными носами (натуральными, как я считаю). Затем он стал изображать себя с несколько более короткими носами: Автопортрет в бархатном берете 1814 г. (ГТГ), Автопортрет, освещенный сзади 1824 г. (НИМ РАХ), Автопортрет в пожилом возрасте 1832 г., Автопортрет с трубкой ок.1835 г. (ГТГ). Затем был выполнен графический портрет, опять с удлиненным носом (см. выше).

По моему мнению, причина этих различий связана с «природой  романтического автопортрета»,  благодаря  чему художники  первой трети ХIХ в. и проводили подобные эксперименты со своими автопортретами,из-за чего они не всегда на своих автопортретах были похожими на себя. (См. монографию В.С. Турчина [2]).
 
ПРИМЕЧАНИЯ
1.  Ракова М.М. Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века. Список портретов работы А.Г. Варнека. М.: 1966. С.320 –325.
2. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек,1782–1843. М.: Искусство, 1985.– С. 152. 
3. Живопись первой половины XIX века. Каталог ГТГ. Т. 3. Издательство «Скарнус». М. 2005. С.69.
4. Государственный Русский музей представляет: Живопись первой половины XIX века (А-И). Альманах. Вып. XIX. СПб: Palace Editions, 2002, С. 115.            

15.03.2022.