Спарта. По повести Петропольского. 10. 03. 2022

Ольга Немежикова
АНГЕЛ И ДЬЯВОЛ

Дипломный спектакль студентов 4-го курса: Л. Петропольский «ИГРА НЕ НА ЖИЗНЬ, А НА СМЕРТЬ» (10.03.2022).
Режиссер-педагог – художественный руководитель курса, заслуженный работник  культуры РФ, профессор Е.В. Бубнова.

О чём спектакль? О молодёжи в наступившей эпохе потребления. О власти над душами и жажде этой власти. Об игромании, месседж которой ползёт в реальность, где нельзя сделать delete. Об отцах и детях, о школе. О любви, ревности и предательстве. Об учительнице и ученике, которые оказались ровесниками. О битве дьявола и ангела.

В выпускной класс приходит новый классный руководитель и преподаватель английского языка, Анастасия Николаевна Истомина (Мария Бабина), которая знает всех учеников по именам и в лицо. Ученики  приятно удивлены, всё складывается как нельзя лучше. Через некоторое время в классе появляется новенький — Михаил Барковский, Барк (Андрей Андреев). Это событие совпадает с установкой в кабинете информатики мощных компьютеров, снабжённых игрой «Спарта», которую предложено протестировать подросткам — игра предназначена для их возрастной категории.
Скоро под эгидой «Спарты» Барк становится лидером, и у ребят начинается другая жизнь. Незаметно подменяются ценности, а с ними мысли и поведение. Человечность вот-вот будет отброшена как атавизм, дружба вытеснится законом стаи, установки на право сильного станут нормой.
Учительница обеспокоена происходящим. Она пытается разобраться в своих чувствах и в том, что видит вокруг. Но Барк начеку и одержим властью над душами. В ход идёт всё: манипуляции, шантаж, подкуп, угрозы и избиения.
Анастасия Николаевна готова выдержать любой натиск. Сценический образ этой хрупкой женщины в белоснежной воздушной блузе и чёрных приталенных брючках пронизывает мощная вера в своё предназначение, скромность и исключительность одновременно, вызывающие глубокий отклик в сердцах зрителей, но не психически-инфантильных учеников. Анастасия Николаевна из тех, кто выбрал работу в школе по убеждениям, по внутренней потребности воспитывать настоящих, добрых людей, а не только давать уроки и вести административную часть. Таких людей много не бывает. Ребятам повезло. Но Михаил Барковский думает иначе. Ибо кто не с нами, тот против нас. Но пока он только осматривается и подмечает тонкое место — учительница одинока и неопытна, слишком доверчива к ученикам, откликается на их провоцирующие призывы и действия.
Михаил Барковский, в отличие от других школьников, на момент появления в классе  знает себе цену, более того, знает её в наличных. И прекрасно учёл, чего хотят эти дети. Конечно, свободы исполнения желаний! Этой свободы он предлагает каждому, сколько тот унесёт. Школьному персоналу достаточно отвести глаза хорошей успеваемостью и показными гражданскими акциями, и потом без помех ваять штурмовой отряд, приучая к запаху крови.
Под внешностью, располагающей к себе окружающих, скрывается ад. Когда на смене картин ходит занавес, в нижней части его прорываются огоньки, как искры от пламени преисподней. Образ Михаила Барковского изрядно морочит своей двуличностью. Когда дьявол выходит наружу, даже его стая воспринимает это как магию, не веря глазам. А каково было Анастасии Николаевне?!
Когда её самым подлым образом первый раз предают, она держится на редкость достойно. Мы видим негодование подростков и чувствуем, чего это ей стоит. Анастасия Николаевна едва сдерживается от обморока, однако не только не пытается бежать, но даже не просит пощады.
Дьявол схлестнулся с ангелом, который ничем, кроме веры, не защищён. Надо отметить, эти два персонажа играют на равных — оба за время спектакля проходят зенит. Но если Анастасия Николаевна вознеслась, то Барк рухнул в ад: зарвался, не оценив ещё большее, системное зло, которого решился ослушаться.
Хозяин Барковского, бизнесмен Сотников (Александр Спирин) — истинный сатана, респектабельный, стильный, успешный. Всех видит насквозь и наперёд. Рассчитывается чистоганом. Никакого панибратства с подчинённым Барковским, выверенная субординация со школьным персоналом. Сотников вовремя появляется и так же бесшумно уходит, стирая всякие следы присутствия. Проект завершён, компьютеры вынесены из школы, «ночь длинных ножей» для Барка настала.

Реквизит спектакля спартански минимизирован. Его успешно подменяет закадровый голос с тревожными СМИ-шными интонациями. Безрадостная атмосфера духовного обнищания зловеще смердит. Навязывается картина мира, в которой гражданин — беззащитный заложник агрессивной среды. Создаётся иллюзия, что всюду бродят латентные террористы и психопаты, что люди обречены не на жизнь, а выживание. А выживает, по теории эволюции Дарвина, только сильнейший. Барк — просто волшебник, который готов предложить рецепт своей силы «достойным».
Чувствуется перекличка с «Заводным апельсином» Бёрджесса, отзвуки «Бесов» Достоевского. Одинокая мебель — несколько школьных столов и стульев на грубых металлических каркасах — отстраивает жёсткость происходящего. Иногда сцена полностью освобождается для разгула страстей, и тогда притенённое пустое пространство с движущимися фигурами действует на зрителя парализующе…
Однако среди бескомпромиссной жести нашлось место для действительно смешного эпизода с целлулоидной озёрной лягушкой, у которой забавно дрожат лапки под инструментами «чокнутого» препаратора, школьника Руслана Худякова (Виктор Петраковский). Остроумная и при этом весёлая сатира. Не зря директор школы (Мария Калинина) плачет едва не навзрыд, чувствуя себя этой самой лягушкой под скальпелем и шприцем. Нервный, но всё же освободительный смех зрителей. Привет лапка-ми!
Надо отметить, все актёры спектакля убедительны запредельно. Видимо, сказывается игра на свой возраст, внутренне ясная психология современников и актуальность темы, которая, как действующий вулкан, в любую минуту способна прорваться. Каждый образ создан добротно и играется обстоятельно. Каждый достоин своей легенды.
Бурные аплодисменты!!!