Бусинки мои. Гастролёры. Майя Кристалинская

Вадим Гарин
Начало:  http://proza.ru/2022/03/10/1495

Часть 2

Фото из интернета в свободном доступе

                Написав о концерте Дмитрия Покрасса в нашем институте, я анонсировал продолжение. Раз уж начал, не могу не рассказать ещё о нескольких концертах.

                В 1963 или 1964 году – точно не помню, в институте состоялся концерт Майи Кристалинской. Скорее всего, до 1964-го, так как  самая знаменитая её песня «Нежность»  ею тогда не исполнялась потому, что  ещё не была написана.
                Страна полюбила Майю ещё с момента фестиваля молодёжи и студентов 1957 года, где она стала лауреатом, а в 1962 году народ увидел её в самой популярной телевизионной передаче «Голубой огонёк». Когда страна услышала в исполнении Кобзона и Кристалинской «Песни нашего двора» Аркадия Островского, все словно с ума сошли. Эти песни неслись, как сейчас говорят, из «каждого утюга».

                За её пластинкой «Мы с тобой два берега» я выстоял огромную очередь. Кто только не перепел эти песни! Моей маме нравилось исполнение Гелены Великановой, но мы с супругой (она очень неплохо пела у нас в ансамбле) считаем исполнение Кристалинской самым лучшим.  Она обладала какой-то особой задушевностью, которая очень располагала. Где это было необходимо, Майя кокетливо улыбалась при определённой  закрытости. Не скажу, что она мне нравилась как женщина. Мне казалась некрасивой, но очень импонировали её достоинство, манера держаться на сцене и совершенно независимый характер, который считывался в первую очередь.
               
                Все самодеятельные и народные эстрадные коллективы  исполняли песни Кристалинской. В ту пору я играл в воронежском ансамбле «Весна» (кларнет – саксофон), а вечерами работал в ресторане «Чайка». Половину всех заказов лабухи* тогда получали на песни Кристалинской, которые очень неплохо исполняла наша солистка секстета молдаванка Зойка – эффектная брюнетка с развязными манерами. Самый щедрый парнас** несли за блатёж*** и песни из репертуара Кристалинской.

                Она приехала в Воронеж и работала в зале филармонии. Заодно подрабатывала ещё на двух площадках: у нас в институте и в университете.
               
                Говорить, что зал был набит битком, излишне.  Кристалинскую очень любили.
                Она появилась в сопровождении квартета и барабанщика с одним малым барабаном и тарелкой. На Майе не было особого концертного платья. Юбка, блузка с длинными рукавами и платочек на шее, но, несмотря на это, певица выглядела очень достойно, строго и совершенно без улыбки. Это подействовало как-то дисциплинирующе на шумных студентов, которые в основном заполнили зал. У меня создалось впечатление, что она нисколечко не  стремилась поразить аудиторию – слушатели и так были завоёваны. Она начала с песни «А за окном то дождь, то снег».   Раздались громкие аплодисменты и крики «браво»! Программу Кристалинская не разбавляла рассказами, объявляла сама или пела вообще без объявлений. Когда исполнила «А снег идёт»,  «Ты не печалься» из к-ф "Большая руда"  и «Мы с тобой случайно встретились»,  зал взорвался аплодисментами. Пластинку с таким же названием знали все. Её задушевный голос отзывался теплотой в сердцах любой публики.

                А меня просто потрясло её исполнение джазовой песни Микаэла Таривердиева «У тебя такие глаза» на слова Семёна Кирсанова. Я себя тогда считал джазменом и переиграл многие джазовые зарубежные композиции. Очень любил Глена Миллера, Дюка Эллингтона, Бадди Рича, Луи Армстронга, Мейнарда Фергюсона, Чарли Паркера.
                А «У тебя такие глаза» Таривердиева – произведение особенное, думаю,  лучшее из многих, что он написал. Это была песня из «будущего», которая, на мой взгляд, совершенно по-новому трактовала наш, какой-то очень советский неповторимый джаз!
                И исполнение Кристалинской не могу сравнить ни с чьим. Кристалинская, совсем не джазовая певица, исполнила песню так, как в джазе никто не исполняет до сих пор. Совершенно не типично для джаза – сердечно и мягко звучал её голос без знакомых синкоп. И, конечно, аккомпанемент… Там задействовано типично джазовое исполнение на рояле с контрабасом под щётки ударника. Одним словом, удивил меня Таривердиев.

                На том концерте произошёл неприятный инцидент, за который я ещё больше стал уважать Майю Кристалинскую.
                На концертах зрители ведут себя по-разному. Всегда найдутся такие, которым и делать было бы нечего в зале. Они болтают, смеются в своём окружении и на происходящее на сцене таким чихать с колокольни. Вот они и находились в моём третьем ряду слева от прохода (я сидел по центру) Было их человека три-четыре. Мешали всем. Видимо, «достали» они Кристалинскую. Она остановилась на середине песни и, вытянув руку вперёд, указательным пальцем ткнула в сторону этих уродов:
                - Вот вы, вы, что себе позволяете? Ведёте себя, как в пивнушке! - зал затих, затаил дыхание, а Кристалинская продолжила, - пока этих козлов не выведут, я петь не буду! - Она зашла за рояль, облокотилась на крышку и подпёрла кулачком подбородок.
                Что началось! Засвистели, заорали, а сидевшие рядом ребята начали вытаскивать за шкирку нарушителей спокойствия. Под улюлюканье зала их вышвырнули за дверь.
                Кристалинская как ни в чём ни бывало спела начатую песню от начала до конца под шквал аплодисментов.
               
                По окончании концерта ей устроили бурю оваций и долго не отпускали. Студенты несли цветы. Наверное, ограбили оранжерею ботанического сада сельскохозяйственного института, который располагался в нашем районе!
                Кристалинская ещё долго пела на бис…


Примечание:
*Лабухи – ресторанные музыканты.
**Парнас – башли, котоые несли посетители ресторана (бундес на языке лабухов) за заказ исполнения песен или музыки.
***Блатёж – блатные песни. О лабухах, в среде которых я жил не один год, я написал на Прозе http://proza.ru/2018/02/06/642
Правил, как всегда В. Теняев.