Пробуждая воспоминания 43

Борис Алтайский
   Работая по совместительству консультантом-терапевтом в Елгавской психоневрологической больнице, я наблюдал ряд интересных случаев. Как-то, уходя домой, я шёл через приёмный покой. В то время туда был доставлен пациент с диагнозом "хронический алкоголизм". Шла беседа между дежурным врачом-психиатром и больным. Вернее, говорила и расспрашивала врач, больной же был мрачен и молчал; потом, показав жестом, чтобы ему дали бумагу и карандаш, написал одно лишь слово: "импульс". На вопрос врача, что бы это значило, он написал ещё одно слово - "синиумс". Врач позвонила в отделение, оттуда явились два молчаливых санитара и отвели автора нового термина туда, где он мог продолжить свои научные изыскания в этой области, одновременно получая соответствующее лечение.

   В этой больнице долгие годы работал известный в Латвии психиатр доктор Салтупс. Седовласый, с чёрными гдазами, он широко применял лечение гипнозом. К нему приезжали больные с различными расстройствами нервной системы. Пациенты были не только из Елгавы, Риги, но и из других городов Латвии. Мне, неискушённому, казалось, что для того, чтобы заниматься гипнозом, нужны какие-то особые врождённые способности. Однако жена, как я уже писал, врач-психиатр, убедила меня, что этот метод лечения доступен каждому врачу, нужно лишь им, как и любым другим методом, овладеть.

   Проводя сеанс гипноза с пациентом из отделения для лечения алкоголизма, она показала мне, как это делается на практике, снабдила соответствующей литературой. Я стал применять сансы гипноза при лечении некоторых пациентов с внутренними заболеваниями, имеющими так называемые "функциональные" (неврогенные)наслоения. Вначале я пользовался этим методом довольно широко, затем понял, что погрузить любого человека в гипнотическое состояние не так уж сложно, каждый врач может лучше или хуже сделать это. Что же касается лечебного эффекта, то с этим сложнее: требуется строгий отбор тех пациентов, которым показано лечение именно гипнозом. Лишь в этом случае врач может рассчитывать на положительный результат.

   Прежде чем рассказать о нескольких действительно прекрасных результатах лечения гипнозом, опишу один курьёзный случай.
   в терапевтическое отделение многократно поступала пожилая пациентка К., у которой всегда были одни и те же жалобы: её одолевали, как она выражалась, "слюзи". Для наглядности она пальцами доставала изо рта густую, вязкую слюну и демонстрировала нам, а иногда собирала её в баночки и показывала в таком виде. Когда терпение врачей иссякло, доктор Чаксте договорился с доктором Салтупсом о проведении несколких сеансов гипноза "против слюзей". Через несколько дней Чаксте поведал следующее:
- Прихожу во время сеанса гипноза в кабинет, и что я вижу? Салтупс, сидя на стуле, спит, а лежащая на кушетке пациентка К. рассказывает ему про "слюзи". Конечно, Рингольд Янович пошутил, но в данном случае гипноз не помог, и рассказы К. продолжились.
Я же хочу описать два случая успешного лечения пациентов гипнозом.

Продолжение: http://proza.ru/2022/03/16/1542