100 - летие расстрела защитников храма в Шуе

Галина Вадковская
100 лет со дня трагедии в городе Шуя

В 1922 году в мирном уездном русском городке Шуя произошла кровавая расправа над защитниками Воскресенского собора, где русские люди веками молились перед чудотворной Смоленской Шуйской иконой. По грехам России Шуйская икона была утрачена.
Коммунисты расстреливали православных из пулемета. А через несколько месяцев советская власть расправилась над настоятелем Воскресенского собора - священником Павлом Светозаровым. Его, вдовца, воспитывающего малолетних детей, расстреляли. Отец Павел причислен к лику святых.
Помнит ли сегодня Россия о событиях в городе Шуя? Да, помнит. По благословению Патриарха Кирилла 6 марта, в день Прощеного воскресенья, по всей России священники после Литургии читали послание, посвященное событиям в Шуе. Мы слушали, молились новомученикам. Была мысль: "Это не должно повториться! Да избавит Бог". На день Торжества Православия митрополит Коломенский и Крутицкий Павел совершил торжественно богослужение в Воскресенском соборе города Шуя, поминались защитники храма.
Что же произошло в Шуе? В 1922 году советский диктатор Ленин приказал провести во всех православных храмах грабеж - изъятие церковных ценностей, то есть ободрать драгоценные ризы и оклады с особо чтимых икон, которыми их украшали русские люди в благодарность Богу за помощь. Большевики прикрывались голодом, разразившимся в России, сменившей имя на СССР. Почему так случилось? Главная причина – наказание Божие за гонения на веру, убийство священников и верующих, братоубийство, расстрел Помазанника Божия, его жены и детей, насаждение безбожия, массовые кровопролития. Но какими бы не были причины, надо было решать проблему с голодом. Самым действенным средством было покаяние – молитвы к Богу о прощении грехов, прекращение кровавых репрессий, притеснений храмов, нападок на веру. Тогда Милостивый Господь послал бы хороший урожай и избавил от бед. Но этого сделано не было. Совсем ещё недавно обильную благами страну втоптали в нищету и голод также и годы социальных экспериментов – военного коммунизма, борьбы с частной собственностью, частными хозяйствами и предприятиями, торговлей. Широко практиковалась по селам продразверстка, когда продотряды не оставляли крестьянам зерна даже на посев.
Но советские атеисты вместо покаяния решили ещё усугубить свое наглое нападение на православные храмы. Православная общественность города Шуи хотела собрать помощь для голодающих в виде продовольствия, так как люди предполагали, что драгоценности в помощь голодающим не пойдут, они приплывут в руки жён коммунистов в качестве украшений.
Однако сбор пожертвований в виде продовольствия большевикам был не нужен. Им надо было только одно – ободрать как можно больше русских икон.
В первой половине марта 1922 года коммунисты несколько раз приходили в собор, пытаясь начать грабеж, но духовенство и народ мешали им.
15 марта большевики прибыли в полном вооружении. Вот как пишет о расстреле мирных людей архимандрит Дамаскин (Орловский): среду 15 марта на соборной площади с утра стал собираться народ, в основном женщины. К десяти часам в управление милиции пришел Вицин и сообщил, что комиссия идет изымать церковные ценности и милиции надо разогнать собравшуюся у собора толпу. Начальник милиции Башенков отрядил восемь конных милиционеров. Разгоняли нагайками, однако женщины не расходились; кто-то начал выламывать из плетня колья, чтобы обороняться, из толпы полетели в милицию поленья. Начальник милиции послал за подкреплением. Были присланы четырнадцать вооруженных красноармейцев, которые пытались разогнать толпу, но безуспешно. Люди требовали, чтобы милиция и красноармейцы ушли от собора.Милиционеры стали избивать нагайками женщин и, если подворачивались, то и детей. Кто плакал, кто усердно молился, иные говорили:– Все равно умирать – умрем за Божию Матерь.Начальник гарнизона распорядился о присылке красноармейцев 146-го полка в полной боевой готовности в количестве сорока человек под командованием Колоколова и Зайцева.Пока красноармейцы шли к площади, встречные уговаривали их не ходить разгонять народ, но солдаты, рассыпавшись цепью, двинулись на толпу.Никто из клира или прихожан не посмел подняться на колокольню и зазвонить в колокола. Проникли на колокольню мальчишки. Матери подбадривали и помогали им. Гимназисты постарше зазвонили в большие колокола, дети одиннадцати–двенадцати лет – в маленькие, и вышел довольно громкий перезвон.Вскоре подъехали автомобили с пулеметами, и началась стрельба. Стреляли сначала поверх голов, а потом и по толпе.Первым был убит прихожанин храма Николай Малков. Проходя по площади, он остановился неподалеку от дома о. Павла Светозарова и крикнул: «Православные, стойте за веру!» – и был тут же убит выстрелом в висок.К упавшему юноше подбежали дети, но были оттеснены милиционерами. Один из безбожников сказал:– Если вы не уйдете, стрелять будем.Дети забежали во двор и тем спаслись от теснивших их лошадьми милиционеров.Второй была убита девица Анастасия. Этим утром по пути на фабрику она остановилась у собора, поднялась вместе с другими на его ступени – и там была застрелена. Были убиты Авксентий Калашников и Сергей Мефодиев.Только увидев падающих от выстрелов людей, народ потеснился и побежал.В это время служба в храме подходила к концу. Памятуя, что власти обещали не производить изъятия 15 марта, о. Павел вышел на амвон и сказал:– Никакой комиссии сегодня не будет, вы можете спокойно разойтись по домам.Выступили и члены церковной комиссии, уговаривая всех разойтись. Но после того, что произошло у стен храма, никто не верил, что изъятия не будет. В храме собралось больше трехсот молящихся.
Стрельбой, нагайками, лошадьми толпу перед храмом разогнали. Трупы убитых положили на паперть, к ним никого не допускали. Священник Николай Широкогоров отслужил по просьбе прихожан молебны Смоленской Божией Матери, Николаю Чудотворцу и Иоанну Воину, а затем члены церковной комиссии попросили прихожан разойтись. Трупы убитых были увезены, раненых доставили в больницу. Изъятия церковных ценностей в этот день не было.В три часа ночи на экстренное заседание собрались президиум шуйского исполкома и бюро уездного комитета компартии и постановили: для ликвидации возникших беспорядков создать, наделив чрезвычайными полномочиями, революционную пятерку в составе – председателя уездного исполкома Осинкина, начальника гарнизона Тюленева, начальника уездной милиции Башенкова, секретаря уездного комитета компартии Эдельмана и некоего Жохова. Запросили президиум губисполкома, тот приказал пятерку ликвидировать, а вместо нее организовать следственную комиссию.Со стороны верующих пострадало двадцать два человека, из них четверо было убито. Из красноармейцев ни один не был убит или тяжело ранен.На заседании Политбюро 20 марта при участии Каменева, Сталина, Молотова, Троцкого, Цюрупы и Рыкова решили принять предложение Ленина -Троцкого и в тот же день послать в Шую комиссию для расследования в составе Смидовича, Муранова Н.И. и Кутузова И. И. 23 марта комиссия составила заключение о происшедшем, признав действия вицинской комиссии правильными и согласованными с распоряжениями центра, а действия местных властей против собравшейся у храма толпы «правильными, но недостаточно энергичными». Комиссия предложила «губерниям и уездным властям принять меры к тщательным расследованиям... самое дело передать для окончательного разбора и примерного наказания в Ревтрибунал».Делом занялось Иваново-Вознесенское ГПУ. Из Москвы был отряжен в качестве следователя по особо важным делам Верхтриба ВЦИК Яковлев [20].17 марта о. Павла Светозарова вызвали для допроса и арестовали. Изъятие ценностей из Воскресенского собора происходило уже без него 23 марта.Следствие в соответствии с инструкцией Ленина-Троцкого с самого начала пыталось доказать наличие заговора священнослужителей, ставивших своей целью сопротивление изъятию церковных ценностей. Были придирчиво допрошены администрация и рабочие шуйской мануфактуры и установлено с непреложностью, что заговора не было.Распоряжением ВЦИК стали производиться массовые аресты. Обвинение в сопротивлении изъятию церковных ценностей было предъявлено четырем священникам: Павлу Светозарову, Иоанну Рождественскому, Иоанну Лаврову, Александру Смельчакову [21], старосте шуйского собора Александру Парамонову и двадцати мирянам. После окончания следствия к суду были привлечены девятнадцать человек. (htmlhttps://sedmitza.ru/text/409334 Мученики Шуйские: Священномученики Павел, Иоанн и мирянин Петр [1](Приводится по книге: Исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 2. – Тверь: «Булат» , 1996 год, с. 37-53).
Большевики отнеслись к защитникам православных святынь жёстко. Несколько человек приговорили к тюремному заключению, а священников Павла Светозарова, Иоанна Рождественского и мирянина Петра Языкова ожидала смертная казнь.

Было возбуждено ходатайство перед ВЦИК о помиловании осужденных к расстрелу.

26 апреля обеспокоенные прихожане Палеха послали в Верховный Трибунал телеграмму с просьбой не приводить приговор в исполнение до решения ВЦИК. В тот же день ВЦИК затребовал к себе копию приговора и заключение следователя.

Рассмотрев дело, Президиум ВЦИК принял решение о помиловании приговоренных к расстрелу. Калинин обратился за разрешением на помилование в Политбюро. 2 мая Сталин распорядился опросить членов Политбюро относительно предложения о помиловании. Ленин, Троцкий, Сталин и Молотов проголосовали за расстрел. 4 мая на заседании Политбюро смертный приговор был официально утвержден. На следующий день Президиум ВЦИК, следуя распоряжению Политбюро, утвердил приговоры к расстрелу [28].

10 мая председатель Иваново-Вознесенского трибунала Павлов отправил срочную телеграмму председателю Верховного Трибунала Крыленко: Приговор над Светозаровым, Языковым, Рождественским приведен в исполнение 10 мая 1922 года в 2 часа утра».
В этом году события в городе Шуе 13-15 марта Промыслом Божиим совпали с Неделей Торжества Православия. А праздник Торжества Православия был установлен в Византии после победы над иконоборчеством. В советской России тоже были свои иконоборцы, но ещё более опасные. Они были полными безбожниками, отрицали не только почитание икон, но и бытие Божие. В этих двух эпохах, Византии и России, есть много сходного. Боролись с иконами, мощами, монастырями. Православных подвергали репрессиям. Но по воле Божией Православие в конце концов восторжествовало.
О том, как прошли Торжества в городе Шуя, рассказал сайт Ивановской митрополии (http://iv-eparhya.blogspot.com/2022/03/100.html):   13 марта в городе Шуя прошли торжества Ивановской митрополии, посвященные 100-летней годовщине начала кампании по изъятию церковных ценностей. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла их возглавил председатель Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии.
Утром 13 марта митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф, епископ Кинешемский и Палехский Иларион, епископ Шуйский и Тейковский Матфей, епископ Савватий (Перепелкин) в сослужении священнослужителей епархий Ивановской митрополии в Воскресенском кафедральном соборе города Шуя совершили Божественную литургию и чин Торжества Православия. Затем архипастыри и губернатор Ивановской области С.С. Воскресенский возложили цветы к памятнику Шуйским новомученикам на Соборной площади города Шуя. Днем в Шуйском литературно-краеведческом музее им. Константина Бальмонта состоялось открытие выставки, посвященной событиям 1922 года.
В торжествах также приняли участие глава городского округа Шуя Н.В. Корягина, глава Шуйского муниципального района Ивановской области С.А. Баранов, глава Южского муниципального района Ивановской области В.И. Овражко, другие представители власти, директор Шуйского филиала Ивановского государственного университета А.А. Михайлов, многочисленные богомольцы.

Слава Богу, что в городе Шуя есть уже памятник новомученикам. Печально, что не снесены в России памятники (а также и мавзолей) Ленину, который организовал глумление над храмами и репрессии по отношению к православным. Надо заметить, что бесчинства в храмах и репрессии производились в 1922 году во многих храмах русских городов и сел. Не прекратились грабежи храмов и в 1930-е годы. Грабили, а потом и взрывали русские храмы и соборы по приказу Джугашвили (Сталина) в Москве, Петербурге, Воронеже и во многих других русских городах, а также в сёлах. Взрывали православные храмы и при Хрущёве, и при Брежневе.
Завершить бы мне хотелось словами из послания Патриарха Кирилла, которые читались по всем храмам России:
"Богоборцы не скрывали, что видят своей главной целью окончательную и скорую расправу над Русской Православной Церковью. И сегодня, спустя сто лет, нельзя без содрогания читать страшные строки директивы: «Чем большее число представителей реакционного духовенства ... удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше, ... чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать». Не забота о голодающих людях, но адская злоба и ненависть к Церкви двигали безбожными строителями новой России.
В ходе кампании по изъятию церковных ценностей только за первое полугодие 1922 года большевиками было спровоцировано более 1400 случаев кровавых столкновений, которые сопровождались арестами, показательными судебными процессами, расстрелами, тюремными заключениями и ссылками.
В этих преследованиях и страданиях за имя Христово тысячи чад церковных явили пример крепкой веры и духовной стойкости, терпения и мужества, приняли мученическую смерть и неувядающие венцы славы (1 Пет. 5:4). Ныне же они предстоят Престолу Вседержителя, вознося молитвы о Церкви Русской, о земном Отечестве нашем, о странах и народах, принадлежащих к православной традиции.
Размышляя о причинах трагических событий XX века, мы свидетельствуем: все попытки построить светлое будущее без Бога обречены на неудачу, а посему и не могут дать людям столь желанного счастья и благополучия. Поистине, если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж (Пс. 126:1). Нужно быть слепым, чтобы не видеть этого главного урока минувшего столетия.
Вспоминая прошлое, совершая спасительную миссию в настоящем, Церковь ожидает славного Второго пришествия Христова, когда, по слову Священного Писания, будет Бог всяческая во всех (1 Кор. 15:28), когда отрет Он всякую слезу с очей людских, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее пройдет (Откр. 21:4).
Пока же, пребывая на земле и со смирением проходя предлежащее нам поприще (Евр. 12:1), будем стремиться жить по евангельским заповедям, усердно молиться и неленостно трудиться, уклоняться от зла и творить благо (Пс. 33:15), хранить единство духа в союзе мира (Еф. 4:3).
Бог терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа (Рим. 15:5-6). Аминь.
+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ"



Галина Сиротинская