Россия 18 века. Заключение

Полина Ребенина
История- это наши корни, та основа, на которой мы строим наше настоящее и планируем будущее. И как страшно то, что историческая наука "как дышло, куда повернул, туда и вышло". Мировая история, и в особенности, русская история, и в прежние времена и в настоящее время искажается и извращается. Многие факты замалчиваются, они неизвестны, не доходят до голов и умов читателей. Это настоящая информационная война, но на историческом поле.

Несколько изменилось положение, начиная с 90-х г.г. 20-го века, когда на прилавки магазинов вдруг выплеснулись тонны литературы, до того закрытой и запрещенной. Но постепенно этот океан превратился в речку, а затем и в ручеек. Правдивой исторической литературы стало меньше и начала она теряться среди многочисленных публикаций "по заказу" из-за рубежа или от местной либеральщины.

И как невероятно важно сориентироваться и не растеряться в потоке разного рода публикаций, выбрав из них лишь правдивые и истинные, и потому самые ценные! И на них уже строить свое понимание истории, особенно отечественной истории.

***
В российской истории 18-го века существовали прочные мифы и штампы, например, что Петр 1 и Екатерина 11 были "великими" императорами, в то время как Петр 111 чуть ли не слвбоумным, а Павел 1 - сумасшедшим. Странно то, что оба императора с психиатрическими диагнозами были по воле Екатерины 11 лишены власти- ее муж был свергнут и убит, а сын лишен верховной власти, которую должен был наследовать по праву. И окрашены имена этих императоров в черный цвет были той же Екатериной 11, которой нужно было оправдать свои поступки и не лишиться завоеванной власти. Не жаловала она и предудущую правительницу - императрицу Елизавету, которая стала изображаться как легкомысленная стрекоза, которая лишь танцевала, да наряды меняла и об Отечестве совсем не думала. И, к сожалению, эти мифы, созданные Екатериной 11 и ее прихлебателями, живут до сих пор! 

Историки отмечают, что обладала Екатерина 11 изощренным умом и все свои силы отдавала на то, чтобы создавать общественное мнение. Она лгала, льстила, подкупала, использовала в своих целях, дурачила не только русскую аристократию, но и европейских просветителей. Она неустанно трудилась над созданием своего  "великого" имиджа, часто за счет очернения других правителей.

Хочется напомнить, что именно при "легкомысленной" Елизавете, впервые в русской истории, перестала применяться смертная казнь, и при ней проводилась не только мощная внешняя политика, но и жизнь в России стала спокойной и благополучной.  В.О.Ключевкий писал о ее царствовании: «С правления царевны Софьи никогда на Руси не жилось так легко, и ни одно царствование до 1762 года не оставляло по себе такого приятного воспоминания». Добрая и глубоко религиозная Елизавета воспитала будущих императоров Петра 11 и Павла 1 в атмосфере любви и нежной заботы.

Следующий император Петр 111 за короткий период своего царствования проявил себя исключительно деятельным монархом. Всего за 186 дней царствования им было издано свыше 190 указов и законов. Удивительно для слабоумного, не правда ли?

Его сын, император Павел I — фигура трагическая и оклеветанная; недаром его называли Русским Гамлетом. Этот самодержец, по мнению современных историков, давно должен занять достойное место на страницах истории Отечества, где его имя все еще затушевано различными бездоказательными тенденциозными измышлениями. Он, как и его милостивая бабушка Елизавета, за время своего царствования ни одного человека не казнил. В то время как Петра 1 современники считали "кровавым мужем", да и на совести Екатерины лежат многочисленные казни подозреваемых в смуте, особенно отличилась она при подавлении восстания Емельяна Пугачева. Трудно забыть и ее расправу над престарелым иерархом Церкви, Владыкой Арсением, критические взгляды которого ей не понравились, и она распорядилась заточить его в темницу и уморить там голодом.

Павел 1 был справедлив, он своими указами ограничил права дворянства и облегчил жизнь крестьян. Он отменил многочисленные привилегии, которые предоставила дворянству Екатерина 11 в своей "Жалованной грамоте". Обиженные дворяне прозвали его "мужицким Царем". Но Павел был уверен в своей правоте и говорил: "Я желаю быть лучше ненавидим за правое дело, чем быть любимым за дело неправое". Так и получилось. Он был честным, справедливым, деятельным, и его возненавидели за это высокопоставленные лжецы, воры и бездельники, и отважились на жестокое убийство.

Понятно, что дворянскими историками изображался Павел как самодур, тиран и деспот, и ясно почему, ведь жизнь дворянства при нем осложнилась. При Павле Петровиче не чин, не именитое родословие начали служить мерилом заслуг и правом на должность, а исполнительность, аккуратность, полная преданность делу. Ордена и чины, полученные в былые времена, прав на благополучное существование в настоящем и будущем не гарантировали.

До сих пор у нас поются песни о "золотом веке Екатерины", который на поверку был золотым только для привилегированного класса- дворянства. Но уж никак не для простого люда и крестьян. Во времена правления Екатерины 11 происходили беспрестанные восстания, потому что никогда так плохо не жилось русскому народу, в годы ее правления. Но так уж уродливо устроена наша историография ещё со времен Н. М. Карамзина: двойная мораль, двойной стандарт. Петр 1 и Екатерина 11— «великие», Павел — «тиран» и «деспот»… А то что при обоих "великих"- Петре 1 и Екатерине 11, разврат и насилие в России распустились пышным цветом, то это придворных историков не волновало.

«Император Павел имел искреннее и твердое желание делать добро, – писал А. Коцебу. – Перед ним, как перед добрейшим государем, бедняк и богач, вельможа и крестьянин, все были равны. Горе сильному, который с высокомерием притеснял убогого. Дорога к императору была открыта для каждого; звание его любимца никого перед ним не защищало…»  Конечно, привыкшим к безнаказанности и жизни на дармовщинку вельможам и богачам это не нравилось. «Императора любят только низшие классы городского населения и крестьяне», – свидетельствовал прусский посланник в Петербурге граф Брюль.
А вот еще более яркое высказывание о Павле 1 известного историка начала Казимира Валишевского:  "В глазах своих новейших русских биографов Павел не только перестал быть сумасшедшим, но превратился почти в великого человека. Они не ограничиваются тем, что восхваляют его высокие качества и блестящие дарования; они склонны признать его гением. Его царствование будто бы не только не представляло собой для его подданных ряда тяжелых испытаний, как это думали прежде, но было в их жизни периодом деятельности, особенно благодетельной и плодотворной. И если бы начинания императора Павла не были прерваны его смертью, то, возродив Россию, они открыли бы перед ней ослепительные перспективы благоденствия и величия".

***
Светлыми властителями 18-го века несомненно были Елизавета Петровна и Павел 1. Петр 11 был слишком мал и незрел, а Петр 111 слишком коротко правил, чтобы судить об их личностях. А несомненно темными властителями были Петр 1, Екатерина 1, Анна Иоанновна, Екатерина 11. Обо всем этом знали староверы и тщательно хранили эти знания в своих книгах. Поэтому провозгласили "антихристами" Петра 1 и Екатерину 11. А Павел 1 был предложен Русской православной церковью к возведению в сан святого.

Несправедливость суждений нашей исторической науки возмущала и Льва Толстого. Напомним запись из его дневника о Петре 1:
"Беснующийся, пьяный, сгнивший от сифилиса зверь четверть столетия губит людей, казнит, жжет, закапывает живьем в землю, заточает жену, распутничает, мужеложествует, пьянствует, сам, забавляясь, рубит головы, кощунствует..,  разоряет Россию и казнит сына… и не только не поминают его злодейств, но до сих пор не перестают восхваления доблестей этого чудовища, и нет конца всякого рода памятников ему".

Многое можно было бы простить Петру 1, и то что был он тираном и извергом, и то что загубил десятки, если не сотни тысяч жизней ради своей прихоти- С-Петербурга. Но одного нельзя ему простить никогда и ни за что - это того, что он распорядился собрать из русских монастырей все старинные книги и сжечь их! Тем самым он одним разом подрубил сук, на котором сидели все русские люди, лишил их исторической памяти. И все ради того, чтобы было легче вылепить из русских людей европейцев.

По сию пору многие исторические знания и оценки искажаются, ведь "история, что дышло.." Но тем важнее становится искать крупицы истинных знаний и собирать их воедино- в цельную историю русского народа. К счастью, многие современные историки смогли избавиться от гипноза прежних мифов и описывают 18-й век и его императоров уже совсем по-другому.

Список литературы:
1. Валишевский К. Павел 1. Сын Екатерины Великой. 1912.
2. Ключевский В.О. Курс русской истории. 1922.
3. Коцебу А. Записки. Перевод и примеч. А. Б. Лобанова-Ростовского. 1908.