История подарка

Борис Аверин
   

   Шёл четвёртый послевоенный год. За несколько дней до восьмого марта, Юрка, рыжеволосый мальчик, лет двенадцати - тринадцати, выделявшийся в классе высоким ростом и рассудительностью, в течение нескольких дней беседовал с одноклассниками, -– скоро восьмое марта, Женский праздник. Нужно нашей Татьяне Павловне сделать подарок. Принеси из дома деньги, сколько сможешь. Она учит нас уже четвёртый год. Ей будет приятно наше поздравление.         
 
   Было собрано тридцать два рубля. Седьмого марта, организатор и двое одноклассников, вызвавшихся выбирать подарок, после окончания уроков шли на трамвайную остановку. Накануне была оттепель. Подтаяв, снег оголил серые ветки деревьев. Теперь, он снова, мокрыми хлопьями, ложился на них, налипал на провода трамвайной линии. В местах соприкосновения трамвайных дуг с проводами, ярко вспыхивали огромные искры, и, с громким треском, разлетались пучками. Мальчики восхищались не обыкновенными, маленькими салютами.

   - Куда ехать? – Обратился к Юрке мальчик с ранцем за спиной. – Поедем в Дом книги! – Уверенно ответил он. – На каком номере туда ехать? - Вступил в разговор ученик с противогазной сумкой, надетой на правое плечо. – На двадцатке, до Невского доедем, а там, я знаю дорогу, - бодро продолжил не гласный лидер компании.

   Войдя в последний вагон трамвая, мальчишки остались на площадке, у окна, из которого была видна панорама улицы, удаляющаяся назад. Они с интересом рассматривали меняющиеся городские пейзажи. Им особенно было интересно видеть Неву, когда трамвай шёл по Литейному мосту.

   - Смотрите туда, - показал Юрка рукой, - там стоит Аврора. Мальчишки, как не вглядывались, куда показал товарищ, кроме густого снега ничего не видели.

   - Скоро наша остановка, - сообщил не формальный руководитель группы. Тут же направился в вагон к кондуктору. Мальчишки последовали за ним. Юрка попросил кондуктора сказать, когда будет Невский. – На следующей остановке, мальчишки, вам выходить!

   Ватага ребят направилась через вагон трамвая на переднюю площадку. На остановке вышли. Юрка уверенно повёл мальчишек к Дому книги.

   Идти пришлось долго. Ребята видели впервые широкий проспект, оживлённое движение транспорта. На окраине города, где жили они, такого не было. Проходя по Аничкову мосту, ребята останавливались у скульптур Коней, усмиряемых человеком. Их завораживала их красота. Мальчишки обсуждали увиденное с большим восторгом.

   Наконец, они подошли к Дому книги. Здесь перед ними открылся грандиозный вид Казанского собора. Густой мокрый снег не мог закрыть от взора учеников величия архитектуры здания и площади перед ним.

   - Посмотрите вверх, - нацелил товарищей Юрка, - посмотрите на стеклянный шар над входом в Дом книги! Мальчишки, задрав головы, с любопытством смотрели на достопримечательность старинного здания.

   Мальчуганы вошли в магазин. Растерялись, - куда идти, как выбирать книгу? Огромный зал, куда не поверни голову: книги, книги. Да, ещё и лестница на второй этаж, - там, подумали ребята, - то же огромное количество книг.

   - Наверх не пойдём! – Сказал старший из учеников, - здесь попросим у продавца книгу за тридцать два рубля. - Его коллеги, молча согласились с ним.

   У прилавка, к которому подошли ребята толпились люди. Кто – то внимательно рассматривал витрины, другие беседовали с продавцами. Выждав, когда один из продавцов, женщина с красивой укладкой тёмных волос, освободилась, Юрка громко сказал, - здравствуйте, Вы можете подобрать, для подарка нашей учительнице, книгу за тридцать два рубля.

   Продавец, поняв, что от неё требуется, отошла от прилавка. Ребята видели, как она внимательно рассматривала толстую тетрадь. – В тетради записаны цены книг, - подумали дети.

   Пока продавщица книг занималась с толстой тетрадью, у её прилавка образовалась толпа покупателей.

   – Книга, роман Алексея Толстого, Пётр первый, стоит тридцать два рубля. Платите деньги, обратилась к юным покупателям дама.

   Юрка хотел вытащить из правого кармана пальто деньги. Но, деньги не нащупал, карман был пуст. На его лице появился испуг, и растерянность. Мальчишка начал быстро искать деньги в другом кармане пальто, в карманах штанов. Карманы были пусты.

   Его товарищи с тревогой смотрели на него. – Денег нет! – Чуть не плача произнёс Юрка. – Посмотри спокойно, ещё раз, вспомни, куда их положил. В портфель не мог положить? – Старалась помочь растерявшемуся мальчугану продавец.

   Осмотр, потёртого временем, портфеля результатов не дал. Мальчишки растерявшись, стояли молча. – Я потерял деньги! – Дрогнувшим голосом произнёс Юрка.

   Люди, стоявшие у прилавка, оживились. – Возможно, - сказала женщина средних лет, державшая за руку девочку – дошкольницу в синем пальтишке, - карманник вытащил, ты, и не почувствовал.

   Люди сочувствовали мальчишкам. – Хотели сделать подарок своей учительнице, и надо же такой беде случиться. В разговор вступил офицер в форме моряка, - сколько стоит книга? – Тридцать два рубля, - ответила продавец. – Хорошо! - Сказал моряк, и протянул деньги. 

   Юные покупатели молча смотрели на офицера и продавца. Им не верилось, что книга, за которой преодолели огромный путь, будет приобретена. Продавец, получив деньги, подала книгу офицеру. Тот повернувшись к ребятам, протянул драгоценный товар. Юрка взял книгу. – Спасибо большое! – Дарите учительнице, и хорошо учитесь, - ответил офицер.

   Мальчишкам хотелось подержать в руках и рассмотреть приобретённый подарок. Каждый из них с интересом держал книгу в зелёном, толстом переплёте с красивым тиснением названия книги.

   Ребята вышли из дома книги. В Юркином портфеле лежал драгоценный подарок. Обратный путь утомил ребят. Шли до остановки трамвая и ехали молча. Никто из них, не думал о том, что они уехали за покупкой, не заходя домой, не пообедав.

   У двоих, матери были на работе, не могли проследить за сыновьями. У одного из компании, мать не работала, растила малыша. Как всегда, ждала возвращения сына из школы. Прошёл час после окончания уроков.  Забеспокоилась. Младенца оставила со старшей дочерью, возвратившейся из школы, и побежала искать сына. Подошла к двери класс. Там шёл урок второй смены. Учительница сына, уже, ушла.

Спросила у секретаря директора школы адреса учеников класса. Ей пришлось разговаривать со многими мальчишками, пока, узнала, что сын, с Поповым Юрой и Карповым Вовой, поехал в магазин, в центр Ленинграда, за праздничным подарком учительнице.

   На следующий день, в праздник Восьмого марта, от имени класса, Юрка вручил подарок Татьяне Павловне. Она была раду вниманию учеников.
                Б. Аверин
                13.03.22.