Ровесники - 2

Галина Курова
Два юноши – Валентин и Константин – познакомились и подружились ещё в 2014-м году, когда первый жил и учился в городе Костроме, а второй встретил войну в небольшом Славянске Донецкой области («Ровесники»). В 2020 году они вместе защитили дипломы в костромском машиностроительном техникуме на «отлично». Валентин сделал ролик «Призвание» о творчестве своей мамы, писательницы и поэтессы. Константин сочинил  мультфильм. Он мечтал стать мультипликатором. Но по окончании техникума оба юноши  получили  письмо из десантного полка, в которым их звали послужить в полку по контракту как компьютерщиков. Поговорив с представителем десантников, ребята узнали, что работать придётся в бункере за компьютером с дронами, которые уже тогда стали активно использоваться для разведки и уничтожения противника. Валентин заявил о своих твёрдых пацифистских взглядах и нежелании связывать хоть вот настолько свою жизнь с российской армией. Кроме того, у него было плохое зрение, он носил линзы и устроился работать на «удалёнке» из-за действовавших уже тогда ковидных ограничений. Прививку он не собирался делать ни в коем случае. Получал денег немного, но жил пока с родителями и нужды не знал. Константин же колебался. У него, беженца, по сути, не было лучшего выхода, чем за приличную зарплату послужить по контракту.

Так впервые разошлись пути двух друзей. Но дружба их не пропала, а стала только крепче. Константину пришлось поехать в Сирию. Не виделись с Валентином они больше года. Перезваниваться почти не получалось – телефон у Кости отобрали ещё в Костроме. Правда, когда он приехал в отпуск, папа Валентина, снова служивший музыкантом в десантном полку, научил юношу, как можно спрятать  кнопочный сотовый телефон и пронести его с вещами. Теперь Константин хоть изредка мог связаться с родными и друзьями. Костя вернулся из Сирии в  полк до конца 2021 года.

 Летом этого же года умерла бабушка Валентина. Он вместе с родителями долго ухаживал за ней, пока она болела. В конце концов её пришлось положить в областную больницу, в возрастное отделение- бабушка не узнавала родителей и принимала Валентина за своего старшего брата. Там ей без разрешения родных и её согласия сделали прививку от Ковида. Бабушке было 84 года. Она заболела Ковидом и умерла. Валентин очень жалел о ней. Её похороны в закрытом гробу произвели на него неизгладимое впечатление. После бабушки осталась трёхкомнатная квартира, куда Валентин пригласил Костю и двух своих знакомых девушек встречать Новый, 2022 год.

Наташа приехала к нему в гости из Санкт-Петербурга. Они познакомились там на концерте немецкой группы «Креатор» 7 лет назад. Друзья не один раз ездили в Санкт-Петербург на концерты любимых зарубежных рок – групп. Немецких, финских, американских и британских. Наташа – очень красивая миниатюрная брюнетка – увлекалась роком и металом. Они с Валентином все 7 лет переписывались по интернету. Стройные, темноволосые и кареглазые, они представляли собой весьма гармоничную пару. Как брат с сестрой смотрелись и Константин с Татьяной – оба светлые, синеглазые. Таня была знакома с юношами ещё с тех времён, когда все они трое учились в сельхозакадемии на кинологов. Вот и для встречи нового года девушка пришла со своей шотландской овчаркой. Стол был накрыт мамой Валентина. Ребята вместе нарядили ёлочку и посмотрели по ноутбуку фильм про Нестора Махно. Горячо спорили об анархизме и социализме. Вспоминали историю гражданской войны. Валентин завёл древний, ещё 30-х годов ХХ века, патефон, который сохранили бабушка с дедушкой. Слушали довоенные песни, крутили патефонные пластинки, которых было не меньше сотни. Танцевали. Предвоенные мелодии напомнили о прошедшей войне и событиях 2014 года. Костя впервые при девушках рассказал о своём Славянске и гибели отца в отряде Стрелкова (Гиркина). О Сирии рассказывал мало. И не знали ребята и девочки, что новый, 2022 год принесёт страшные военные потрясения.

23 февраля Константин был уже в самолёте. Ему пришлось подписать новый контракт. Украина…

Всю дорогу до пункта назначения Костя вспоминал события 2014 года в Славянске и Донецке. Он ждал, что Родина встретит его цветами и хлебом с солью, как воина – освободителя. Так им обещали «отцы – командиры». Но жители донецкого районного городка кричали им : «Геть!» И кое-кто из русских солдат, недовольный такой встречей, начал стрелять. Мирное население разбежалось. И стрелять начали дома, подворотни и кусты. Городок тот десантники взяли, хотя и потеряли  трёх товарищей.
 
Потом они присоединились к колонне, идущей на Мариуполь. Когда колонну начали бомбить украинские артиллеристы, Костя отбежал подальше от машины и залёг возле кустов, закрыв голову руками. Колонну почти всю сожгли. Из бойцов уцелела примерно половина. Остальные отправились назад, к концу сожжённой колонны. Подойдя к перелеску, Костя почувствовал, что в него стреляют. Это чеченский отряд не пускал солдат обратно, а гнал их вперёд на врага. Десантникам пришлось вернуться. До вечера они пролежали возле кустов. Ночью собрались возле головы колонны и решали, что будут делать дальше. Константина ранило в руку, в плечо. Товарищ перевязал его. Когда подошли в темноте к небольшому посёлку, послышалось: «Стой, кто идёт?» Попали в плен к ВСУ.

На удивление Косте, никто их не бил, не расстреливал. Допросили. Накормили. Перевязали (осмотрел врач). Провели разъяснительную беседу. Никаких фашистов и нацистов Костя не видел. Ополченцев узнал сразу. Понял, что воюют все украинцы, весь народ. В этом и состояло отличие от 2014-го года. «Обманул полковник», - подумал Константин. На этом его  спецоперация и закончилась.

Одновременно в семье Валентина происходили следующие события. Всем им начало спецоперации показалось чем-то нереальным. «Зачем надо было начинать военную операцию, когда решить вопросы с Донецком и Луганском можно было и мирным путём?» - думали все : и отец, и мама и сын. Семья смотрела как телевидение, так и интернет. Училась отличать фейки от правды. За 8 лет противостояния официального Киева и ДНР 11 раз Европейская Комиссия предлагала ввести миротворческие части на территорию Донецка и Луганска. И всегда получала отказ. Предлог денацификации казался весьма надуманным, так как националисты в Киеве ослабли в парламенте, а президент Украины являлся… евреем… Впрочем, как и мэры Харькова и некоторых других городов. Отец однажды поговорил с не менее, чем с десятью костромичами о военной спецоперации России на Украине и понял, что мнения костромичей разделились примерно поровну: за:против = 50:50%. «Мой отец родился в Харькове, а его бомбят русские! Мой дед похоронен в Киеве, а его бомбят русские!» - твердил отец и плакал.

Мама поссорилась с половиной своих подруг. Одна из них, пылая великоросским шовинизмом, кричала в телефонную трубку, что Моська Украина 8 лет тявкает на слона Россию, пора разобраться! Другая озабоченно твердила, что мама зомбирована западной пропагандой, хотя сама говорила штампованными телевизионными фразами прорусских пропагандонов. Третья, этническая украинка, утверждала, что, хотя русские бомбили роддом в Мариуполе, а на фронт отправили солдат-срочников, и это уже доказано, президент сделал всё правильно. И мама, и отец утверждали, что дело всё заключается во всемирном империалистическом кризисе, а военные действия призваны отвлечь людей от внутренних проблем: снижения доходов, роста цен и тарифов ЖКХ и т.д. Читайте Маркса и Ленина! Кто захочет воевать за награбленные триллионы? Только «паны, которые дерутся». А холопы? У них «чубы трещат». Панов ждёт эшафот, холопов – санкции и нищета!..

Один из друзей Валентина вёл политический стрим против военной операции в Украине. Так ему позвонили и приказали прекратить, иначе посадят в тюрьму на 15 лет. 13 марта этот друг вышел на центральную площадь города с пустым листом. Его арестовали как протестующего  против спецоперации. Матери с отцом пришлось заплатить штраф в 20000 рублей, которые им помогли собрать друзья и ведущие одного из оппозиционных стримов в интернете. Что будет дальше, не знает никто. Но молчать они больше не могли. Валентин сказал родителям, что он готов даже к отключению интернета. Последнее время он много читал. Особенно то, что пропустил в школе (Толстых Льва и Алексея; Гоголя, Пушкина, Лермонтова, Чехова, Некрасова, Салтыкова - Щедрина, Оскара Уайлда и др.).

Где ты, Костя? Твои родные и друзья ждут тебя. Ждут и надеются на правду. Ровесники! Вам идти вместе дальше по жизни!..