Разглашать всем известные факты о пытках нельзя

Михаил Абрамов
Верховный суд США запретил разглашение информации в деле о пытках.

%%%

«- Да ведь король голый! - сказал вдруг какой-то ребенок.
- Господи боже, послушайте-ка, что говорит невинный младенец! - сказал его отец.
И все стали шепотом передавать друг другу слова ребенка.
- Он голый! Вот ребенок говорит, что он голый!
- Он голый! - закричал наконец весь народ.»

Но что сделали король и его свита? Они испугались позора, сконфузились, сгорели от стыда?

Нет, нет и нет!

«Король выступал еще величавее, а камергеры шли за ним, неся шлейф, которого не было.»

%%%

Все знают о существовании секретных тюрем ЦРУ, где заключенных пытали самыми настоящими средневековыми пытками, но используя современные технологии. Как говорил Станислав Ежи Лец, если людоед пользуется ножом и вилкой – это прогресс?

Но что сделала администрация США, когда стало известно об этих пыточных камерах?

Они испугались позора, сконфузились, сгорели от стыда?

Нет, нет и нет!

Они обратились в Верховный Суд США с требованием запретить раскрывать эту информацию (которую все знают).

Дело разворачивалось следующим образом.

Абу Зубайда (Abu Zubaydah), палестинец, уроженец Саудовской Аравии, хотел через Верховный суд США заставить двух психологов ЦРУ, которые проводили допросы подозреваемых в совершении терактов 11 сентября 2001 года, дать показания по его делу.

Абу Зубайда был первым задержанным ЦРУ заключенным, прошедшим то, что в то время иносказательно называлось «усиленным допросом». В течение одного 20-дневного периода его пытали водой 83 раза, 24 часа в сутки. В течение этого периода его били о стены, помещали на несколько часов в похожий на гроб ящик, имитируя живое захоронение, и подвергали тому, что правительство назвало «ректальной регидратацией».

Содержался он во множестве секретных «черных тюрем» ЦРУ, включая Польшу и Литву. Обе страны, как известно, среди правофланговых на восточном фронте борьбы за права человека. В подтверждение этой преданности общечеловеческим ценностям Литва в конце декабря 2021 г. решила оплатить 130 тыс. евро адвокатам Абу Зубайды. Так совпало, что как раз эту же сумму присудил Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в качестве компенсаци, палестинцу Абу Зубайде за незаконное задержание в секретной тюрьме Центрального разведывательного управления (ЦРУ) под Вильнюсом.  Ранее такую же сумму заплатила Польша и тоже по представлению ЕСПЧ. Едва ли Абу Зубайда сможет когда-либо лично восползоваться этими деньгами, т.к. выпускать его из тюрьмы в Гуантанамо не собираются и этот мягкотелый Европейский суд по правам человека не властен над гордыми наследниками победителей в войне с индейцами.

А тут еще «Международная Амнистия (Amnesty International)», которая вообще позволяет себе возмутительные высказывания. Так, в статье «Решение литовского суда по делу о тайных тюрьмах ЦРУ» они пишут, что «Система военных комиссий США не отвечает международным стандартам справедливого судебного разбирательства.» Поразительное невежество. Они даже не знают, что «международные стандарты» именно США устанавливают, а если у них другие, то они и не соответствуют «международным стандартам».


Эти «старые европейцы», как их назвал бывший тогда министром обороны США Дональд Рамсфелд (в отличие от «новых европейцев», как Польша и Литва) уже как-то пытались навязать свои «стандарты». Дескать никто не был привлечён к ответственности в США за нарушения прав человека, в том числе за преступления в соответствии с международным правом по вопросу о пытках и насильственных исчезновениях, совершённые в рамках программы тайных тюрем ЦРУ. Тогда Дональд Рамсфелд сказал им, что заберет из Брюсселя штаб-квартиру НАТО. И они, как говорится, усекли – и замолчали.

Но, между тем, в деле Зубайды анализ разведданных показал, что Зубайда действительно не знал о нападениях 11 сентября и не являлся членом «Аль-Каиды», хоть и был джихадистом. Он никогда не обвинялся в военных преступлениях, и обнародованные документы показывают, что военные прокуроры и не собирались этого делать.

Издание The New York Times в сотрудничестве с Пулитцеровским центром освещения кризисов опубликовало в 2019 г. рисунки Абу Зубайды. Возможно, эти рисунки Зубайды — единственное графическое подтверждение того, что ему пришлось вытерпеть, т.к. десятки видеозаписей, на которых были записаны допросы, были уничтожены по приказу руководства ЦРУ. Заключенный сделал их в качестве иллюстраций к докладу своего адвоката Марка Денбо (Mark Denbeaux).

Своему адвокату Зубайда рассказал: «Они продолжали лить воду в нос и рот до тех пор, пока я не почувствовал, что тону и моя грудь вот-вот взорвется от недостатка кислорода». На другом рисунке Зубайда изобразил себя стоящим на цыпочках, в то время как его скованные руки были зафиксированы высоко над головой.

Он также изобразил, как охранник, удерживая его за шею скрученным полотенцем, бьет его головой о стену. Временами его засовывали в большую деревянную коробку, похожую на шкатулку. Охранники сказали ему, что это «будет твоим домом». Там Зубайда находился в позе эмбриона «долгие часы». Он испытывал очень сильную боль от мышечных судорог и громко кричал.

В тюрьме Зубайде не давали спать по две или три недели кряду. Он заявил, что впадал в оцепенение, несмотря на то, что охранник обливал его водой. Находясь в заключении Зубайда потерял левый глаз.

В конце концов, двое сотрудников ЦРУ, руководившие допросом Зубайды, пришли к выводу, что у них был не тот человек. Он не был высокопоставленным оперативником «Аль-Каиды», как думало ЦРУ.

Все это было публично задокументировано длинным отчетом Сенатского комитета по разведке, Европейским судом по правам человека, широко распространенными сообщениями в прессе и разоблачениями двух подрядчиков ЦРУ, которые руководили его пытками. На самом деле, ЦРУ разрешило теперь уже бывшим контрактникам и писать и говорить — и даже давать показания в ограниченных обстоятельствах — о программе «расширенных допросов».

Но когда адвокаты Зубайды вызвали их в суд, правительство США заблокировало этот шаг, сославшись на так называемую привилегию «государственной тайны» — доктрину, созданную Верховным судом в 1953 году, которая позволяет правительству скрывать доказательства, наносящие ущерб национальной безопасности.

3 марта 2022 г. Верховный суд вынес решение в пользу правительства. В этом как раз и состоит мудрость разделения властей: каждая может сослаться на другую.

Правда, два судьи (из девяти), консерватор Нил Горсач (Neil Gorsuch) и либерал Соня Сотомайор (Sonia Sotomayor), не согласились с такой позицией, потому что информация, которую запрашивает Абу Зубайда, уже стала достоянием общественности.

"Абу Зубайда ищет информацию о своих пытках в ЦРУ", - сказали они. - "События, о которых идет речь, произошли два десятилетия назад. Они уже давно рассекречены. О них были опубликованы официальные отчеты, написаны книги и сняты фильмы. Тем не менее, правительство стремится отклонить этот иск на том основании, что он затрагивает государственную тайну, и сегодня Суд удовлетворяет эту просьбу. Отказ по этому иску может оградить правительство от некоторых дальнейших затруднений, но при всем уважении, мы не должны притворяться, что это сохранит какую-либо тайну".

%%%

«Король выступал еще величавее, а камергеры шли за ним, неся шлейф, которого не было», продолжая расхваливать новый наряд короля и проповедовать общечеловеческие ценности.