русский ресторанчик в США. март 2022

Людмила Троян
Я не знаю, знаете вы или нет, но практически в каждом американском городе есть так называемые «русские рестораны». В основном в этих ресторанах собирается публика из бывшего Союза. Там можно заказать еду, которая считалась популярной в СССР и даже спиртные напитки тех времён. Послушать музыку тех лет. Ну и, конечно же, посплетничать.

Вот и я вчера попала в такой ресторан. Людей было не много, а вернее сказать, все присутствующие были разделены на несколько компаний. В каждой компании человек по 8. Если честно, я их не считала. Всё было чинно и мирно, как и положено в этих местах. Полное взаимопонимание и дружелюбие.
Но, постепенно, хватив лишнего, разговор перешёл на события в Украине. Слово за слово и такие культурные и уважающие себя люди перешли на крик и оскорбления. Какая-то часть этих людей были выходцами из России, а какая-то из Украины.

- Мыкола! Что ты несёшь всякую ерунду? Подумай своей глупой головой!
- Я тебе уже тридцать лет говорю, что я не Мыкола. Я Николай!
- А когда ты просился ко мне на работу, забыл? Ты был согласен откликаться на что угодно, лишь бы копейку заработать. А теперь у тебя что? Россия права? Так чего ты бежал из этой России без оглядки?
- А того же, чего и ты из своей Украины.
- Ребята! Ну вы что совсем с ума посходили? Нашли что вспоминать! – Бегал вокруг орущих и размахивающих кулаками клиентов, директор ресторана.
- Лёнчик, не мельтеши – ты свои кровные с чаевыми получишь. Не переживай.
- Завтра в твой мирный дом кто-либо придёт и посягнёт на все, что ты годами зарабатывал. Придёт только потому, что этому кому-то так выгодно. Ты что будешь молчать? Вот так безропотно подчинишься силе? – Кричали с другой стороны.
- Я буду стрелять, ты же меня знаешь.
- Ну так и они там стреляют! Ну вот положа руку на сердце скажи мне: они пришли в чужой дом? Пришли, я тебя спрашиваю!
- Но р…я пришла, потому что защищает свой дом. Это же нормально защищать свой дом?!
— Значит р…и защищать свой дом – нормально, а У…не – не нормально. Так?
- Нет, не так.
- А как? Ты мне на мой прямой вопрос не ответил. Кто к кому пришёл? И не важно кто к кому хотел или мог прийти. Важен сам факт – кто пришёл в чужой дом первым со своими правилами?
- О мой Бог! Мне что вызывать полицию на своих друзей? – Закатывал под лоб глаза хозяин ресторана. – Да какая вам всем разница, что там происходит? У вас же там никого неосталось!
- Лёнчик, ты как был жидярой, так и остался! Душа моя там, понимаешь? Ай, да что ты, кроме денег, понимаешь?!
— Это я жидяра? А ты сам кто? – Закричал хозяин, замахнувшись в обидчика бутылкой с водкой.
Видимо кто-то, всё-таки, позвонил в полицию. И эта бутылка не разбила голову одному из спорщиков. Бутылку отобрал полицейский.

Уже садясь в свою машину, я услышала, как один из полицейских докладывал кому-то по рации, что эти ненормальные р…е дерутся между собой непонятно почему.

А сегодня утром мы с мужем заехали в магазин «львов». В этом магазине продают продукты из стран бывшего Союза. Особенно этот магазин любят посещать люди, которые ещё плохо владеют английским. Потому что персонал магазина свободно разговаривает на русском и украинском языке. Американцы в этом магазине не работают, но иногда посещают из любопытства к чужим продуктам.
Так вот сегодня я, как обычно, обратилась к продавцу на русском языке. Но она сделала вид, что не слышит меня. Здесь такое неуважение к покупателю просто недопустимо. Я обратилась к ней 4 раза. Реакции – ноль.
- Иди сам с ней разговаривай. – Сказала я мужу. – Я в этот магазин больше никогда не приду.
Муж прекрасно скупился. Продавщица была очень любезна. Но моему мужу она сказала «научи свою жену разговаривать по-нашему. Здесь на русском больше не говорят. Или английский или украинский».

- Совсем все озверели. – Сказал муж, садясь в машину. – А что слышно от твоих детей?
- Ничего хорошего. Вчера начали бомбить их город. Внук сильно испугался. Он же никогда такого не слышал.
- Украинский президент совсем не думает о своём народе. Ведь всё равно проиграют. Так зачем же рушить города? Проливать столько крови? Почему не согласиться на выдвинутые условия и прекратить бомбёжки? Людей пожалеть. Хотя, что я говорю? Как будто он там что-то решает?
- Я не хочу говорить на эту тему.
- Продали, разворовали, рвут, как голодные псы, на части, эту Украину. Рассеется народ по всему миру, как сорная трава. Женщины и дети в слезах бегут куда угодно. Смотреть больно. Европа скоро лопнет всех их принимать.
- Ты что не услышал меня? Я не хочу об этом говорить.
- Почему твои дети до сих пор сидят в Днепре? Почему не уезжают?
- Ты что забыл, что мужчин из страны не выпускают?
- Тысячи женщин покидают страну с детьми и без мужчин. Это же лучше, чем попасть под бомбёжку. Ты мать – ты должна настоять на этом. Я же не могу на них надавить.
- Ты, как всегда, прав. Лучше. Но почему мои внуки должны бежать из собственного дома? Скитаться по всему миру в поисках того, кто их приютит?  Называться этим ужасным словом – беженцы и жить на подачку? Я тебя прошу – я не хочу, я не могу говорить на эту тему. Ты что не понимаешь этого? – Ответила я, еле сдерживая слёзы.
Муж замолчал. Мы ехали домой в своей машине. Я смотрела на небо и мысленно повторяла "Господи помоги. Прекрати это безумие, Господи"!