4 июля 1942 года

Олег Каминский
На снимке: взрыв после попадания торпеды немецкого торпедоносца в советский танкер «Азербайджан».

Североморский театр боевых действий:
Авиация Северного флота из-за плохой погоды вылетала только на разведку.
1 «Харрикейн» в тумане врезался в скалу.
Немецкие самолёты-торпедоносцы Хе-111 из I./KG.26 атаковали конвой PQ-17 и повредили 3 транспорта. Эскортные корабли, сняв экипажи с поврежденных кораблей, потопили их.
Двумя попаданиями торпед в 50 милях от о. Надежды был повреждён и наш танкер «Азербайджан» (6.114 брт) с грузом 6.000 тонн льняного масла, шедший в составе конвоя PQ-17. Команда танкера отказалась покидать судно и, исправив повреждения, продолжила путь.
К исходу дня, в связи с выходом в море немецкой эскадры (1 линкор, 2 крейсера, 7 эсминцев и 2 миноносца), английское адмиралтейство приказало транспортам конвоя, находившегося в 300 милях севернее мыса Нордкин, рассредоточиться и следовать в советские порты самостоятельно. Корабли прикрытия и миноносцы эскорта были отозваны.
Подводная лодка М-176 (капитан 3 ранга Бондаревич И.Л.) с экипажем 21 человек из похода не возвратилась и объявлена погибшей.
5 тральщиков и 5 сторожевых катеров перевезли 3 батальона 63-й отдельной бригады морской пехоты из Мурманска в Сайду.

Балтийский театр боевых действий:
Огонь по врагу под Ленинградом вели 4 ж.-д. и 3 береговые батареи.
Противник обстреливал Торговый порт, Лисий Нос, Мартышкино и фарватер Ленинград - Кронштадт.
Авиация Балтийского флота вела разведку в Финском заливе и на Ладоге, ставила мины в проливе Бьеркезунд, бомбила Койвисто, острова Гогланд и Большой Тютерс, прикрывала корабли в море.
Самолёты неприятеля безуспешно атаковывали наши дозорные катера и суда на переходах.
В воздушных боях сбито 2 вражеских самолёта.
Подводная лодка Щ-317 (капитан-лейтенант Мохов) в районе мыса Смигехун (Смигехюк) атаковала шведский парусно-моторный галеас «Фортуна» («Fortuna»), но из-за малой осадки судна торпеда в цель не попала.
Подводная лодка С-7 (капитан-лейтенант Лисин С.П.) вышла с о. Лавенсари на позицию в район Норчепингской бухты.
На остров Лавенсаари прибыли подводная лодка Щ-303 и 8 сторожевых катеров.
Велось траление рейдов Кронштадта и района Большая Ижора.
3 сторожевых катера типа «МО» сняли высаженную накануне на Ладоге разведгруппу.

Черноморский театр боевых действий:
Оставлен Севастополь, закончилась его 250-дневная героическая оборона.
Авиация Черноморского флота вела поиск шлюпок и катеров, следовавших из Севастопольского оборонительного района , бомбила противника на Азовском побережье, прикрывала корабли в море.
Затонул после вынужденной посадки на воду 1 ДБ-3.
Немецкие самолеты бомбили батарею № 48 на Таманском полуострове и повредили 1 торпедный катер на переходе из Ахтари в Ейск.
Поздним вечером сторожевые катера МО-019, МО-071, МО-074 и МО-0132, не имея возможности из-за сильного артиллерийского огня противника принять на борт оставшихся защитников Севастополя, ушли обратно в Новороссийск.
При проходе через Керченский пролив артиллерийско-минометным огнем врага потоплены торпедные катера ТК-75 (ТК-175) и ТК-155.
Межбазовые переходы выполняли 1 крейсер, 7 подводных лодок, 2 сторожевых катера и 5 судов в обеспечении 2 базовых тральщиков и 3 сторожевых катеров.

Другие театры боевых действий:
Немецкая подводная лодка U 129 (Kapitаnleutnant Hans Ludwig Witt) в Мексиканском заливе северо-восточнее Гаваны (о. Куба) атаковала тремя торпедами и в 18 часов 28 минут потопила советский танкер «Туапсе» (6.320 брт). Погибло 10 человек, остальных наших моряков спустя несколько дней подобрал шведский танкер. 

Примечание: Использована публикация журнала «Морской сборник» за 1992 год, уточнённая и дополненная информацией из других источников.

Продолжение следует...