Государственное управление и патриотизм

Тамара Савельева
Государственное управление и патриотическое воспитание в России в XXI веке
   
Аннотация. В статье рассматривается проблема патриотического воспитания в обществе, ведомом государственным управлением, а так же применения отдельных форм организации образовательного процесса, имеющего своей целью патриотическое воспитание. В статье представлены результаты исследования индикаторов влияния факторов, принимаемых во внимание в патриотическом воспитании студентов колледжа.
   
Ключевые слова: идеология; образовательные технологии; колледж; студенты; социализация

Вступление
   
Различные авторы, посвятившие свои исследования государственному управлению, обратили внимание на глобальные изменения во всех сферах общественной деятельности. Государственное управление в рамках приобретаемого опыта вынуждено полномасштабно пересмотреть свои фундаментальные цели, концепции и теории в течение двух первых десятилетий XXI века.
   
Переход от эры «правления» к эпохе «управления» привёл государственные административные органы к переднему краю судьбоносных перемен в рабочей обстановке менеджмента развитых и развивающихся стран в XXI веке. Государственное управление, как академическая дисциплина, меняется стремительно благодаря влиянию глобализации, изменению правительственной идеологии, а так же в результате изменений в общественной повестке дня и дискурсов по всему земному шару. Со времён Мировой войны II, роль и функции правительственных органов власти претерпевали беспрецедентный рост, как в развитых, так и развивающихся обществах; это происходит во многом вследствие того, что «развитие» стало восприниматься в качестве государственной деятельности в общественном секторе.
   
С 1980-х мир стал свидетелем обратного хода в естественном течении истории; в рамках этого периода была создана стратегия глобализации для сдвига от синтагматических к парадигматическим ассоциациям в установке акцентов в сторону ориентированной на рынок модели развития общества потребления, в которой лидирует частный сектор, с основной философией отказа от «административного» государства, за счет сокращения численности правительства и оптимизации государственных расходов.
   
Изменения в государственном управлении в XX веке были, в большинстве своём, отражением меняющейся природы, функции и идеологии правительственных структур в разных частях земного шара. Практика традиционного государственного управления подвергалась постоянным нападкам со стороны неолиберальных экономистов: школы «общественного выбора», которая выдвинули философские аргументы в пользу сокращения размеров и расходов государственного сектора.
   
Если представители государственных администраций вынуждены работать в развивающихся «демократических» обществах, в условиях прямой конкуренции с частным сектором и в условиях меняющихся идеологических режимов, им приходится радикально переосмысливать вопросы, как они должны вести управление в эпоху современности. Необходимо изучить новые способы и процедуры; объёмы бумажной работы сокращаются, но оцифрованные записи требуется хранить надлежащим образом, потому что люди, вооруженные законами о праве на информацию, будут вмешиваться или вторгаться всякий раз, когда захотят «узнать» больше. Ранее «общественность» никогда по-настоящему не участвовала в процессе разработки, реализации или оценки политических процессов из-за бюрократического «иммунитета» и законов о секретности информации. Времена изменились; работа органов государственного управления теперь будет более открытой для проверки и социального аудита.
   
В раннем периоде XX века акцент был сделан на производительности промышленности, организационной эффективности и сильных механизмах контроля для укрепления структурных и процедурных компонентов государственного управления. В XXI веке акцент сместился в сторону развития человеческого потенциала и расширения возможностей выбора людей: эти варианты выбора могут быть бесконечными и могут меняться с течением времени. В наше время мы живем в экономике «знаний», где «информация» может и будет изменять общества. Электронное управление – это бесценный инструмент прозрачного, подотчетного управления, ориентированного на граждан. «Общественность» теперь действительно находится в центре «государственного управления», как никогда раньше.
   
Государственное управление исторически отражало меняющиеся социально-экономические и политические проблемы современности и их влияние на функции правительств. В настоящее время оно сталкивается с противоречивым идеологическим и функциональным давлением, которое подталкивает некоторые правительства к экспансионистской повестке дня и/или редукционистской повестке дня, в основном известной нам как противостояние Запада и Востока. На государственном управлении любой страны лежит обязанность время от времени восстанавливать смысл своего существования в соответствии с конкретными правовыми, конституционными, экономическими и политическими потребностями каждой нации.
   
Целью настоящей статьи является изучение аспектов патриотического воспитания молодого поколения как факторов, влияющих на государственное управление и прогрессивное развитие общества в Российской Федерации. По сути, государство – это мы, люди разных национальностей, составляющие многонациональный российский народ. Этот факт зафиксирован в Конституции, основном законе страны, и должен быть доведен до сведения каждого члена нынешнего гражданского общества.

Исторический обзор
   
Первый этап современного государственного управления в нашей стране относится к началу девятнадцатого века, когда царь Петр Великий ввел важные институциональные изменения, такие как создание регулярной армии и учреждение постоянного Совета министров. Он также разделил Россию на восемь региональных единиц, каждую из которых возглавляли губернатор и старший военный офицер. В области государственного права краеугольным камнем уголовного права и административного права был гигантский «Свод законов», впечатляющая и огромная коллекция практик, обычаев, имущественных и аграрных законов, составленная в 1832 году в соответствии с указами российского царя Николая I.
   
Патриотическая идея была встроена в традиционное государственное управление Российской империи и выражена общим лозунгом «За веру, Царя и Отечество». Сочетание законодательных и административных моделей сделало государственное управление необходимой частью патриотической идеологии, которая сильнее укрепилась в то время, когда наполеоновская армия вторгалась в Россию. Однако к началу XX века многое изменилось, и глобальные процессы оказали большое влияние, как на государственное управление, так и на патриотическое воспитание.
   
В октябре 1917 года состоялся Октябрьский переворот, который позже признали Великой Октябрьской Социалистической Революцией. Владимир Ленин, как лидер российского пролетариата, в ходе процессов социалистической революции деноминировал русскую национальную идею в пользу социалистической идеологии и национального равенства. Такое преувеличенное осуждение традиционного русского патриотизма было оправдано необходимостью перехода от капитализма к более прогрессивной формации: «А для революции пролетариата необходимо длительное воспитание рабочих в духе полнейшего национального равенства и братства. Следовательно, с точки зрения интересов именно великорусского пролетариата, необходимо длительное воспитание масс в смысле самого решительного, последовательного, смелого, революционного отстаивания полного равноправия и права самоопределения всех угнетенных великороссами наций».
   
Несомненно, Россия – многонациональная страна, и этот факт призван был стать объединяющим фактором в политическом развитии ранней социалистической республики и дальнейшего Советского Союза. Во время Второй мировой войны, более эффективно известной нам в части Великой Отечественной войны, которую Советский народ вёл против немецких и других европейских захватчиков, все национальности Советского Союза встали на защиту Родины в едином патриотическом порыве. Иосиф Сталин в самый тяжёлый период борьбы объединил народы одной простой и понятной фразой: «Наше дело – правое, враг будет разбит, победа будет за нами».
   
Однако после 70 лет социалистической реальности наша страна подверглась массированной информационной атаке коллективного Запада, возглавляемого Соединёнными Штатами Америки, и на время утратила руководящие национальные и патриотические идеи. Всевозможные националисты, прежде глубоко скрывавшие свои агрессивные планы, начали демонстрировать их амбиции под маской национальных идентичностей и ложных демократий. Советский Союз был растерзан на части и подвергнут противоречивым процедурам глобализации. Идеологический вакуум втянул, как сквозняк, немыслимое количество националистических и радикальных религиозных «пророков», щедро раздающих советы любым государственным менеджерам, желающим предать родину ради своих личных выгод.
   
В результате многонациональная нация была разделена по этническим и/или религиозным признакам и вынуждена раздельно осуществлять национальные интересы. В бывших советских республиках системы образования претерпели значительные изменения, и в некоторых из них историческая наука пострадала от переписывания в неонацистском стиле. Фактическая национальная риторика таких новорожденных стран отрицает патриотизм, но развивает национализм в качестве официальной государственной политики. 

Патриотизм и мультикультурализм
   
При Екатерине II проводилась политика религиозной терпимости. Так, 17 июня 1773 года вышел указ Святейшего Синода «О терпимости всех вероисповеданий и о запрещении архиереям вступать в дела, касающиеся до иноверных исповеданий и до построения по их закону молитвенных домов, предоставляя все сие светским начальствам». Уже с тех пор Российское светское общество позиционирует себя как многонациональное и многокультурное. Воля русской нации жить в мире с другими народами, добровольно входящими в состав Великой Российской империи, была подкреплена указом «Об укреплении начал веротерпимости», изданным императором Всероссийским Николаем II 17 апреля 1905 года. Вот почему уникальный русский патриотизм распространился по всей нации и до сих пор считается строительным раствором общественного здания.
   
Советская действительность основывалась на несколько иной идеологии, однако патриотизм и мультикультурализм считались неотъемлемой частью государственного управления. Патриотическое воспитание было вплетено в систему образования, и каждый знал, что является участником общей истории с древних времен и до современности. Культурная жизнь Советского Союза продемонстрировала всему миру важность и равенство всех республик и их народов.
   
На постсоветском пространстве распространились порочные националистические доктрины и радикальные религиозные взгляды. Отсутствие патриотизма привело к локальным конфликтам одновременно в нескольких регионах огромной территории государства. Государственное управление было ослаблено сепаратизмом и несогласованностью руководящих структур. Пробелы в органически структурированной юридической науке, отказ от экономического социализма, открытие рынков и последующая реорганизация административного аппарата в результате процессов приватизации в начале девяностых годов прошлого века, а так же внедрение Новых теорий государственного управления, привели к немедленным изменениям в образовательном подходе к патриотическому воспитанию.
   
Правила прозрачности, уважения человеческого достоинства и основных свобод иногда сопровождались распродажей интересов, конфронтацией в вопросах веры с применением силы и полным отсутствием власти. Исчезновение патриотического стержня из образовательных программ привело к изменениям в поведении уже почти трёх поколений. Сначала граждане перестали голосовать и проявлять интерес к политике. Потом молодёжь начала отдавать предпочтение дурному вкусу в культуре и невежеству в знании. Наконец, молодежь позволяет себе участвовать в жестоких антиправительственных протестах из-за желания получить еще один «айфон», «Луи Витон», ради легкомысленных отношений и безвизовых поездок. Кроме того, они осмеливаются высказывать свое мнение о политике и экономике, основываясь на сомнительных видеороликах с каналов YouTube, Tik-Tok и других ресурсов, штампующих заказные и поддельные «новости».
   
В рамках действующего законодательства существует несколько ветвей власти, которые разделяют обязанности между собой. Для обеспечения национальной безопасности Президент имеет возможность налагать экономические санкции в соответствии с международными законами и, при необходимости, может использовать процедуру примирения для разрешения любых споров. Кроме того, администрация Президента управляет российской собственностью за рубежом. Иногда, однако, государственное управление нуждается в реальной поддержке нации в определенных деликатных вопросах управления и принятия рисков. Последняя ситуация с миротворческими усилиями продемонстрировала важность национальной солидарности в таких вопросах. Именно поэтому цели и задачи патриотического воспитания должны быть включены в главный список образовательных приоритетов.
Образовательные технологии
   
Процесс девальвации фундаментальной патриотической идеи стал настолько глубоким, что нас уже не удивляют выходки хулиганов по типу пожарить сосиски на Вечном огне, разломать надгробия на солдатских мемориалах или справить малую нужду на стенд ветерана. Вот самые популярные темы запросов некоторых представителей подрастающего поколения:
 
   - Как откосить от армии в рашке?
   - Где будет проходить следующий несанкционированный митинг?
   - Какие страны наиболее терпимы к сексуальным меньшинствам?
   - Почему его/её «айфон» круче моего?
   - Когда Путин закончит править этой страной?

Из этого становится очевидным, что европейские «ценности» и американские образовательные технологии дали пышные всходы в плодородных почвах нашей родины, возделанных зарубежными русофобами. Это так же означает, что система образования нуждается во вмешательстве со стороны государственного управления для улучшения ситуации, которая выглядит катастрофически на данный момент. От 70 до 80 процентов респондентов поддерживают Президента и его текущую деятельность. Создаётся такое впечатление, что остальные 20 - 30 процентов протестного мнения приходятся на долю представителей молодого поколения.
   
Современный моральный упадок начал свое шествие по человеческому менталитету со времен правления Горбачева. Этот Генеральный секретарь Коммунистической партии Советского Союза обещал экономическое процветание всем гражданам великой страны, но вместо этого инициировал новую волну борьбы за власть. Государственное управление было отвлечено от реформирования экономического и политического секторов, которое было крайне необходимо в тот момент, и было вовлечено в преступную перестройку российского «рынка». Метафизическая природа человеческого разума отреагировала на правление по правилам воров в законе изменением поведенческих моделей.
   
Переход от социалистической экономики к капиталистической стал шагом назад в социальном развитии страны и привел к серьезным событиям, включая банкротство ключевых предприятий-налогоплательщиков, рост безработицы и войны. Школьников и студентов «осчастливили» изрядно облегчённой образовательной системой, из которой вместе с часами марксизма-ленинизма и научного коммунизма убрали часы русского языка, истории, обществоведения, начальной военной подготовки, астрономии, политинформации и патриотических игр. В конце 80-х, в течение 90-х годов XX века и на протяжении двух десятилетий XXI века процент непатриотичной молодежи рос с нуля до какой-то более значительной цифры.
   
Студенты колледжа безоговорочно входят в группу риска, так как могут быть обмануты многочисленными солдатами информационной войны фейков или, точнее сказать, когнитивной войны технологий. Только часть наших учащихся является совершеннолетними, другая часть – несовершеннолетние. У них имеются свои специфические возрастные проблемы, они воспитываются в различных социальных условиях, а так же проводят много времени в медийном пространстве средств массовой информации. Сложно сделать заключение, что то или иное историческое событие могло бы не произойти или его можно было бы избежать при определенных обстоятельствах, но можно сделать вывод, что чем выше уровень образованности, тем легче людям преодолеть личный и коллективный кризис, тем лучше выпускники могут пройти процесс социализации в различных условиях.
   
Подводя итог, можно сказать, что патриотическое воспитание должно быть реализовано в школьных программах разными способами. Прежде всего, целесообразно предоставлять студентам достоверную информацию по политическим и экономическим вопросам во время занятий по любым предметам, организовывать мероприятия в поддержку национальных традиций и ценностей, а так же регулярно разъяснять ученикам со всей возможной чёткостью, что «блоггер» - это не профессия, равно как «протестующий», «знаменитость» или производитель «фейков». Наши преподаватели готовы к проведению таких «мини-реформ». Но для того чтобы сделать процесс оказания академической помощи государственному управлению более эффективным, обучающая сторона нуждается в сильной поддержке со стороны государственного управления в форме методологического подхода и возврата к определенным традиционным авторитетам образования в целом. Эта статья - не список рекомендаций руководящим структурам по заказу народа, а публичный запрос общества на активные меры. (2022)