Квартирный вопрос что-то вроде пьесы

Алла Вьюшкова
Действующие лица:
Конькова Амалия Никаноровна, богатая старушка , вдова генерала, 80 лет
Александра Александровна Конькова-ее дочь 45 лет, бухгалтер экономист
Егор Николаевич Суходрыщев-муж Александры Александровны идейный горе бизнесмен , в вечном поиске работы, 50 лет
Суходрыщев Никита Егорович – младший сын Александры Александровны и Егора Николаевича, студент 20 лет
Суходрыщев Василий Егорович- старший сын Александры Александровны и Егора Николаевича, 25 лет успешный московский бизнесмен
Кристина – одногруппница Егора Суходрыщева и как он сам думает, его невеста.
Алексей Никифоров- актер местного театра.
Сцена 1
Место действия: Небольшой провинциальный российский городок.
Большая просторная комната. На диване сидит важная, полноватая Амалия Никаноровна (она еще довольно крепкая старушка и несмотря на морщинистое лицо, глаза ее светятся жизнелюбием и бодростью)и беседует по телефону с подругой. Говорит она очень громко, и не потому что слышит плохо, а потому что ей так нравится, и вообще она весьма властная женщина и не любит, чтобы что-то было против ее слова.
Амалия Никаноровна: Представляешь Клавдия! Эта молодая…ну соседка мояс третьего этажа, забегала ко мне вчера, деньги собирает на замену окон в подъезде. Так вот, жалуется мне, купила конфеты с карамелью, а карамель по вкусу ей не та…Вспомнить, так в войну люди лебеду жрали…Да, да…А я тебе о чем…
В это время за дверью квартиры появляется симпатичная, ухоженная женщина, дочь Амалии Никаноровны, она разговаривает по мобильному телефону и подходит к двери…
-Нет, ты можешь себе представить, Регина, на прошлой неделе была у своего старшего в гостях, пригласил меня сыночек в московский ресторан. Заказал себе мидий и такую гримасу скорчил! Не тех ему принесли! Совсем они там в своей Москве зажрались! (Звонит в дверь) Все, я пришла, потом перезвоню, целую! Пока!
Амалия Никаноровна: Ах, чтоб вас всех леший взял! Да я не тебе Клавдия. Пойду открою, кого там еще черти принесли….Давай пока, потом созвонимся.
Амалия Никаноровна с недовольным лицом поднимается с дивана и идет открывать дверь.
Открыв дверь, она меняется в лице, преображается в радость, так как давно уже не видела свою дочь.  Мама и дочь крепко обнимаются.
-Сашенька, да что же не предупредила то! Ах ты, Боже мой, я бы к твоему приезду пирожочков бы напекла.
-Мама, ну зачем себя утруждать, я вот в кулинарии взяла замечательный рулет к чаю. Как здоровье твое?
-Да ничего, хорошо себя чувствую. Как Василий в Москве, чего они мне там с правнуком тянут?- улыбается Амалия Никаноровна.
-Мама, у всех всем в порядке. Подожди немного с правнуками….Ставь чайник, мне с тобой поговорить надо.
-Саша, что значит подожди?! Мне сколько лет? Я же не помру спокойно без правнучки или без правнука…
-И не умирай, живи, мамочка!- Александра целует маму в морщинистую щеку.
Амалия отстраняется, недовольная ответом дочери.
-Ну будет целоваться-то! Молодежь нынче совсем рожать разучилась. Давай присядем.
Обе садятся на диван.
Амалия Никаноровна: Ну…давай выкладывай о чем ты со мной поговорить хотела?- строго смотрит на дочь.
Александра немного мнется, потом встает ставит чайник на плиту, достает рулет и сумки кладет на стол.
-Понимаешь, мамочка…..В общем, нам с Егором нужны деньги. Вернее Егору нужны. Он с другом…-начинает Александра.
-О! Старая песня- перебивает ее Амалия Никаноровна…Дай-как угадаю, очередной бизнес проект несгораемого господина Суходрыщева. Денег не дам. Этому бездельнику – ни копейки! Как ты терпишь его…я бы уже давно поганой метлой его вымела…
-Мама, перестань, а то поссоримся….
-Если ты только за этим, то нам с тобой не о чем разговаривать- сурово заявляет Амалия Никаноровна.
В это время за дверью квартиры появляется веселая парочка. Высокий, рыжеватый парень (Никита) и зеленоглазая жгучая брюнетка Кристина. Оба что-то оживленно обсуждают. Никита звонит в дверь.
-Да что сегодня, день визитов! – бабушка встает с дивана.
-Сиди мама, я сама открою -Александра направляется к двери.
Открывает дверь и удивленно восклицает:
-Никита! Ты же на парах должен быть?
Никита: Привет мам, отменили.
Кристина: Здравствуйте Александра Александровна!
Александра: Здравствуй Кристина.  Проходите, прогульщики (улыбается).
Дружно проходят к бабушке в комнату.
-Батюшки, то никого, то все семейство разом!- встречает гостей Амалия Никаноровна.
Здороваются.
Все усаживаются за стол.  Повисает пауза, которую решается нарушить Никита:
-Мам, я вообще хотел сначала бабушке сказать, потом уже вам с папой…в общем, это мы с Кристиной решили пожениться.
Александра хватается за сердце. Бабушка смеется.
Амалия Никаноровна: «Ишь ты! Жених….»
Александра Александровна: «Никита, вы очень сильно торопитесь. Нет, я , конечно, не против твоего семейного счастья, да и Кристина девочка хорошая, но вы бы сначала диплом защитили оба. И потом где вы будете жить? Ты же знаешь, у нас квартира небольшая….
Никита: Меня на полный рабочий день берут, уже сейчас. Насчет диплома, я с деканом договорился уже, тут осталось то полгодика лекций…Компания –хорошая, крупная, IT специалистам хорошо платят, будем снимать квартиру….
Амалия Никаноровна: «Чего снимать еще вздумал? У меня 80 квадратных метров, живите у меня пока, надо будет я тебе подкину на первоначальный взнос, вот это будут правильные инвестиции, не то что в воздушные замки сомнительного бизнеса…
Александра нахмурилась, получив камень в свой огород.
Никита: Спасибо бабуля, но мы как-нибудь сами.
Во все время этого разговора Кристина внимательно и с интересом осматривает бабушкину квартиру.
У Александры звонит мобильный телефон:
-Да, Александр Петрович. Я Вам сейчас же вышлю, как только до компьютера доберусь, извините.
Она поспешно встает, целует Амалию Никаноровну:
-Мамуля, извини, бежать надо. А с вашими брачными делами мы разберемся вечером (смотрит на Никиту с осуждением).
Амалия Никаноровна, наблюдавшая за Кристиной во время заявления Никиты, как будто что-то соображает про себя и неожиданно выдает:
-Вы тут посидите, деточки. Забыла я, в соседней комнате цветы полить. Я ненадолго, сейчас полью и вернусь.
Встает с дивана и уходит, в другую комнату, прикрыв за собой дверь. За дверью шаркает ногами на месте, делая вид, что идет, а сама так и стоит за дверью. Затем перестает шаркать и стоит тихонечко прислушиваясь.
Никита тут же лезет целовать Кристину, Кристина отстраняется и начинает беззаботно щебетать:
-Перестань ты! Я стесняюсь…Слууууушай, вот это хоромы у твоей бабули! Никит, а зачем нам ипотека? Ты, конечно, извини, но ведь  правда такова, что бабушка-то не вечная, не хватало нам лямку несколько лет тянуть….да эти деньги можно на кучу других вещей потратить! Лучше на крутую тачку кредит взять, за границу съездить…и вообще, бабуля то твоя, и не против, чтобы мы у нее пожили…
Никита остолбенел и смотрит на Кристину, открыв рот. Кристина видит реакцию и в секунду перевод разговор на другую тему:
-Да ладно, тебе..я только так…это же жизнь, все не вечные, пусть живет бабуля, я ведь ей не желаю ничего такого…ты диплом свой начал писать?
-Уже дописываю- как-то помрачнел Никита.
-Да не смотри ты так на меня….хорошо, возьмем ипотеку…я вот и не знаю, когда за диплом браться, время еще есть…а вообще, думаю, может проще заплатить кому, чтобы за меня написали?
-Да за тебя, по-моему, все четыре года только и делали, что учились и писали, какой из тебя юрист- хмыкнул Никита.
-Ой, да ну и ладно. Я буду просто хорошей женой и домохозяйкой- обнимает Никиту и целует его в щеку.
Никита преображается, хмурость на лице сменяется радостью, и он обнимает Кристину.
Дверь в комнату открывается и хитро улыбаясь, входит Амалия Никаноровна.
-Да у вас я смотрю совет да любовь! Никиточка, золотко, а сходи с невестой за хлебушком бабушке, вот возьми- протягивает внуку деньги.
-Бабушка, ты что! Что у меня денег тебе на продукты не найдется?!- оскорбился Никита. Скажи чего еще купить, мы сейчас мигом- одна нога там, другая тут.
-Не торопись, идите потихонечку, а что сам захочешь, то и купи бабушке.
-Хорошо, бабуль, сейчас вернемся. Тянет Кристину за руку к выходной двери.
Когда они уходят, Амалия Никаноровна достает сигару, закуривает и берет стационарный телефон:
-Так, так, так….сейчас мы посмотрим….
Набирает номер, ждет и затем говорит в трубку:
-Алле! Леша? Здравствуй!  Здоровье? Хорошо, спасибо! Как премьера вчера прошла? Ай, молодец, поздравляю! Послушай, Лешенька, есть у меня к тебе дельце, выручишь бабушку?
Сцена 2
Небольшая, уютная кухня. За столом сидит, пригорюнившись Егор Николаевич Суходрыщев. Его супруга мешает суп в кастрюле.
-Саш, так же всем лучше будет- пытается начать разговор Егор Николаевич.
Александра Александровна резко поворачивается и со злобой в голосе отвечает:
-Ты мою мать, раньше времени не хорони!
-Да кто хоронит, Саша! Что ты городишь? Ну куда ей одной эти 80 квадратных метров? Взяли бы ей квартиру поменьше. Ты понимаешь, вообще, что мы на одних биткоинах разбогатеть можем? Вон, Валерка в свое время купил и не прогадал, вовремя купил, вовремя продал- теперь а таком шикарном джипе разъезжает! Не то что наша консервная банка….
-Мамину квартиру не трогай….занять у родственников, друзей на эту вашу аренду для ремонта машин еще как-то можно, может и отобьете…а то устраивайся уже на дядю работать, раз у самого не идет ничего….
-Да не могу я на кого-то работать, тошно мне!
-А на моей шее сидеть не тошно?!- вскипает Александра Александровна.
В это время в кухню заходит Никита.
-А, жених пришел….Есть будешь?- обращается к сыну Александра.
-Чего ты спрашиваешь, здоровье у больного, конечно будет! Иди руки мой- пробурчал Егор Николаевич.
Никита на минуту исчезает, потом появляется на кухне и садится за стол. Александра наливает суп в тарелки.
-Я так слышал, что ты жениться собрался?- спросил Егор Николаевич.
-Угу, я ее со второго курса люблю- признался Никита.
-А она тебя?
-И она меня.
-Что-то мне подсказывает, что вертихвостка она, твоя Кристина.
-Егор!- возмущенно смотрит на супруга Александра.
-Это почему еще? – возмущенно спрашивает Никита.
-А потому, что видел я твою Кристину на прошлой неделе, стоит рядом с ней какой-то парень, машина у него такая, знаешь, дорогая, сам такой расфуфыренный весь..а она хохочет, тарахтит ему чего-то, глазками стреляет….
-Врешь! – стукнул Никита по столу кулаком.- Кристина не такая!
-Говорю тебе, мозги она тебе пудрит, что-то ей от тебя нужно…ты для нее будущий перспективный кошелек, сам с мозгами, родной брат успешный бизнесмен, у которого своя квартира в Москве, да не где-нибудь, а в Охотном ряду, бабушка с квартирой 80 квадратных метров…не пропадет эта артистка нигде, а ты с ней намучаешься еще….
-Ты не торопись, сынок, Кристина может и не такая, как отец рассказывает, да и перепутал он ее с кем-нибудь, мало что ли похожих людей, диплом хоть защити!- взмолилась Александра Александровна.
-Конечно, перепутал!- заступился за невесту Никита.- Хорошо- защищу диплом, потом…Кристина просто сама свадьбу хочет..- потупил глаза жених.
Раздается телефонный звонок. Александра Александровна выходит из кухни в маленький коридорчик и берет трубку.
-Да! Привет мам…да, конечно дома. Как чувствуешь себя? Мы замечательно, мамочка.
Хорошо, хорошо…я передам…а что такое? Ладно, поняла.

Заходит снова на кухню, недоуменно пожимает плечами:

-Хм, наша бабушка просит тебя Никита завтра с Кристиной к ней зайти, часиков в 6, вечером.

Никита: Зачем?

Александра Александровна: Сказала, что хочет с вами поговорить.

Сцена 3
Комната Амалии Никаноровны. Она сидит на диване и читает журнал. Звонят в дверь.
Амалия Никаноровна, поднимается с дивана, подходит к двери , открывает ее и видит перед собой Никиту и Кристину.
Никита: -Привет бабуля! Чего это за секреты у тебя от мамы (подмигивает ей).
Кристина: Здрастье Амалия Никаноровна!
Амалия Никаноровна:  Привет, привет, голубки- ну проходите!
Все проходят в гостиную и садятся на диван.  Кристина и Никита по обе стороны от бабушки.
Никита: Бабуля, чего у тебя там такое? Рассказывай.
Амалия Никаноровна: Ты понимаешь, Никитушка…беда стряслась. Только я вас с Кристиной сразу попрошу- молчите, никому ни слова. У Васи, у брата твоего, чего-то с бизнесом не заладилось…Он матери с отцом пока  не рассказывал, мне только сказал. В общем, я решила квартиру свою продавать, куда мне одной 80 квадратных метров. Возьму себе однокомнатную квартирку где-нибудь на периферии, а что останется вам с Васей напополам отдам. Васе надо помочь, он толковый, зря не разбазарит. А вам с Кристиночкой как раз на первоначальный взнос, даже еще и больше получится. Вы же жениться надумали?
Кристина меняется в лице, на нем отображается священный ужас: Да, что вы, Амалия Никаноровна, нам же еще дипломы писать, мы не торопимся.
Амалия Никаноровна: Не торопитесь?
Кристина: Нет, нет….
В дверь снова звонят.
-Ой, постойте, кто-то пришел- Амалия Никаноровна идет к двери открывает, на пороге стоит молодой, вполне симпатичный человек, на нем дорогая брендовая одежда.
Амалия Никаноровна: Лешенька, какими судьбами! (всплескивает руками). Здравствуй, здравствуй- проходи!
Алексей: Да я бабушка на минуточку. Проведать. Моя бабуля вам привет передает. Я по работе здесь, в командировке.
Амалия Никаноровна провожает гостя в гостиную и представляет его Никите и Кристине.
Амалия Никаноровна: Кристина, Никита –знакомьтесь- внук моей близкой московской подруги. Владелец сети московских ресторанов. Большой умница- Алексей Сергеевич Романов.
Алексей: Бабушка, зачем так официально, смущаете меня.
Жмет руку Никите. Кристина тут же протягивает руку Алексею, он ей также слегка ее пожимает, Кристина улыбается Алексею.
Кристина: Как вам наш городок? После Москвы , наверное, скучновато?
Алексей: Да я здесь родился
Кристина: Что вы говорите? Какой вы молодец, что в Москву уехали, там столько перспектив!
Амалия Никаноровна: Ну хватит болтать, пойдемте лучше чаю попьем. Идет к шкафчику за чашками и вдруг не дойдя до него хватается за сердце. Первым это замечает Никита и стремглав несется к бабушке. Алексей помогает ему, и они оба усаживают Амалию Никаноровну на диван.
Никита: Бабушка, может скорую?
Амалия Никаноровна: Ох…Постой прилечь мне надо! Не надо скорую, сейчас пройдет…(ложится на диван).  Мне бы внучок сейчас водочки.
Кристина слышит как водички. Хватает стакан со стола и наливает воду из-под крана…
-Водички, сейчас, сейчас…
Никита ошалело наблюдает на невестой, которая при нем налила воды из под крана для его бабушки.
Кристина подносит воду Амалии Никаноровне.
Амалия Никаноровна отодвигает стакан, предложенный ей стакан и невозмутимо повторяет: Водочки, я же сказала водочки!
Никита удивляется еще больше.
Алексей: Бабуля! Водочки- это мы за раз! Подходит к шкафчику и произносит:
Помнится мне вы с моей бабулей вечно ее здесь прятали…А! Вот она, не изменяете своим традициям, бабуля!
Достает из дальнего угла шкафчика бутылку водки, наливает в рюмку и подносит бабушке.
Амалия Никаноровна приподнимается, берет рюмку и опрокидывает ее в рот.
Амалия Никаноровна: Вот теперь мне гораздо лучше. (снова укладывается на диван).
Никита и Кристина смотрят друг на друга в легком ступоре. Алексей стоит как ни в чем не бывало и улыбается.
После небольшой паузы Амалия Никаноровна:
Ты, Никита, побудь со мной сегодня вечером.
Никита: Конечно, бабушка.
Амалия Никаноровна: Не перебивай! Кристине уже, наверное, домой пора.
Алексей: Да и мне пора. Не обессудь, бабушка…
На лице Кристины светится неподдельная радость и она произносит:
-Так, Никит, тебе действительно лучше с бабушкой остаться, а то мало ли….своим позвони, предупреди. А мне и правда бежать надо.
Целует Никиту в щеку, прощается с Амалией Никаноровной и вместе с Алексеем идет в коридор.
Алексей: Вы не против, если я вас немного провожу?
Кристина: Нет, ну что вы, конечно, я не против.
Никита слышит этот разговор и становится хмурым.
Как только дверь закрывается, бабушка говорит с Никитой.
Амалия Никаноровна:
Не женись на ней, Никит. Очаровала тебя эта паразитка, это понятно. Позвони матери с отцом пусть приедут, повидать мне их надо…
Никита (пугается): Да ты что, бабушка! Я сейчас же скорою вызову.
Амалия Никаноровна: Не надо скорой. Делай ,как я сказала.
Сцена 4
Около спящей на диване Амалии Никаноровны на стуле сидит задумчив Егор Николаевич.
Вздыхает и произносит.
-Эх, бабуля, я Вам, конечно, смерти не желаю….но Вы бы нас всех очень выручили со своей квартирой….
В этот момент поднимается рука Амалии Никаноровны, ложится ему на плечу и похлопывает. Егор Николаевич вздрагивает.
Амалия Никаноровна: Не дождешься, захребетничек, ты наш….
В этот момент входит Александра Александровна с аптечкой в руках, ворчит:
Что за аптечка, лекарства все просроченные, разве так можно?
Амалия Никаноровна (открывает глаза): Да зачем они мне, Саша? От этих лекарств проку никакого- один вред, я вот все на травах…А самые необходимые и срочные у меня не в аптечке припрятаны (улыбается). Есть у меня все и корвалол и папазол- все есть, не переживай!
Я вам с Егором вот что сказать хотела, я завещание составила (Александра собирается что-то сказать, Амалия Никаноровна это замечает), Саша не перебивай. Так вот, я решила, квартиру я отдаю половину Никите ,  половину Васе…У вас свое жилье есть. Решение мое окончательное и обжалованию не подлежит, ни сегодня завтра помру, у мальчишек кой-какой капитал останется от бабушки (улыбается).
В это время звонят в дверь. Александра открывает и видит на пороге Кристину.
Кристина: Александра Александровна, Никита здесь?
Александра: Проходи, он брата поехал в аэропорт встречать….
Кристина: Нет, я лучше потом…
Александра: Ничего, ничего –проходи.
Кристина мнется, но все-таки проходит.
Кристина: Здравствуйте. Как Ваше здоровье, Амалия Никаноровна?
Амалия Никаноровна: Здравствуй! Ничего спасибо, деточка.
В это время Никита открывает дверь ключом (который ему оставила бабушка) и входит со старшим братом Василием.
Сцена радости. Приветствия, объятия.
Кристина отводит Никиту в сторонку за рукав и шепчет:
Никит, я хотела тебе сказать, ты прости, но я не вижу с тобой своего совместного будущего…Мы должны расстаться.
Никита ухмыляется:
Конечно, я понимаю, тебе понравился расфуфыренный, жалкий актеришка.
Кристина (широко открывая глаза) : Какой такой актеришка?!
В этот момент раздается робкий стук в дверь. Амалия Никаноровна, несмотря на некоторую слабость и уговоры оставаться лежать, яростно сопротивляется и идет открывать дверь сама.
На пороге стоит Алескей.
Амалия Никаноровна: Ах, Лешенька, чуть не забыла, проходи. Здравствуй. А вот и твой гонорар за отлично выполненную роль (передает ему деньги).
Кристина: Да что здесь происходит.
Егор Николаевич злорадно улыбается. Александра Александровна и Василий в недоумении смотрит на эту сцену.
Амалия Никаноровна: А то и происходит. Что, я не позволю всяким вертихвосткам выходить замуж за мою квартиру.
Кристина в ярости выбегает вон из квартиры.
Василий Егорович: А я смотрю, бабушка, у тебя как всегда, не без интриг и приключений.
Амалия Никаноровна: Так скучно без интриг-то, внучок (смеется)…
Василий Егорович: А я Никиту приехал забрать. У меня в гору бизнес пошел. Приедет уже потом на защиту диплома. Мне там сейчас ITспециалист толковый нужен, а кого же взять, как не своего родного брата? (похлопывает Никиту по плечу). А ты бабуля, живи долго! Не выдумывай ничего со своими завещаниями. Чего мы себе не заработаем?


Конец.