Суббота или Воскресение?

Павел Луков 2
Предисловие.

Между разными религиозными направлениями до сих пор возникают споры о том, какому дню в неделе следует отдать духовное предпочтение: субботе или воскресению. Что касается Иудаизма, то здесь всё понятно. У них основной Священной Книгой является «Танах», то, что мы христиане именуем «Ветхим Заветом». А там однозначно в качестве такого дня неоднократно указывается именно суббота. Подробней к этому вопросу мы ещё вернёмся, поскольку он всё равно заслуживает особого рассмотрения. Однако, данный аспект не всегда однозначно воспринимается в самом Христианстве. Если Православие и ряд других христианских направлений предпочитают в качестве основного дня почитания Господня именно воскресение, то адвентисты седьмого дня неизменно продолжают соблюдать как раз субботу. И кто же тогда прав? Не будем спешить с ответом, а попробуем сначала просто разобраться в этой теме, а уж потом сделаем необходимые выводы.
Следует сказать, что основания для такого рода утверждений находят всегда в Библии, а потому нам тоже предстоит искать в Священном Писании собственную позицию на этот счёт. И если мы говорим именно о воскресном дне, то мы, разумеется, не вправе принижать значение и субботы. Православная Церковь, например, тоже соблюдает субботу. Но как? Недельный круг богослужений идёт в её храмах от субботы до субботы. В субботу всегда проводится особый чин храмового богослужения, по субботам проводятся также особые дни поминовения усопших. Но основным днём Господним здесь считается всё-таки воскресение. И как мы увидим, этому тоже есть свои основания.

Происхождение Субботы.

Надо сказать, что в Книге «Бытие» слово «суббота» не встречается ни разу, хотя своими корнями данное понятие уходит именно сюда. Но, сначала пойдём по порядку. Впервые суббота упомянута в Книге «Исход» (Исх.16,23), где сказано, что это – покой, святая суббота Господня. Так был определён день, в который не следовало производить никакой работы, а посвящать его исключительно Господу Богу. Собственно говоря, отсюда и пошло само название слова «суббота», которое произошло от еврейского «шаббат», что и означает «отдых». Другие дни недели не имели собственных названий. Просто были: день первый, день второй и т. д. Только день седьмой получил своё название Суббота. Впоследствии это было закреплено в Десяти заповедях, которые Моисей услышал на горе Синай непосредственно от Господа Бога. Заповедь о Субботе стала четвёртой по счёту (Исх.20,8). Если мы примем во внимание такое обстоятельство, что порядковое расположение заповедей зависело от их духовной значимости, то самая главная здесь будет первая заповедь – «Возлюби Господа Бога своего». Тогда заповедь о Субботе можно отнести к наиболее важным правилам, как близкую к первой заповеди. Я не буду приводить весь текст четвёртой заповеди, но на одно обстоятельство следует обратить особое внимание. Там сказано, что в день седьмой Господь Бог почил, то есть отдыхал, «посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх.20,10). Тем самым обязал соблюдать его.
Что касается слов, что Бог просто отдыхал после шести дней творения, то это вовсе не означает, что Он устал, как бы в прямом смысле этого слова. На самом деле, как указано в Библии, Господь никогда не устаёт, «не утомляется, и не изнемогает» (Ис.40,28). Здесь правильнее сказать, что Бог в этот день как бы подводил итоги Своего творения. Во всяком случае, так можно высказаться нашими человеческими словами. А вот что насчёт благословения субботнего дня, то здесь следует остановиться немного отдельно.
Тут мы как раз снова возвращаемся к Книге «Бытие». В начале её второй главы сказано, что Бог благословил именно тот день, в который, или «оный», как написано в синодальном тексте, Он отдыхал от всех дел Своих (Быт.2,3). В славянском тексте, на мой взгляд, сказано ещё точнее: «и почи от всех дел своих, яже начат Бог творити». То есть, отдыхал от всех тех дел, которые Бог начал совершать. О чём это говорит? Получается, что Бог освятил конкретно именно Свой собственный седьмой день, тогда как адвентисты утверждает, что благословлены таким образом были все субботние дни. Но соглашаться с таким утверждением, торопиться не стоит. Ведь нигде не сказано, что Бог заповедовал соблюдать субботний день абсолютно всем. Напротив, в Библии подчёркивается, что такое соблюдение было предписано именно еврейскому народу той далёкой эпохи. «И пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный» (Исх.31,16). «Но святите день субботний, как Я заповедал отцам вашим» (Иер.17,22). О чём это говорит? Только об одном – почитание Субботы установлено только народу Израиля именно в память о том дне, который был тогда освящён самим Господом Богом.

О почитании субботнего дня.

Итак, с самой Субботой, как таковой, мы, можно сказать, разобрались. Теперь же стоит поговорить о её соблюдении, ради которого данный день был тогда установлен. Если мы также откроем Книгу «Бытие», то там, как бы странно это не казалось, что нами уже выше было отмечено, нигде не акцентируется внимание на соблюдение субботнего отдыха. Не говорится о том, что этого дня как-то придерживался праведный Ной. И там, где написано о развращении самого человеческого рода (Быт.6,5), нигде ему при этом не вменяется нарушение субботы. Не пишется о соблюдении этого дня Авраамом, Исааком, Иаковом. Ни слова не сказано об этом в Книге Иова. Нет, можно, конечно, вполне логично предположить, что субботу они все, скорее всего, соблюдали. Вот только такое соблюдение, судя по всему, не ставилось им в качестве основного служения и верности Богу, а потому, видимо, не имело смысла в особом напоминании. Впервые требование о необходимости соблюдения субботнего дня прозвучало уже во времена Моисея вскоре после освобождения народа Израиля из египетского плена.
Здесь важно заметить то, что сказано об этом было ещё до получения нового закона на горе Синай (Исх.16,23). Народ Израиля уже тогда постепенно готовили к особой миссии. Ему предстояло стать не просто избранным народом, но оставаться при этом носителем истинной религии в полном окружении других языческих народов. Поэтому не случайно заповедь о соблюдении Субботы станет одной из главных, переданных от Бога через Моисея. Значимость же такого дня такова, что нарушивший эту заповедь должен быть предан смерти (Исх.31,14). И ведь предавали. В Книге «Числа» есть эпизод, когда человека насмерть забили камнями только за то, что он вышел в субботу собирать хворост (Числ.15,36). Почему же именно так? Народ Израиля, переживший многолетнее рабство, был этим обстоятельством очень сильно надломлен. Ведь для раба не существовало человеческих законов, и его просто отождествляли с вещью. Но желание выжить любой ценой сделало такой народ буйным (Исх.32,22) и жестоковыйным (Исх.33,3), то есть жестокосердным, упорным, упрямым. А потому любые послабления в управлении таким народом оказались просто недопустимы, в противном случае такие люди очень быстро отступали от пути, который им прежде был заповедан (Исх.32,8).
Разумеется, суровые наказания для нарушающих Закон применялись не только к тем, кто не соблюдал субботу. Но что интересно, когда народу Израилю вменялось очередное обвинение в отступлении от их основных правил или мицвот, которых насчитывалось 613, то среди таких нарушений указывалось также на несоблюдение субботнего дня. Об этом мы читаем, в том числе, у таких пророков, как Исаия (Ис.56,2), Иеремия (Иер.17,22) Иезекииль (20,13). Более того, у Исаии суббота именуется не иначе как день Господень (Ис.58,13), а значит, что этому придавалось настоящее сакральное значение. И в тексте Библии это мы видим очень часто.

Значение Субботы в новозаветную эпоху.

Во время земной миссии Иисуса Христа тоже не раз возникала тема о соблюдении Субботы. Иоанн Креститель во время своей деятельности не затрагивал аспектов соблюдения этого дня. Во всяком случае, в Евангелиях об этом не сказано ни слова. Скорее всего, такой вопрос Иоанном просто не поднимался. Мы можем сказать, что этого просто не могло быть, поскольку Иоанн как бы завершал собой эпоху ветхозаветных пророков, а те, как мы знаем, всегда выступали за хранение субботнего дня. А вот Иисуса Христа иудеи не раз обвиняли в нарушении субботнего покоя. При чтении Евангелия от Иоанна вообще может иногда создастся впечатление, что Христос субботы якобы вообще не соблюдал, совершая в эти дни Свои исцеления. Ну, разумеется, это не так. В так называемые обычные дни Спаситель прежде любого исцеления спрашивал о том, верует ли данный кандидат на исцеление в Сына Божия, в то, что Сын Божий уже явлен, и вот Он стоит перед ним. А слепорожденного Иисус отправил ещё дополнительно умыться в силоамской купальне, чтобы получить нужное исцеление (Ин.9,11). Но вот во время субботнего дня Иисус ничего подобного не требовал, и больной без всяких условий сразу получал желаемое исцеление. При этом Иисус не забывал подчёркнуто напоминать о том, что Сын Человеческий есть Господин и субботы (Мф.12,8).
Соблюдение субботнего дня Иисус Христос также продемонстрировал, можно сказать, собственной смертью и Воскресением. Его смерть, как известно, наступила ещё в пятницу, когда и было разрешено снять Его тело с креста, ещё до наступления субботы. Непосредственно в субботу тело Христа ещё находилось в гробнице Иосифа Аримафейского, Само Воскресение из мёртвых происходит уже на следующий день. Так, по мнению ряда толкователей, был соблюден Спасителем субботний покой – тот самый шаббат. Но мы здесь должны видеть и другой смысл произошедшего события, что сделало воскресный день главным для самих христиан. Ведь собираться в этот день они начали ещё во времена апостолов, не нарушая при этом ещё субботнего покоя – «в первый день недели» (Деян.20,7), поскольку начинался такой день тогда ещё с вечера.

Прообраз нового дня.

Когда апостол Павел объяснял, почему для «народа Божьего», то есть израильтян ещё остаётся субботство, иначе говоря, почитание субботнего дня, то он дал понять, что здесь фактически сказано о каком-то другом дне (Евр.4,8-9). Что же именно тогда имелось ввиду? Речь шла здесь об одном ключевом эпизоде в истории народа Израиля. Тогда из-за их массового неверия в успех завоевания «земли филистимлян», то есть территории Палестины, Господь Бог обещал ту часть народа, которая была выведена из египетского рабства, не приводить в эту землю, оставив её в синайской пустыне на сорок лет (Числ.14,23-24). А ведь это та самая земля, которая была ещё обещана от Бога ещё Аврааму для его потомков (Быт.13,15-16). Иисус Навин, как известно, ввёл в эту обетованную землю уже тех, кто родился в самой пустыне уже после выхода из Египта. Народ оказался как бы разделён на две части. Одна часть людей вошла в Палестину на другой берег реки Иордан, а другая нет. Суббота у народа Израиля, по словам апостола  потому и осталась, как символ того, что часть их так и не была введена в тот покой, который прежде обещан был свыше, о чём сказано было также в  псалме Давида (Пс.94,11).
Но какое отношение это событие имело к Новому Завету? Оказывается, что прямое. Ведь многое из того, что происходило в эпоху Ветхого Завета, стало прообразом событий новозаветных, о чём также писал апостол Павел (1Кор.10,6). Например, прохождение народа Израиля во времена Моисея через Чермное (Красное) море (Исх.14,22) стало прообразом обряда крещения в новую христианскую веру. Примерно такой же принцип относится и к Субботе.
Как народ Израиля был отделён друг от друга в пустыне во времена Моисея, то похожее разделение его произошло также в христианскую эпоху. Кто-то новую религию из них принял, а кто-то нет. А в отношении тех, кто не принял, сбылось пророчество, обозначенное прежде ещё в псалме: «жилище их да будет пусто» (Пс.68,26). Об его исполнении впоследствии скажет Спаситель незадолго до своего входа в Иерусалим: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Лк.13,35). Божья благодать, таким образом, переходила из Церкви ветхозаветной в Церковь новозаветную. Значит, люди, принявшие Христианство, обретали здесь новый покой через крестную смерть и Воскресение Христово. Тем и символично для христиан, что это самое Воскресение Христово произошло именно после субботнего дня, свидетельствуя о том, что пришло время для обретения нового дня Господня, о наступлении которого и говорил апостол Павел. Суббота, в результате, стала таким же ветхозаветным прообразом этого самого нового дня, а потому и уступила место Воскресению в уже новой религии, каковой стало тогда именно Христианство. Не случайно у христиан считается, что если Суббота была символом сотворения мира, то Воскресение стало символом его спасения, а потому этому дню суждено было стать новым седьмым днём и занять одновременно главное место среди других дней нашей календарной недели.

2022 г.