Валерий Евгущенко - Незабудки

Валерий Варзацкий
Как-то раньше не задумывался о важности в формировании характера школьников стремления быть похожим на кого-то из старшеклассников. Не знаю, как эта «штука» работает в женской среде, не уверен, что одинаково в психике всех мужчин, но, безусловно, присутствует в подростковом возрасте. Коротко расскажу о том, на кого хотел быть похож сам.

Мой тезка, Валера Евгущенко, был сыном дяди Коли – друга моего отца. Оба после фронта работали водителями в местном колхозе имени Жданова. У Валерки был еще старший брат, Толя, в последствии вошедший в состав первого, «гагаринского», отряда космонавтов, возможно, и до сегодняшнего дня (12.03.2022) проживающий в Звездном. В космос не полетел по состоянию здоровья, но в отряде работать остался.

Жили Евгущенки в Доманевке на улице Огородной, в первой хате слева от прохода с территории школы. Т.е. в нескольких метрах от спортивной площадки, где в те времена бурлила наша внеурочная жизнь. Старше меня лет на пять-шесть, Валера выделялся способностями легкоатлета-десятиборца. Правда, о том, что прыжки в высоту, толкание ядра, метание диска могут входить в один вид легкой атлетики, возможно, не знал. Впрочем, это не мешало ему побеждать в этих видах на районных соревнованиях школьников.

Еще он был лучшим игроком и капитаном баскетбольной команды района. Еще виртуозно играл на гармошке, баяне, аккордеоне, пианино. Что касается пианино, то тут я был свидетелем интересного случая.

Наискосок от моей хаты строили большое здание. Народ судачил – под гостиницу. На поверку, вышла музыкальная школа. Когда привезли первое в Доманевском районе пианино, пришли к директору школы с просьбой дать нескольких крепких парней для выгрузки. Я как раз пробегал рядом, и директор поручил мне срочно позвать к нему Евгущенко. Я позвал, а услышав про пианино, увязался за грузчиками.

Затащив инструмент в класс, распаковав, хлопцы в нерешительности топтались возле него. Играть никто не умел. И вдруг Валерка садится на круглый вертящийся стульчик, поднимает крышку, ищет пальцами на клавиатуре нужную ноту и начинает играть популярную мелодию Пахмутовой «Песня остается с человеком»?!

Я увидел, как он потряс, поразил своих друзей, каким восхищением горели их глаза. С того дня я решил научиться играть на музыкальных инструментах, заниматься легкой атлетикой, стричься, одеваться, говорить, как Валерка. Со временем стремление быть похожим незаметно впиталось в мои личные черты, как бы разбавив их Валеркиными. Не забуду.