Страшно быть настоящим геем

Ирина Семерова-Малахова
Спектакль «Все оттенки голубого». Думала, что будет фарс, тем более, что жанр вообще не указан. На то, что возрастной ценз стоит +21, внимания не обратила. Когда обратила, решила, что будет очередная толерантность к гомосекам. Но…

Художественный руководитель «Сатирикона» Константин Райкин: «Все оттенки голубого» - живая, талантливая пьеса, сердечная, эмоциональная, полная юмора и горечи. Она очень откровенно и честно освещает вопросы, которые на отечественной сцене поднимать было не принято». И он рассказал об этом на сцене. Но получилось совсем не живо и весело. Получилось очень страшно и тяжело. И очень талантливо: нет пошлости и вульгарности, очень искренне. И, самое главное, без лозунгов и нравоучений в какую-либо сторону. Режиссёр и драматург поставили проблему, заставили взглянуть на неё без прикрас и задуматься…

Ночь не спала. Плакала. Думала. Великая сила искусства меня так накрыла, что до сих пор не могу ни о чём другом думать. Пьеса Владимира Зайцева - о шестнадцатилетнем подростке, который совершает «каминг-аут» накануне развода собственных родителей. И признаётся им, что он гей… Нет, не такой, какие рядятся в колготки, напяливают парики и бегают маршами протеста за права соцменьшинств. Он из тех, кто генетически имеет иную социальную ориентацию. Можете представить себе такую вот абсолютную безнадёгу?!

Когда рождаются с ДЦП, дауны, без конечностей, их все жалеют, за них борются, лечат, выхаживают. А что делать с геем, когда это не социум его сделал таким? Как родителям это принять и понять??? Забыв про развод, папа - офицер в отставке и работник военкомата, мама - сотрудник отдела кадров и бабушка-пенсионерка объединяются, чтобы «излечить» подростка от его нетрадиционной сексуальной ориентации.

Пережив шок, переполошённые домашние от незнания что со всем этим делать, решают, что нестандартная сексуальная ориентация это нечто сродни психической болезни и, превратившись в коллективный социальный «пресс», начинают его насильственно «спасать» и «лечить», делая, естественно, только хуже, неловко барахтаясь в вакууме взаимного патологического непонимания. Путь ставшего в одночасье несчастным подростка сквозь череду «перевоспитаний» одно нелепей другого идёт проторенной с советских времён дорогой и заканчивается в психушке.

Попутно в спектакле развенчиваются устоявшиеся штампы о гомосексуалистах и подмечается, что извращенцев среди натуралов куда больше, и что даже к наркоманам у нас относятся человечней. А финал был внезапным, ужасным ледяным душем. Родители из лучших побуждений… просто убили сына… ОН умер от транквилизаторов в больнице.

Великолепен артистический дуэт «до смерти» любящих своего сына Мамы и Папы (Агриппина Стеклова и Владимир Большов). Им уделено внимания едва ли не больше, чем сыну, что отвлекает от главного героя и понижает драматический накал. Родители выглядят полными придурками, особенно грубый, недалёкий отец – беспомощно матерящийся «офицер российской армии», одетый в майку, треники и тапки. И когда он в голос вдруг впервые говорит «пиз…ц», это даже не коробит, настолько ужасна вокруг правда жизни.

Сценография. Всё действие происходит внутри чёрного пространства, свет выхватывает и подсвечивает актёров, находящихся в центре. По сцене то и дело скользят символические светящиеся белые лебеди под красивую музыку Чайковского, которую любят все поголовно, даже самые ярые гомофобы. Кроме главных героев на площадке всегда находятся участники других сцен. Подслушивают, подглядывают, присутствуют равнодушно. Это образ социума, часто равнодушного к беде соседа, но всегда готового по команде «фас!» вцепиться и разорвать…

P.S. Мнения россиян о том, что такое гомосексуализм, разделились:35% считают, что это болезнь, а 43% - что это вредная привычка. При этом 38% убеждены, что геев и лесбиянок стоит лечить, свидетельствуют данные опроса аналитического центра Юрия Левады. Лишь 12% опрошенных признали, что гомосексуализм — ориентация, имеющая равное с обычной право на существование.

Как с этим жить?..

09.03.22