Вдох-выдох

Алёна Шиманская
Жизнь... Она входит в тело с первым вдохом и выходит с последним выдохом. И так от начала до конца: вдох-выдох, вдох-выдох.
Сейчас у многих людей дыхание как будто замерло: мы ВДОХнули страшное известие и не можем выдохнуть, оно как будто застряло глубоко внутри разрывами пуль и гранат, и этот взрыв сознания настолько велик, что у него как будто нет возможности выйти наружу, сделать ВЫДОХ.
И этот взрыв , как бегущие круги по воде, вскрывает картинки событий в нашей памяти, где мы уже раньше  переживали боль страдания.
Когда -то в детстве ребенок получил побои от взрослого человека, пьяного отца или матери, или другого родственника и , сделав вдох страха, так и не смог его выпустить наружу. Или еще какое насилие пережил, о котором стыдно говорить.
Как часто я слышу на консультациях фразы своих клиентов:
-Я никому не мог это рассказать, я тогда ничего не мог сделать, я чувствовал свою беспомощность..
И тот вдох ужаса так и остался внутри на всю жизнь не рассказанным и не выплаканным, не выпущенным наружу. И таких вдохов у каждого из нас воз и целая тележка. И чувство отчаяния и беспомощности туточки, никуда не делось, хотя мы уже взрослые и можем за себя постоять. Иногда.
Знаете, что такое совершенная жизнь? Это когда человек  умирает с миром в душе, то есть приняв всю свою жизнь целиком и простив всех врагов. И его последний выдох наполнен любовью и благодарностью к пережитому. Потому что выдохнуть мы можем только тогда, когда внутри нас произошло изменение состояния, спало напряжение и внутренняя картина страшного события изменилась. Это можно сделать в реальном времени: вспомнить ситуацию и переиграть ее так, как будто вы накануне знали, что произойдет дальше. И уже в своем воображении точно сможете что то сделать, или закричать, или позвать на помощь. Защитить себя. И свободно выдохнуть наконец-то. Не можете сами -обратитесь к психологам, нас нынче стало  много. Мы поможем вам сделать этот затянувшийся выдох. И вы начнете что- то хорошее делать в своей жизни и  перестанете быть жертвой.

 - Я тут все уже видел, -говорит мне муж за год до смерти, имея в виду города и страны нашей маленькой планеты,-все мечты сбылись, дальше неинтересно.
Мы стоим на ступенях галереи Прадо в Мадриде и я чувствую свой вдох страха.
- А как же я???
Он ничего на это не отвечает, и мы возвращаемся в Питер.
 Ровно через год он умирает в лучших для себя условиях: в одноместной палате, где я могу находится сколько угодно, под присмотром сестричек и врачей, которых я люблю и много лет помогаю им справляться с разными проблемами.
 Он проводит много времени на берегу моря с разжиганием костров. Поскольку я тут работаю , то ему лично можно все.
И ходит до последнего дня самостоятельно, не испытывая физической боли.
И  со словами любви на прощание: Люблю тебя, обожаю тебя, ты самая преданная женщина в моей жизни…
И в свой собственный день рождения.
То, что он умер в лучшее для себя время я стала признавать, когда начался ковид и последующая «спецоперация». Толя не терпел никаких ограничений и всегда и везде открыто говорил свою правду. И проблем по этому поводу у него было предостаточно, начиная еще с институтских времен. Будь он жив сейчас, его сердце бы было наполнено яростью и ненавистью к происходящему. Страшно представить какой бы была его смерть.
 Может, его душа заранее знала, когда нужно отсюда уходить?
Именно сейчас я сделала свой затянувшийся на шесть лет выдох, признав, что жизнь мужа была совершенной для него от начала до конца: он родился в любви маминых рук и умер в любви моих . Все произошло вовремя.
К чему я это все говорю? А к совершенной жизни.
 Мы можем её жить прямо сейчас, в любви к своим близким людям, своим домашним питомцам, в прощении тех, кто нас когда - то обидел, может не всех, но хоть кого-то, в благодарности Богу, что мы все еще живем и дышим.
 И плакать тоже можем и кричать по любой причине, коих у нас теперь сами знаете сколько.
 Только выдыхайте свои эмоции, не держите их в себе. Разговаривайте друг с другом. Именно с другом.
Обращайтесь за помощью.
Дышите. И перед сном благодарите, хоть кого- нибудь.Любите.
 Вдох-выдох…