Александр Третий. Глава 13 и 14

Нина Бойко
Но вернемся к апрелю. Не довольствуясь вестью, что император остался жив, все хотели увидеть его своими глазами, и на  Марсовом поле состоялся грандиозный парад под восторженные крики народа.  Цесаревич командовал лейб-гвардии Преображенским полком. Прежде всего, император  поблагодарил своего спасителя, заявив, что жалует мастерового Комиссарова потомственным дворянством, назначает ему единовременную субсидию в 50 тысяч  рублей и 3 тысячи ежегодного содержания. (На Невском  разносчики с криком: «Комиссаров, Комиссаров!» продавали его портреты).

В этот день на балу в Зимнем дворце Александра сразило известие: Марию Мещерскую сватают! «Стояли в коридоре и смотрели, как собираются на бал. Он начался полонезом. Было великолепно. Приглашенных более 2000 человек. После польского начались танцы, я,  как хозяин, так усердно танцевал, что с непривычки закружилась голова, и я насилу стоял на месте. После ужина решился пойти вальсировать с Марией, и это было единственное утешение на балу. После 2-х туров она мне сказала:

“Знаете, что было со мною сегодня? Витгенштейн решился просить моей руки”. Я чуть не упал, услыхав это. Но она просила никому не говорить, хотела, чтобы я первый это узнал. После этого я был как сумасшедший, но к счастью бал скоро кончился, и мы, простившись с мама и папа, пошли домой. Было уже 2 часа, курили еще у меня с компанией, но мне было не до разговоров, я был так убит после этого проклятого бала! Как будто нарочно, Мария была так убийственно хороша сегодня вечером,  что многие мне это говорили как будто для того, чтобы еще больше меня тревожить. Что со мною было, когда я увидел милую Марию под руку с Витгенштейном, я не могу пересказать, я был готов на всё, только чтобы помешать этому браку». 
 
Император объявил сыну, что в мае он должен быть  в Копенгагене и провести три недели у короля. Об этом же сообщил Кристиану IX. Цель визита наследника русского трона была ясна:  Александр должен сделать предложение датской принцессе.

Но Александр был готов хоть сейчас жениться на Марии! «Ведь я только одного и желал, чтобы брат мой был женат скорей и имел сына, тогда только, говорил я себе, я буду спокоен. Но этому не суждено было исполниться». И поместил в дневнике строки Лермонтова, которые так соответствовали теперь его настроению, поставив в конце три восклицательных знака:

     И жизнь, как посмотришь
     С холодным вниманьем вокруг, —
     Такая пустая и глупая шутка!!!

В третьей декаде апреля императорский двор переехал в Царское Село. Александр по-прежнему занимался учебой, присутствовал на докладах сановников, встречался с высокопоставленными лицами.

Чтобы не видеться с Марией, решил не ходить на вечерние собрания матери: «Во-первых, чтобы заниматься дома, а во-вторых, они мне надоели. Мне теперь мало только видеться с Марией, что прежде уже для меня было счастьем, я чувствую, что теперь это меня не насыщает и мне надо больше, но что это больше…» 

Он решился. Борис Перовский показал подруге Марии, как незаметно пройти в покои Александра. Брат Перовского стал связующим звеном между влюбленными.

«Я только и думаю теперь о том, чтобы отказаться от моего тяжелого положения и, если будет возможность, жениться на милой Марии. Я хочу отказаться от свадьбы с Дагмар, которую не могу любить и не хочу. Ах, если бы всё, о чем я теперь так много думаю, могло бы осуществиться! Я не смею надеяться на Бога в этом деле, но, может быть, и удастся. Может быть, будет лучше, если я откажусь от престола. Я чувствую себя неспособным быть на этом месте, я слишком мало ценю людей, мне страшно надоедает всё, что относится до моего положения. Я не хочу другой жены, кроме Марии. Это будет страшный переворот в моей жизни, но если Бог поможет, то, может быть, я буду счастлив и буду иметь детей. Вот мысли, которые теперь меня всё больше занимают, и всё, что я желаю. Несносно, что поездка в Данию на носу и преследует меня, как кошмар».

За Александром следили; камергер императора выкрал его записку к Мещерской. В семье разыгрался скандал. Проникло в Европу, и там не замедлили напечатать в газетах о связи Мещерской и цесаревича.
Кристиан IX отправил письмо императору, требуя подтвердить планы наследника в отношении его дочери.

Цесаревич был взбешен: «За себя мне все равно, но бедная, бедная Мария! Вот до чего я ее довел, что об ней печатают в газетах! Вот он, мир-то! Вот люди!»
Он знал, что и так Марии несладко: дочь князя, она потеряла отца в грудном возрасте, мать вела эксцентричную жизнь, Мария скиталась в Европе по родственникам, пока, наконец, не стала фрейлиной императрицы. 

19 мая Александр II пригласил к себе сына и сообщил, что датский король, прочитав статью о нем и Мещерской, интересуется: правда ли это?
–– Я  не могу ехать в Данию, –– ответил ему Александр.
–– Что же ты хочешь, чтобы я так и написал, что всё, что в газетах –– правда и поэтому ты не приедешь?
–– Я отказываюсь от престола, не чувствую в себе государственных способностей.
–– А ты думаешь, я по своей охоте на этом месте? Разве ты так должен смотреть на свое призвание? Ты, я вижу, не знаешь сам, что говоришь, ты с ума сошел! И если это так, то знай, что я сначала говорил с тобой как с другом, а теперь приказываю ехать в Данию! И ты поедешь! А княжну Мещерскую я отошлю. Убирайся вон, больше я с тобой говорить не хочу.

Александр вышел от отца сам не свой. «О Боже, что за жизнь! Зачем я родился, зачем я не умер раньше!»

Единственное, что он теперь мог –– это упросить, чтобы  Марию не наказали. Императрица его успокоила: Мария поедет со своей теткой в Париж.
В этот же вечер он написал Марии Мещерской о том, что случилось. Была последняя встреча. Прощальная. 

XIV

2 июня 1866 года на борту императорской яхты «Штандарт» Александр, Владимир и свита  прибыли в Данию. К яхте пришвартовался катер с русским послом  и датским адмиралом, назначенным сопровождать великих князей на берег, где их встречали король, королева, Дагмар и младшие дети королевской четы.
После обмена любезностями, все поехали в Фреденсборг.

В замке великим князьям отвели те самые комнаты, где жил Николай.
Александр спросил у Дагмар: могла бы она полюбить еще раз, и кого? Девушка честно ответила, что только его: побыв рядом с ним в Ницце, Германии, она привязалась к нему.
Утренний кофе пили в саду. Александр себя чувствовал скованно, –– газету о связи его с Марией Мещерской здесь, безусловно, читали. Владимир, пытаясь рассеять натянутость, начал рассказывать что-то забавное, его через силу, но поддержали, стали шутить, –– немного расслабились. Александр, подбиваемый братом, спел вместе с ним два куплета из «Прекрасной Елены».
Поехали в Эльсинор, к замку датского принца Гамлета, посетили его могилу.
В Копенгагене встретились с Андерсеном. Глядя, с какой отцовской  любовью Ганс Христиан называет Дагмар малышкой (ее и в семье звали Минни, малышка), Александр тоже стал называть ее Минни.

5 июня встретили Алексея, прибывшего на  корабле «Ослябя», где он  проходил морскую практику. Впервые три брата встретились за пределами России. Старшему 21 год, среднему 19 лет, младшему –– 16.
Королевский двор повеселел.  Алеша болтал обо всем подряд, Владимир рассказывал анекдоты, Александр трунил над тем и другим.

Время летело быстро: совместные выезды, встречи... В эти же дни  Австрия с Пруссией не поделили какую-то жирную кость, и Дания снова почуяла близость матерого хищника. Датский король, когда Александр начал с ним разговор о помолвке с Дагмар, сразу ответил согласием.

11 июня наследник русского трона  предложил руку и сердце датской принцессе. Как это случилось, можно узнать из его дневника. «… Пока я смотрел альбомы, мои мысли были совсем не об них; я только и думал, как бы начать с Минни разговор. Но вот уже все альбомы пересмотрены, мои руки начинают дрожать, я чувствую страшное волнение. Минни мне предлагает прочесть письмо  Никсы.  Тогда   я  решаюсь  начать:  говорил  ли с Вами король о моем предложении и о моем разговоре? Она меня спрашивает: о каком разговоре? И тогда я сказал, что прошу ее руки. Она бросилась ко мне обнимать меня. Я сидел на углу дивана, а она на ручке».

Первыми поздравили их король с королевой, едва скрывая счастливые слезы. В Петербург полетела шифрованная телеграмма: «Поздравьте и помолитесь за меня; сегодня утром мы с нею объяснились, и я счастлив».

На берегу моря в шесть часов вечера состоялся праздничный обед, на котором присутствовали многочисленные гости, провозглашая тосты за жениха и невесту, за их родителей и близких. Алеша настолько был рад за старшего брата, что, перебрав на пиру, «не помнил, что говорил и что происходило».

На другой день все прибыли на фрегат «Ослябя», где уже были  подняты флаги и накрыты столы. После каждого тоста –– пушечный залп!
 
14 июня на королевской яхте жених и невеста вместе со свитой отплыли на север страны на сельскохозяйственную выставку. В портах –– остановки, приветствия  местных властей, толпы народа, чего Александр не любил, избегая, как мог, делегаций и всяких  приемов.

После его отъезда королева Луиза отправила письмо Марии Александровне:
«Я полагаюсь на Бога, который сделал так, что Минни ожидает счастливое будущее. Я не могу найти слов, чтобы описать, как невыразимо нежно и чутко великий князь Александр Александрович себя вел, какая мягкая деликатность проявлялась все время в его поступках, как нам понравился его прямодушный, открытый характер. Вообще всех нас друг с другом объединило несчастье, и память о Никсе скрепила эту связь. Это является самым лучшим благословением для юной супружеской пары».

В Кронштадте яхту «Штандарт» встречал император. Присутствующий при этом министр внутренних дел отметил: «Все в хорошем духе и довольны. Свита великих князей весьма довольна пребыванием в Дании. Много расспросов и рассказов. Кажется, ни в Европе, ни в России нет туч пред зарею будущей свадьбы».

Но высший свет Петербурга подметил иное: на лице Александра –– апатия, он не любезен, угрюм, не говорит ничего о помолвке и с неприязнью относится к тем, кто расспрашивает. Наследник помолвлен насильно!

Александр заскучал: «Сегодня ровно неделя, что мы покинули милый Фреденсборг. Какая перемена в жизни! Из такого рая попасть в Петербург, в смертную скуку; решительно не знаю, что делать от тоски и грусти. Единственное утешение и большое –– это быть с мама, да и то не удается мне поговорить с нею один на один обо всем, что меня всего более интересует, а именно, когда будет свадьба и когда опять вернусь в милую Данию. Меня так и тянет туда!»

Он наконец в разговоре с родителями высказал мысль, что свадьбу, пожалуй, надо сыграть в конце октября. С ним согласились.

Императрица взяла на себя переписку с королевским двором, а Александр снова впрягся в дела. Он в это время читал Достоевского, с которым его познакомил Победоносцев, преподававший наследнику правоведение. Это был человек огромных знаний и ума, Александр впитывал каждое его слово, так же, как брат Николай, смерть которого была для Победоносцева страшным ударом: «О какое горе! Какое горькое и страшное горе! Какая тоска!  Такая тьма напала на душу! Прожил в агонии, от одной телеграммы до другой».

Победоносцева интересовало всё: наука, литература, искусство, политика... Современник его, Поселянин, зайдя к нему в дом, поразился: «В огромном кабинете с письменным столом колоссального размера и другими столами, сплошь покрытыми бесчисленными книгами и брошюрами, становилось страшно от ощущения здесь мозговой работы».

В начале августа Константин Петрович был назначен в свиту Александра для путешествия по России. Посетили Москву, Нижний Новгород, дальше поплыли к Саратову.

«Самой интересною личностью нашего путешествия был флотский капитан 1-го ранга, впоследствии контр-адмирал Ивашинцов. Он делал съемку Каспийского моря в течение десятка лет, и Волга со всеми ее тонкостями, равно как и Каспий, были представлены им в самом живом и интересном рассказе. Серьезные дела он мешал с рассказами про чиновничество, купечество, путейских инженеров, необразованности и невежеству которых он, как ученый офицер, дивился, а также клеймил их за взяточничество  и всякое  насильственное торжище  с  судовладельцами. Толкнешь рассказчика в бок, когда он уж слишком разгуляется, но он с обычною своею честностью тут же ответит: “Да ведь надо же, чтоб когда-нибудь их высочество знали правду, лгать я не могу  –– назначьте полное следствие, и вы увидите, что я обличаю только половину того, что может быть  открыто”» (А. П. Боголюбов).

Кое-что из  рассказанного Ивашинцовым Александр уже знал от брата –– Никса всё примечал, когда путешествовал по России: и хорошее и плохое. Знал, например, что переселяемые на казенные земли крестьяне терпят в пути невероятные трудности: скученность на пароходах, грязь, плохое питание, завшивленность –– по месяцам невозможно помыться. Отсюда болезни и смерти, особенно детские.
Многие говорили в то время, что гуманнее, выгодней для государства было бы выкупить у помещиков землю, оставляя крестьян на местах,  но земля была разной: где-то хорошая, где-то плохая,  и император хотел заселить Зауралье с богатейшим его черноземом.
Действительно, те из крестьян, которые превозмогли ужас пути, добравшись до места и постепенно устроившись, были царю благодарны.

«В Оке была заброшена сеть, и вытащен осетр с серьгою, прицепленной покойным цесаревичем Николаем. Конечно, его с почтением бросили обратно в воду. Рыба как бы одурела на первых порах, слонялась на поверхности воды, но вдруг всплеснула хвостом и –– была такова (А. П. Боголюбов).
 
Путешествие было недолгим, уже к сентябрю все вернулись домой, где  ожидался приезд датской принцессы. Летом барон Моренгойм  отвез ей подарки от цесаревича. Ответно он вез  щенка и датский медовый пирог. Щенок по дороге пирог обглодал, и когда поезд въехал под дебаркадер петербургского вокзала, Моренгойм мысленно распрощался с дипломатической карьерой. Однако,  к  неописуемой  его  радости, цесаревич отнесся «к беде» с добрым юмором.