Монумент на распутье, при кризисе среднего возраст

Сергей Плетнев
    Начав писать, увидел перед собой полотно Виктора Васнецова, «Витязь на распутье» в период  конца 1977 -1978 год, и себя оседлавшего Сивку-Бурку перед программным камнем – судьбы, исписанным вдоль и поперек началом и концом направлений – правильных, верных и обманчивых… - выбирай!
    Первая, верхняя зарубка.
    После защиты диплома, в 1975 году мне было предложено поступить в аспирантуру. Не вопрос, а вот только, как сдать «диалектический материализм», что это такое –  даже окончив, философский факультет университета марксизма-ленинизма - так и не понял. Иностранный язык сдал, специальность сдал, к середине 1977 года сдал – философию, уря!  Канд минимум – осилил. Остается подать документы и стать аспирантом… Но, тут погибает мой руководитель, а кроме него эту тему поднять некому. Это направление я закрыл.
Вторая зарубка.
    В январе 1978 года вызывают в отдел кадров. Рядом, с начальником ОК какой – то майор при зеленой фуражке.  Ну, майор и майор, не велика птица.
А майор – то по мою душу. И запел, вот мол, служба КГБ вершит большие дела, и очень почетно служить при ней, заботиться о безопасности Родины и внутри страны и по ее границам. Ни фига, не понимаю, зачем оно мне этот ликбез.
 - Мы приглашаем вас в КГБ на погранзаставу под Выборг на должность зам начальника заставы.
 (Про себя думаю – какая,  сволочь это придумала, и почему сразу не в дозор?)
 - Товарищ майор в моем нежном возрасте, мне полковником надо быть, а старлей запаса, я уже года три. Знаете – не договоримся!
И это направление я закрыл.
Третья зарубка.
    Через две-три недели – звонок из родного Куйбышевского райкома партии, приглашают зайти в отдел агитации и пропаганды или идеологии счас и не вспомню.
Как по повестке, в такое-то время. Явился.
 - Мы рассмотрели Вашу кандидатуру на должность – инструктора райкома партии! (А, с чем это едят?) Вы пока не в штате, поэтому инспектировать и направлять деятельность первичных парторганизаций по вопросам идеологии, будете внештатным, инструктором РК. И вот вам первое поручение. Называет НИИ, секретаря, телефон, дает методичку. Действуйте!
     Будучи человеком ответственным, сделал все как предписано, раза два – три, проинспектировал несколько парторганизаций. Мне это очень не понравилось.
И вот чем: предупреждаешь о своем приходе и уже на входе сплошное «чего изволите, будет сделано», чем я заслужил такое идолопоклонство, на работе подчеркнутое уважение:
 - А как Вы считаете? А может быть?  Так вот авансом, почему?
    Посоветовался с отцом, ему через несколько лет позолоченный значок вручили «50 лет в КПСС», он не рекомендовал:
 –Занимайся работой. И вообще ты мягкий человек, это не твоё. И это направление я закрыл.
Четвертая зарубка - предложение.
    В марте того же года, потом я понял это «БЗИК» среднего возраста, случайно увидал в газете «Смена» (младшая сестра «Комсомольской правды») объявление о наборе корреспондентов в штат. По предъявленным параметрам вписывался, прошел все три тура, приглашают на собеседование.
Отдел работы с молодежью, Поручение съездить в тюрьму, взять интервью. А за какие коврижки, мне придется это делать. Называют оклад, а я уже при должности четыре года, с денежным довольствием, почти в два раза больше.  Не –не, в тюрьму я не пойду!  К сожалению, кого-то в конкурсе выбил.
    И это направление я закрыл.
Пятая засечка на камне, самая эфемерная и маловероятная.
Через пару недель по моей заявке прислали из ОК нового рабочего, парень как парень после окончания школы, провел инструктаж по ТБ и отправил бригаду. Прошло некоторое время. Он не выходит, это мне из бригады сообщили. Звоню  домой, по оставленному номеру, подходит мужчина с очень знакомым тембром голоса.
 - Позовите, пожалуйста, такого-то.
 - Он болен. И не может подойти.
 - Дело в том, что он поступил на работу, и это наложило на него определенные обязанности. И что бы, не было простоя, я как возглавляющий эти подразделение принял бы меры. Но почему-то я узнаю об этом последним? Это прогул - и я имею полное право расстаться с ним
 - Подождите, подождите, я бы хотел с вами поговорить.
 - Вероятно не по телефону?
Договорились встретиться на следующий день.
После того, как все разъехались на объекты в кабинет, входит среднего роста крепыш лет сорока, знакомый всей стране по фильму «Крах инженера Гарина», (картина только, что прошла по ТВ) следом плетется не больной сынок. Я предложил стул, поговорили про мальчика, ну как бы, не было – это производство, а не детский сад, и есть производственная дисциплина, мне от него ничего не нужно. То, что я артиста  узнал и как – то это проявил, да никак. Это вроде бы его задевает, и он задает мне вопрос – этакую взятку (образно):
 - Вы не хотите сниматься в кино?
 - Никогда об этом не думал, а впрочем, конечно нет, у меня интересная и перспективная работа, а кино, это не мое. Не умею лицедействовать.
На том и расстались, а попозже и с пареньком, там, что-то было связанное с наркотиками, и он продолжал не выходить на работу.
И в кино я не попал.
   Шестая зарубка на векторе судьбы. Меня настойчиво, звали преподавать на только что образованном с моим участием факультете: "Инженерная геодезия" в Ленинградском Горном институте, где я уже два года отчитал курс студентам и принял дважды экзамены. Но преподавание, требует учебы постоянно самому, потом мне это показалось несколько статично, консервативно и я не задумываясь - отказался.
  И последняя, седьмая зарубка - волшебная цифра.
  Посвятив    застройки окраин города десяток лет, ко мне пришло озарение: «Если хочешь и дальше продолжить изучение пустырей и свалок,  великого города, флаг тебе в руки, а вообще-то земной шар велик и необъятен, попробуй,  найти работу в организации, имеющей сферы деятельности за  пределами города и страны - за рубежом».
   Пообщался с друзьями, изложил суть проблемы и через пару месяцев начал работать в    проектно - изыскательском институте развития морского флота,  руководителем топо-геодезической и гидрографической группы. На границе двух стихий – земли и воды. И, как было обговорено, через три года началась моя первая загранкомандировка.
   Освоение карт и глобуса продолжалось более тридцати лет. Побывал на всех четырех океанах, десятке морей, работал за рубежом, что задумавал - все сбывалось.
    И одному Богу известно, куда бы могло завести любое из предлогаемых направлений.  Ну и бзики бывали.