В поисках княжества Тмуторокань. Идейное окончание

Виктор Каменев
В поисках княжества Тмуторокань. Идейное окончание 08

Итоги своего исторического расследования «Тьмуторокани» краевед А.Д.Жучков подводит в статье «Идейная противоположность, которая до нас не дошла», газета «Красное знамя», Шебекино, август 2001 («Тьмуторокань» — старинное написание. - Авт.). Повторяя основные выводы предыдущих своих статей, он даёт им «идейное» обоснование, опираясь на мнение малоизвестных, хотя и «остепенённых», наших историков.

«Горячный век»

Основанием для такого взгляда на древнюю историю служит вывод доктора исторических наук А.Г.Кузьмина: «Дошедшие до нас материалы характеризуют давние эпохи лишь отчасти, и полные картины могут восстанавливаться только с привлечением всей совокупности данных. В этом деле восстановления не последнее место занимает сама горячность древних авторов в проведении какой-нибудь идеи — значит, обязательно существовала некая идейная противоположность, которая до нас не дошла» («Златоструй», А.Г.Кузьмин, М. 1990).


В этом «деле восстановления» XI век был весьма «горячным»: это век становления христианства на Древней Руси, крещёной только в конце Х века, в 988 году, князем Владимиром, в язычестве Красно Солнышко. В XI веке идейной противоположностью «провизантийскому» Киеву была «полуязыческая» Тьмуторокань, проигравшая, в конце концов, в этом противостоянии и пострадавшая поэтому в дальнейших летописных сводах, переписанных в пользу победителей. В летописях остались только «горячечные» отрывочные сведения и унизительные упоминания о Тьмуторокани, но чему же здесь удивляться, когда и в ХХ веке «красная» советская «историческая наука» переписывала в свою пользу российскую историю и унижала проигравшую в Гражданской войне «белую» сторону?

Тем не менее из летописных источников и византийских хроник следует, что сравнительно недалеко от Киева, на Левобережье Днепра в пограничных землях с Древней Рязанью было Тьмутороканьское княжество с одноименным городом и пещерным монастырём (названное по имени тюрского племени «торков», коих пришёл на Русь «тумен», или «тьма» - 10.000 конников).

Погибшая «идейная противоположность»

Тьмутороканьский печерский монастырь, судя по-горячности его обвинений, был той «идейной противоположностью» Киеву, с его печерским монастырём, «которая до нас не дошла». Что же всё-таки можно сказать о нём по дошедшим до нас обрывочным сведениям?

Основал Тьмутороканьский пещерный монастырь монах-летописец Великий Никон. По мнению академика Д.С. Лихачёва, именно Никон ввёл летописание по годам, придав летописям форму, которая стала для них традиционной, похоже, в своём Тьмутороканьском монастыре. Находился этот монастырь, скорее всего, на Белогородье на реке Корень, в Меловых горах на её берегах (ныне - Крапивенское городище), и мог называться поэтому ещё и «Коренным». Или река получила название «Корень» от монастыря?

В конце XII века Тьмутороканьское княжество захватывают новые кочевники, пришедшие из Степи, - половцы, и пещерный монастырь приходит в запустение или даже «уходит под землю», прекращает своё существование, Тьмутороканьское княжество и его князья перестают упоминаться в летописях. Его население уходит в соседние черниговские и курские земли.

Однако в подземном некрополе Тьмутороканьского монастыря до сих пор могут покоиться останки древнерусских князей Ростислава Владимировича и Романа Святославича Красного, внуков Ярослава Мудрого, князей Тьмутороканьских.

«Ярославова библиотека»

Много веков существует предание о спрятанной где-то библиотеке Ярослава Мудрого, она точно была, содержала письменные источники об «Ярославовом времени» - первоначального полуязыческого русского христианства XI века, и бесследно исчезла. «Библиотека Ярослава» могла содержать автографы Никона Великого и Вещего Бояна, Великий Никон был одним из её авторов-монахов. По предположению А.Л.Никитина, писателя и историка, Вещий Боян был автором «Слова о полку Романове, Романа Красного сына Святослава, внука Ольгова», предшественника «Слова о полку Игореве».

«Библиотека Ярослава» могла погибнуть в войнах и в пожарах своего века, но может до сих пор быть и в пещерах погибшего Тьмутороканьского монастыря, ныне Крапивенского городища под Белгородом.

После смерти в 1054 году Ярослава Мудрого в молодом христианском государстве разразилась идейно-политическая борьба ортодоксов-византийцев и христианских традиционалистов-язычников. Великий киевский князь Изяслав Ярославич поддержал провизантийскую часть киево-печерских монахов, и она одерживает верх в церковной идейной борьбе. Сторонники полуязыческого христианского «Ярославова времени», во главе с монахом-летописцем Великим Никоном, удаляются в пограничный с Рязанской землёю Тьмутороканьский монастырь. Скорее всего, вместе с полуязыческой «Ярославовой библиотекой».

В 1078 году Изяслав Ярославич погибает в битве на «Нежатиной ниве» (около современного г. Нежина) с тьмутороканьскими князьями Олегом и Романом Святославичами. Воспользовавшись этим, киево-печерские монахи смещают провизантийского игумена Стефана, сторонника византийского Студитского устава, и избирают игуменом Киево-Печерского монастыря тьмутороканьского епископа Великого Никона, он с почётом возвращается в Киев, на его место назначается епископом монах Николай.

До этого своего триумфа Великий Никон 17 лет пишет свои летописи в изгнании в Тьмутороканьском монастыре, в «Ярославовой библиотеке». Забирает ли он её с собой в Киев? Однако, часть библиотеки могла остаться в пещерах Тьмутороканьского монастыря. Вот что пишет о Великом Никоне историк И.В.Дубов, в «Начале Отечества»:

«Автором летописного свода был печерский монах Никон, прозванный за ум, истовость и твёрдую волю Великим. Чтение и толкование древних книг, хорошее знание политических течений своего времени помогли Никону создать новый летописный свод, объявший не только киевские дела, но и всю Русь. Начавшееся дробление Руси вызывало в Никоне ярый протест, он делает главной идеей своего повествования единство Руси. Полностью свод Никона не сохранился, частично он восстановлен по кускам, вошедшим в более поздние летописи».

Великий Никон и Вещий Боян

Идея единства Руси страстно звучит и в «Слове о полку Игореве», и в «Слове о полку Романове» авторства Вещего Бояна, по мнению А.Л.Никитина, Роман Святославич Красный был тьмутороканьский князь...


«Естественно, возникает вопрос: а не один ли это человек, в монашестве — Никон, в миру — Боян? В «Ярославово время» монахи играли на гуслях и пели патриотические песни, этот обычай был заимствован у варягов, двор Ярослава Мудрого имел тесные связи с варягами, в котором певцы-скальды пользовались большим уважением», - задаётся вопросом А.Д.Жучков, и мы находим его вполне резонным.

По византийским канонам монахи могли петь только на церковные темы, сожаление об утрате этой традиции мы видим в запевке «Слова о полку Игореве», когда его автор говорит, что, в отличие от «сего времени», Бояну «струны помогали».

«Коренной» монастырь

Однако, память о погибшем пещерном «Коренном» монастыре, основанным Великим Никоном, остаётся у монахов. По преданию, в 1295 году рыльский житель нашёл в курских землях на берегу реки Тускарь на корне старого дерева образ Богоматери, и в меловых утёсах на берегу Тускари были вырыты пещеры новой Коренной пустыни. В память о Коренном пещерном монастыре на реке Корень? В 1597 году на месте монашеской пустыни был построен монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, но он назывался также и «Коренным».

А в белгородских меловых горах память о «Коренном» монастыре сохраняет река Корень, с безымянным городищем на её меловом утёсе, которое по расположенному рядом селу называют «Крапивенским»?

Виктор Каменев,

лауреат премии им. Бориса Полевого журнала «Юность» за 2006 год

11.03.2022