Победила весна. Школьные зарисовки

Галина Каледина
В тот год школа выпускала пятьдесят три учащихся. Выпуск был на редкость сильным. Реализуя, модное в те годы профильное обучение, коллектив школы разделил учеников на математический и литературный классы.  Получилось так, что и по половому признаку количество учащихся разделилось равномерно. В математическом классе – семнадцать мальчиков и девять девочек, в литературном – восемнадцать девочек и девять мальчиков. В середине сентября в школу прибыл новый ученик по имени Влад. Это был красивый, высокий парень, в табеле которого по точным дисциплинам были одни пятерки. Прибытие новенького сделало деление классов идеальным.
Математическим классом руководила учитель математики  Екатерина Гавриловна, немолодая, опытная учительница, известная в городе как сильный педагог,  ученики которой являлись победителями городских олимпиад и конкурсов. Это была властная женщина, далекая от норм педагогического этикета, не очень эрудированная, но прекрасно знающая свой предмет. Екатерина Гавриловна мало обращала внимания на свой внешний вид и потому многие поколения выпускников запомнили небрежную «ракушку» на ее голове и темно – зеленое шерстяное платье с проступающими белыми кругами подмышками, которое она носила как униформу каждый день.
Классным руководителем литературного класса была молодая учительница  русского языка и литературы Ирина Павловна. Несмотря на свой небольшой педагогический стаж, она уже была известна как грамотный языковед, руководитель школьного театра,   занимающего первые места в городских и областных литературных фестивалях. Интеллигентная и тактичная Ирина Павловна часто робела под нагловатым натиском Екатерины Гавриловны.
Между двумя классами негласно шло соревнование на лучшую успеваемость, активность, большее количество побед в городских конкурсах и школьных мероприятиях.
Кабинеты математики и литературы находились рядом, и когда в литературном классе шел урок математики, а в математическом литература, Екатерина Гавриловна бесцеремонно распахивала дверь кабинета литературы и, ошарашив строгим взглядом скромную Ирину Павловну, своим громким голосом выстреливала вопрос: « Как мои работают?» Покрасневшая Ирина Павловна отвечала: « Хорошо, Екатерина Гавриловна, не волнуйтесь» «А ваши ничего не делают!» - выкрикивала в ответ Екатерина  Гавриловна и стук захлопывающейся двери служил восклицательным знаком ее эмоциональному высказыванию.
Приближался конец учебного года.  Весна уже полностью овладела погодой и душами молодых людей. Хотелось влюбляться, гулять по улицам до поздна, вдыхая ароматный воздух пробуждающейся природы , мечтать и смущаться от новых и не совсем понятных чувств, рождающихся в молодом теле.
Многим мальчикам математического класса нравились романтичные девочки из литературного. Особенно выделялась из всех Светлана, известная в школе поэтесса. Ее имя словно подчеркивало внешность и сущность этой девушки. Высокая и стройная, со светлой пушистой косой и небесными глазами, она излучала свет доброты и очарования. Ее сразу заметил Влад и, втайне от учеников и учителей, они давно уже встречались.
Результат соревнования между классами менялся с переменным успехом.
Весна в тот выпускной год выдалась ранняя. Снег быстро растаял, неприятно обнажив землю с прошлогодним мусором. Наступило время субботников. Субботник не обязательно проходил в субботу, он мог быть и во вторник, и в четверг. Время его проведения зависело от  транспорта, который приезжал за мусором, от количества уроков в этот день и еще от многих разных причин. Современному поколению непонятно,  что это такое субботник. Сейчас  деток боятся унизить физическим трудом, а раньше ребята участвовали не только в уборке школьного двора, но и улиц, парков и скверов. Но субботник был не только работой, но и общением, обсуждением последних фильмов, учителей, подшучиванием друг над другом, быстрым обменом взглядами, которые были понятны только двоим, случайными касаниями рук и назначением свиданий.
Выпускным классам дали самое сложное задание – уборка близлежащего сквера. Екатерина Гавриловна солдатскими шагами разделила довольно обширную территорию сквера  на две части. Задача была следующая: убрать мусор, окопать деревья и побелить их. Это было последнее соревнование в году. Екатерина Гавриловна ликовала, предвкушая  непременную победу. Ее мужской команде, которая преобладала в классе, ничего не стоило окопать деревья, а девочкам граблями убрать мусор. В классе Ирины Павловны картина складывалась иная. Ее девочкам не стоило труда убрать граблями мусор и здесь они даже опередили математический класс. После этого они бросились на помощь небольшой группе мальчишек из их класса, которые почти не сдвинулись в окопке  деревьев. Работа началась с энтузиазмом, которого хватило минут на сорок. Никто из них не подумал взять с собой рабочие руковицы или перчатки и вскоре то одна из них, то другая останавливала работу и печально смотрела на пузырьки, появившиеся на руках. Работать стало не только тяжело, но и больно.
Влад постоянно поглядывал на Светлану и видел, как тяжело ей работать. Внутреннее состояние девушки болью отдавалось в его душе. Когда же Светлана со слезами на глазах рассматривала лопнувшую мозоль на руке, он со своей лопатой перешагнул границу, проведенную классным руководителем и начал работать на территории «конкурентов». Не прошло и пяти минут, как мальчишки с озорным огоньком в глазах и криками «Побеждает дружба», нарушили ненавистную  границу.  Все девчонки принялись подбеливать деревья, а мальчишки дружно с удвоенной силой копать.  «Куда? »- кричала Екатерина Гавриловна. «Уберите свой участок, а потом помогайте!»  Но ничего уже изменить было нельзя. Работой руководила ВЕСНА, а ей помогали любовь, добрые человеческие чувства и дружба.