Виды духовных путей

Елена Кшанти
"Даже в самые неспокойные и мрачные времена на протяжении всей истории человечества были те, кто пребывал в покое и в состоянии глубокой центрированности, доверяя жизни и Богу.
Это самое благоприятное состояние бытия, и его можно обнаружить внутри себя. Нет места выше этого. После этого вы обретете покой, зная, что все в руках Божиих."
#Муджи

Часто мы путаем внутреннее спокойствие с пофигизмом, ленью и бездеятельностью. Однако, в духовной практике существует очень много путей для разных людей.
Одному человеку требуется тишина и уход в горы, леса и т.д., Это путь личного Освобождения или в Буддизме это называют Хинаяной (малой колесницей). Такой человек достигает уровня, когда его личные страсти просто затихают и он находится в блаженном состоянии Нирваны, пока через какое-то время его страсти вновь не проснутся.
Но есть путь, который подразумевает активную деятельность в мире, вдохновение и помощь людям в практике, работа на благо духовного развития в любой сфере деятельности: издание книг, строительство ашрамов, монастырей и ретритных центров, создание групп и коллективов, где человек бы мог развиваться и идти по духовному пути. И это в Буддизме называется Махаяной (Большой колесницей).
И тут нет никакой гордыни спасителя, потому что такая деятельность лишь помогает человеку не заглушить страсти, а полностью их проработать и накопить достаточно добродетели,  чтобы полностью выйти из Сансарической зависимости. То есть обрести абсолютную свободу. При этом люди, которые занимаются тантрическими практиками могут вообще проявлять себя, как угодно, согласно задачам их пути.
Это основное различие двух видов практики!
И многие люди, к сожалению их путают, думая, что духовный практик должен, либо быть мучеником, как в Христианстве, либо  сидеть в позе лотоса в любой ситуации и не проявлять никакого движения ума, как в Индуизме, либо высокопарно восклицать про любовь, как во многих современных Учениях.
Как писал Дзонгсар Кхьенце Ринпоче в книге "Не счастья ради": "Желание вдохновиться, как и тенденция к облому - относительные реакции. Одних людей вдохновляет вид безмятежного монаха с чашей для подаяний, а вторые торчат от вида полупьяного и полуголого йогина.
Некоторые ученики Ваджраяны обретают гораздо больше вдохновения от вида гуру, облаченного в странные одежды, в золотых украшениях, и нарушающего все нормы общества, чем от безупречного монаха. А это, опять же, доказывает, что источники нашего вдохновения как условны, так и субъективны.
И не только мы, каждый из нас, находим вдохновение в самых разных местах, но и то, что вдохновляет 15-летнего юнца, перестает волновать того же человека после сорока."

Нет, духовных путей существует огромное количество, как и существуют разные акцентуации характера у людей.
Как-то так.
#еленакшанти