10 марта 1940 года Памяти М. А. Булгакова

Любовь Сушко
9  марта

Весь день в тумане и дурмане
Шепчу опять – Последний день,
И зеркало всех бесов манит,
И промелькнула чья-то тень.
Ему же только ночь осталась,
Последняя у той черты,
Где только боль еще металась,
И утихала, и цветы,

Те желтые в тумане тают,
И остаются за чертой.
Но как же горько, не хватает,
Дыхания,  и за звездой
Сгоревшей устремился снова,
А там еще звучат стихи,
В печали, в полночи, по-новому
Зачем он просит: -Ты прочти.

Я не могу, мне страшно очень
Я знаю, как и знает он,
Что новой не наступит ночи,
Что по нему сегодня звон,
И как-то все теперь не внятно,
И все-таки читаю я
- О, милый друг, вернись обратно
Сюда, в стихию бытия.

Попробуй-ка не оглянуться,
И вывести ее из тьмы,
- Я ухожу, чтобы вернуться,
И долго будем вместе мы…
Не будем, это все забудем,
В печали у немой черты.
Останется лишь пропасть будней
В которую уходишь ты.

И полночь сменится рассветом,
Но все сильнее будет боль,
И в мире тягостном ответа,
Найти не сможем мы с тобой.
Все так легко, легко и ясно,
Что там, в стихии бытия
Лишь Маргарита ждет напрасно
Печаль извечная твоя

А к вечеру огонь погаснет,
И наконец утихнет боль.
Оставь ее, тут все напрасно,
Опомнись, Воланд там с тобой
А день течет, течет незримо,
Последний, мукам там конец,
И словно у развалин Рима,
Священник, колокол, отец



№№№№№

Кот в зеркале разбитом отразился,
К чему бы это? Разве нам понять,
А доктор на минуту отлучился,
Она склонилась, чтобы его обнять.
А он был тих, как будто спал и видел,
Тот долгий путь в безбрежности полей.
И снился Киев, снова снился Киев
Душа рвалась куда-то и быстрей

Вдруг время полетело, как комета,
Сжигая все на призрачном пути.
Как ярок свет, и вдруг не стало света.
И ясно, что архангел отпустил.
Вернулся доктор, посмотрел устало,
Развел руками, что еще сказать.
Свеча металась, после трепетала,
Потом погасла, вспыхнула опять.

Кот волком выл и вовсе не притворно,
И крест окна чернел там за спиной.
Звучал фагот как будто бы задорно,
А в мире пахло раннюю весной.
Мажорной пенсне радостно внимания,
Явился Мефистофель из глубин.
- Немного опоздал, и я не знаю
Куда ваш Мастер нынче угодил.

- Мне тошно, бес, - она проговорила,
- Не бойся, Анна, в лучшем из миров
Теперь ваш Мастер, жизнь его убила
Не слушала поток каких-то слов.
А он лежал., почти неузнаваем,
Хотя спокоен, больше боли нет,
И птицы на деревьях ворковали,
Сквозь серость снова пробивался свет


Разговор с Бродским о Булгакове

-А ты опять о нем,  не помнимою.
Не вовремя явился, вижу я,
Но что-то это мне напоминает,
Какую-то картину бытия,
Откуда столько  Воланда, скажи мне,
Ты почему так тягостно молчишь?
Мы в этот день становимся чужими,
.А может быть отправиться в Париж?

Но даже там  на улочках знакомых,
Нас встретят бесы, это снилось мне,
И целый мир, когда дорога к доме,
Теряется в той жуткой тишине.
Да, умер он, но кто не умирает,
И все-таки , не можешь ты простить
Всех нас, за то, что живы, сочиняем,
За то, что этот мир продолжит жить.

Как это странно все. И как тревожно,
С уходом одного, забыть про всех,
Он замолчал и смотрит осторожно,
И в голосе звучит печальный смех
И гений показался мне Бездомным,  ,
Но я пыталась суть его понять,
Когда под небом серым и бездонным,
Вдруг всадники появятся опять.

В Венеции на время позабытый,
Мы встретимся, я знаю на заре,
И назовет меня он Маргаритой,
- Смотри, рассвет как будто догорел.
-Откуда столько Бродского? -смеется,
И в ярости поэт уходит прочь,
И нас слепит, не грея больше  солнце,
Когда на мир упала снова ночь