Луганский слесарь Ворошилов и три крупных сектора российской экономики: экстерриториальные зарубежные компании, депрессивный местный бизнес и многоликие олигархи. Полит-экономический очерк.
(1) Специфический тип бюрократа.
«Луганский слесарь» Климент Ефремович Ворошилов (1881 - 1969) представляет собой специфический тип бюрократа.
Он двигался по военной и по государственной линиям.
Он – в прямом и переносном смысле - пережил и Тухачевского, и Василевского, и Вознесенского, и Вышинского, и Королева… (Кто-то дополнит список и Дзержинским, и Менжинским…).
Чем, например, известен Тухачевский? Тухачевский не только успешно руководил войсками во многих сражениях, но он еще имел вИдение новой армии и способность создавать новую армию.
Василевский не отрицал значения героизма и залпов «катюш», но лишь при наличии культуры управления войсками эти и другие факторы начала эффективно работать.
Вознесенский с 19 января 1938 по 10 марта 1941 года и с 8 декабря 1942 по 5 марта 1949 года — председатель Государственной плановой комиссии при Совете народных комиссаров (Совете министров) СССР. Кандидат в члены, член Политбюро, член ГКО.
Вышинский – Тегеран-Ялта-Потсдам, Нюрнбергский трибунал.
Королев – Космическая программа СССР…
Приходили и уходили Тухачевские, Воскресенские, Вышинские… Удалялся в группу инспекторов Василевский. (Почему бы Сергею Королеву не стать Председателем Президиума Верховного Совета СССР? Ну, Николай Воскресенский попробовал…).
А луганский слесарь Ворошилов оставался в Кремле…
Такой вот специфический бюрократический тип…
(2) Три крупных сектора российской экономики.
Бизнес требует движения ума и создает определенную широту мировоззрения, выводит человека на определенный уровень самостоятельности.
Следовательно, успешный бизнесмен потенциально политически опасен – как самостоятельно действующий политический субъект.
Препятствовать политической активности бизнеса можно путем проведения политики депрессивности.
Но как получить экономическое развитие без повышения уровня политической активности?
Начать нужно с того, что сколько-нибудь крупный местный бизнес преобразуется в бизнес олигархический. Олигархи – это люди с определенными способностями, но – отличающиеся лояльностью… Они – и "кошельки", и представители, и влиятельные фигуры… Но не та у них культура, и не тот у них уровень знаний и способностей, чтобы заниматься сложными вопросами развития науки и техники, создания брендов, проведения нестандартных рекламных акций, выстраивания сложных организационных структур…
Для сложных сфер нужны люди иной культуры. Это – представители зарубежного бизнеса.
Им предоставляются своего рода эксклюзивные права, высочайшее внимание, некое подобие экстерриториальности. Естественно, они не лезут в политику…
Итак, три крупных сектора экономики: зарубежные компании, местный бизнес, олигархи…
Я передаю читателям эту идею в виде интеллектуального мега-гранта.
Эту идею можно было бы развить.
Ее можно было бы перевести в область практических рассуждений и рекомендаций – с учетом условий и требований сегодняшней ситуации.
Как только ассигнования на экономическое отделение Академии Наук будут перенаправлены в мой адрес, я займусь этим…
10 марта 2022 г. 20:41
{ 2849. Луганский слесарь Ворошилов и три крупных сектора российской экономики: экстерриториальные зарубежные компании, депрессивный местный бизнес и многоликие олигархи. Полит-экономический очерк.
MMDCCCXIX. Lugansk locksmith Voroshilov and three large sectors of the Russial economy: the extraterritorial foreign companies, the depressed local businesses and the multifaceted (versatile) oligarchs. A polit-economic essay. }