К вопросу об ядерной энергии

Михаил Клыков
За окном электрички мелькали зеленеющие весенние перелески и луга, домики подмосковных дачных посёлков. Журналист Юрий Криницын смотрел на проносившийся за окном пейзаж. Он любил весну, особенно это время первой зелени, пробуждения природы после зимней спячки. На очередной «дачной» станции в вагон вошли двое — молодой парень и пожилой мужчина с «профессорской» бородкой. Старший собеседник был знаком Юрию — с давним оппонентом «прославившегося» несколько лет назад отчаянного «борца с лженаукой» профессора Георгия Знаменского доктором физико-математических наук Евгением Матвеевым журналист не раз встречался по своим журналистским делам. Неожиданно до его слуха донёсся любопытный разговор, который собеседники, видимо, вели ещё на платформе…
– …Вспомните хотя бы Мохенджо-Даро ! — горячился младший из собеседников, присаживаясь на сиденье за спиной Юрия.
– А что случилось в этом древнем индийском городе? — усмехнулся старший, поприветствовав Юрия и присаживаясь напротив юного оппонента.
– А вы не знаете? — усмехнулся собеседник. — Этот город был уничтожен ядерным ударом! Ещё в глубокой древности!
– Такие разрушения мог причинить и обычный метеорит, — пожал плечами Евгений. — Сила взрыва, например, Тунгусского тела достигала нескольких мегатонн, а Челябинский метеорит грохнул на все пятьсот килотонн.
– Вы не понимаете! История полна тайн. И историки тщательно скрывают эти тайны и факты от нас!
– Зачем? — изобразил удивление Евгений.
– Как зачем?! Это бы разрушило привычную картину мира! Есть немало фактов, говорящих о том, что до конца восемнадцатого века на Земле была высокоразвитой, но затем произошла катастрофа и нас отбросила в историческом прогрессе чуть ли не эпохи возрождения!
– Неужели? — усмехнулся Евгений.
– Посмотрите сами, — собеседник профессора показал ему что-то на планшете. — Такие статуи не создать руками. Для такой работы нужна высокоточная техника, специальные станки, лазерные резцы, специальные реактивы для обработки камня. И если такие шедевры существуют, значит все эти технологии уже были у мастеров тех времён.
– Алексей, послушайте меня, человека, увлекающегося не только наукой, но и ремеслом. Я, как вы знаете, увлекаюсь стеклодувным делом. Так вот, видите вот эту работу? Так вот, эту стеклянную медузу я сделал без всяких станков и прецизионной техники. Мастера просто хорошо знали камень и способы его обработки. У меня есть знакомый кузнец, который с помощью одного ручника и зубила выковать розу, не отличимую от настоящей. И, скажу вам, изготовление такого шедевра считается у них простой ученической работой.
– И всё же! — продолжал горячиться собеседник. — На Земле в конце восемнадцатого века произошла катастрофа, отбросившая нас на века назад! Как вы объясните, что в городах откапывают целые этажи старинных зданий, ушедшие под Землю! Да, вы объясните это просадками грунта, накоплением культурного слоя. А я вам скажу — не может такой культурный слой накопиться за какое-нибудь столетие! Так улицы городов может залить только мощнейший сель!
– Всемирный потоп, понимаю… — улыбнувшись, кивнул профессор.
– А как вы объясните это? — парень вновь показал что-то на планшете. — Фотографии совершенно пустых городов! Ни одного человека! Потому что жители покинули города! А картины руинистов ? Такое невозможно придумать! Это можно писать только с натуры! Города Европы, лежащие в руинах!
– И при этом нет ни одной картины, изображающей лежащие в руинах города Азии, — усмехнулся профессор. — Тогда начала активно развиваться археология и художники, чтобы понять открытия этой науки, решили представить, как будут выглядеть современные им города в таком вот антично-руинном облике. А воображение художника, уж поверьте мне, художнику — это страшная штука! — рассмеялся Евгений.
– А как вы объясните это? Транссиб проходит по Сибири, а на фото строительства этой дороги нет ни одного дерева! Где знаменитая сибирская тайга, где? Нету её, потому что её уничтожила грандиозная природная катастрофа. И сейчас в Сибири нет деревьев старше 200-300 лет! — торжествующе заявил Алексей.
– Потому что их регулярно вырубают для лесоразработок. А там, где есть древние деревья, нога человека, как правило, если и вступала, то очень и очень редко. А большая часть трассы Транссибирской магистрали проходит по Южной Сибири, которая представляет собой степь. Географию надо учить, молодой человек. Кстати, весьма странно, что в Америке сохранились деревья, которые помнят ещё времена Цезаря и Клеопатры.
– А эти фотографии? Ночные города освещённые электрическим, — собеседник Евгения сделал ударение, — светом. Электрическим!
– Вы противоречите сами себе, — улыбнулся в ответ профессор. — По-вашему, руинисты писали разрушенные города Европы, отброшенной катастрофой в средние века, а более поздние фотографы снимают покинутые жителями совершенно целые… Целые! …города, которые зачем-то освещаются по ночам электрическим светом. Эти фотографии объяснимы. Просто для многих из вас, привыкших за столетие к цифровым фото, неведомы техники химической фотографии. А всё очень просто. Из-за низкой чувствительности плёнки выдержка на этих фото была крайне длинной. Да и снимали такие фото, как правило, ранним утром. как раз для того, что было как можно меньше прохожих, а те, что и мелькали, при такой выдержке просто не оставляли следов на плёнке. Этим объясняются и ночные фото — даже сальная свеча при таком промежутке времени превратится на фото в дуговой прожектор.
– И всё равно, я не соглашусь с вами, Евгений Николаевич! И мы ушли от нашей темы. Вот, хотя бы, пожар Москвы 1812 года. Такой штормовой пожар мог вызвать только ядерный удар. Как в Хиросиме!
– В Москве просто был вывезен весь инвентарь для тушения, и город был подожжён в нескольких местах. А плотная деревянная застройка, сухая погода и ветер способствовали пожару. В Нагасаки, также подвергшемуся ядерному удару, пожар был лишь крупноочаговым, с которым выжившие жители достаточно быстро справились. А в Хиросиме огненному шторму способствовала сухая ясная погода и легковоспламеняющиеся материалы построек. Да и главной причиной пожара была не световая вспышка, а опрокинутые ударной волной жаровни в домах. Чтобы вызвать аналогичный огненной шторм в Гамбурге, который называют «немецкой Хиросимой», англо-американской авиации хватило лишь обычных фугасных и зажигательных бомб.
– И всё же не соглашусь с вами профессор! Остались даже документальные свидетельства этому. И я по-прежнему утверждаю, что энергия ядра и возможность её применения в военных целях была известна людям ещё в давние времена!
Юрий всё это время, притворившись спящим, прислушивался к спору, разгоревшемуся у него за спиной. Сколько раз он спорил с такими вот разоблачителями тайн истории и любителями «криптонауки». Но что-либо доказать им, как правило, не удавалось. Эти борцы за историческую правду умело подгоняли любые факты под свою теорию, порой откровенно искажая их или просто вводя оппонента в заблуждение. Вот и сейчас… Юный Алексей явно стал жертвой очередного разоблачителя. И у Юрия родилась идея… Коварно усмехнувшись, он пересел к спорщикам.
– Вы извините, Евгений Николаевич, что ввязываюсь в вашу дискуссию. Но я просто слышал отрывки вашего разговора и, знаете ли, пожалуй, поддержу точку зрения вашего юного оппонента. Энергия ядра и её военное применение, действительно, уже давно известно человечеству.
– Вот видите! — горячо воскликнул парень. — Вы же Юрий Криницын, журналист «Популярной науки», так?
– Да, рад познакомиться…
– Алексей. Вы действительно не сомневаетесь в данном факте?
– Полностью уверен в нём, — усмехнулся Юрий.
– И на чём же основывается ваша уверенность? — с долей ехидцы спросил его профессор.
– В исторических фактах, — спокойно ответил Криницын. — О применении энергии ядра и ядерных боеприпасов упомянуто в том числе и в исторических документах. Взять хотя бы хроники Северной войны. В описании хода Полтавской битвы прямо говорится, что позиции шведов были подвергнуты ядерному артобстрелу. И именно этот ядерный удар по шведским войскам ошеломил их и был одним из факторов, приведших к победе русской армии. Или, например, указ Екатерины об открытии Луганского казённого ядерного завода, назначением которого было изготовление ядерного снаряжения для артиллерийских зарядов.
– Да! Вот этот указ! — Алексей с торжеством протянул планшет профессору. — Об изготовлении ядерных… Ядерных! …снарядов для нужд артиллерии.
– Да, но… — попытался возразить профессор…
– Во многих источниках, рассказывающих о Первой обороне Севастополя, прямо указывается, что жители города укрывались от ядерной бомбардировки английской эскадрой, предшествовавшей штурму, под мостами и в подвалах каменных зданий. И именно эта бомбардировка стала причиной многочисленных городских пожаров.
– Но тогда подобные эпизоды нашли бы отражения и в народном творчестве, и в художественной литературе, — с некоторым сомнением возразил профессор.
– А они есть, Евгений Николаевич, — торжествующе парировал Криницын. — Взять хотя бы Михаила Юрьевича Лермонтова и его «Бородино»! Там эпизоды применения артиллерией ядерных боеприпасов представлены довольно образно и поэтично!
– И вы можете процитировать? — удивлённо переспросил Евгений.
– Конечно! Вот, слушайте: «…и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел…»
– Простите, Юрий Тимофеевич, а о какой ядерной энергии вы говорили? — внимательно посмотрел на него профессор.
– Как о какой?! — изобразил удивление Криницын. — Об энергии ядра! Если быть точным, о кинетической энергии летящего чугунного ядра и о применении боеприпасов с ядрами полевой и осадной артиллерией. Простите, а вы о чём подумали? — выразив удивление по поводу будто бы внезапно озарившей его догадки, спросил Юрий, пряча улыбку в густых недавно отпущенных усах.
– Ну, Юра, ну, купил!!! — расхохотался Евгений. — Знал ведь, что ты тот ещё шутник и купился!!! Надо же! Старею, старею…
– А вы, молодой человек… — Юрий обратился к юному собеседнику.
– Это Алексей, мой лучший ученик, будущее светило физики, уверяю вас, — представил своего оппонента Евгений.
– Так вот, Алексей. Вам стоит научится более критично относится ко всяческим подобным фактам и доказательствам, и уметь анализировать. Иначе можете снова попасть впросак, как сегодня.
– Учту, Юрий Тимофеевич, — улыбнулся в ответ парень. — А неплохой получился розыгрыш, надо будет с ребятами поделиться, — и Алексей заговорщицки подмигнул спутникам.