Бусинки мои. Гастролёры. Часть 1. Д. Покрасс

Вадим Гарин
Фото Дмитрий Покрасс из интернета в свободном доступе.

                Уже больше недели голова забита событиями на Украине и всем, что с ними связано. Написал миниатюру «Едут наши казаки», и непроизвольно целый день в голове звучала песня про Донских казаков Дмитрия и Даниила  Покрассов и Цезаря Солодаря.  Непроизвольно всплыли воспоминания о встрече с Дмитрием Покрассом в Воронеже.
                Тогда я учился, скорее всего, на третьем курсе мехфака Воронежского лесотехнического института (точно не помню). Это было замечательное время. Я занимался всем подряд. Спортом, музыкой… Любил воронежский музыкальный театр, ходил в филармонию и, конечно, не пропускал любых гастролёров. В порядке «чёса» многие эстрадные звёзды того времени работали не только в театре или филармонии, но часто и в институтах города. Вот о них хочу вам рассказать.
                Когда увидел афишу Дмитрия Покрасса в фойе института, не поверил глазам. Как это он залетел к нам? Лауреат Сталинской Премии, Заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный артист РСФСР (Народного СССР ему присвоили позже, в 1975г.). А главное, Покрасс сражался в рядах легендарной 1-й Конной армии!
                По молодости и глупости я пошутил как-то во время приезда в отпуск мамы с моим отчимом Борисом Марковичем Герцештейн-Долиновым, который всю войну провоевал в кавалерии со своим конём Орликом. Я, посмеиваясь, рассказал ему, что самый смешной и короткий еврейский анекдот – это евреи- конники, он и Дмитрий Покрасс! Отчим обиделся насмерть, а мама «отчитала». Отчим не разговаривал со мной дня два. И поделом… дурак дураком, и шутка дурацкая!

                И вот Покрасс у нас в институте! Наше поколение помнит фильмы «Мы из Кроштадта», «Если завтра война», «Трактористы», музыку к которым написал Дмитрий Покрасс. А его брат Самуил в 1920 написал песню "Красная армия всех сильней", что, впрочем, не помешало ему позже эмигрировать в США.
                И, наконец, песня, благодаря которой появилась эта бусинка – «Казаки в Берлине».
                Уже одно то, что она появилась в знаменательный день 9 мая 1945 года, говорит о её значимости!
                Поэт и военный корреспондент Цезарь Солодарь в ночь с 8 на 9 мая присутствовал на историческом событии — подписании гитлеровским фельдмаршалом Кейтелем акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Утром он уехал по разрушенным улицам Берлина на аэродром и по дороге стал свидетелем эпизода, который и лёг в основу песни.                 «Утром Солодарь улетал в Москву. В самолёте, под впечатлением этого мимолётного, но символического эпизода, он написал в своём блокноте: «По берлинской мостовой кони шли на водопой...» и далее, почти-что не задумываясь, в поэтической форме описал увиденное. В Москве он сразу же отправился к композиторам братьям Покрасс, известным склонностью к «кавалерийской» тематике, и показал им своё сочинение.
                - Раз воспевается конница, мы (с братом) не можем не писать, - сказал Дмитрий Покрасс, - только нужен короткий, лихой припев!
                И тут же сам предложил такой текст: «Казаки, казаки, едут, едут по Берлину наши казаки». Так родилась последняя песня Великой Отечественной Войны – за один день! Песню впервые исполнил Иван Шмелёв.

                По берлинской мостовой
                Кони шли на водопой.
                Шли, потряхивая гривой, кони-дончаки.
                Распевает верховой:
                «Эх, ребята, не впервой
                Нам поить коней казацких из чужой реки!»
                Казаки! Казаки!
                Едут, едут по Берлину наши казаки.

                И вот я с приятелем, музыкантом из нашего эстрадно-хореографического ансамбля «Весна», трубачём Славкой Духаниным, сидим на концерте-встрече с Дмитрием Покрассом. Актовый зал заполнен битком, а он у нас один из самых больших в институтах города – рассчитан на шестьсот мест! В нём крутили кино, часто приезжали заезжие гастролёры, проходили смотры художественной самодеятельности и, конечно, все торжественные мероприятия.
                Покрасс приехал один. Это был очень подвижный, взрывной пожилой полный человек низкого роста, но с пружинистой молодой походкой, не  красивый, но очень обаятельный. Он мгновенно завладел залом. Рассказывал так увлекательно, что я забыл обо всём на свете, развесил уши и слушал, слушал… А начал он с того, что сыграл на рояле попурри из собственных произведений.

                Подскочил к роялю (именно подскочил, а не подошёл) и «забарабанил» с такой энергией, что заразил своей музыкой весь зал. Играл он великолепно:
                - Белая армия, чёрный барон, снова готовят нам царский трон, но от тайги до британских морей Красная армия всех сильней, - запел он. Затем зазвучал марш Кавалеристов, а когда Покрасс запел:
                - Броня крепка и танки наши быстры, и наши люди мужеством полны. В строю стоят советские танкисты, своей великой Родины сыны, - зал встал, и загремели овации, а он, не обращая ни на кого внимания, продолжал уже другой марш, - артиллеристы, точней прицел! Разведчик зорок, наводчик смел! Врагу мы скажем нашей Родины не тронь, а то откроем сокрушительный огонь.
                Зал начал нестройно подпевать следующую песню:
                - По военной дороге шёл в борьбе и тревоге боевой восемнадцатый год. Были сборы недолги, от Кубани и Волги мы коней поднимали в поход. - Вдруг взорвался мощный аккорд, и зазвучало :
                - Дан приказ – ему на запад, ей – в другую сторону. Уходили комсомольцы на Гражданскую войну.
                Эту песню пел уже весь зал, и мы со Славкой старались вовсю! Зал был завоёван.
                Потом Покрасс рассказывал… Он говорил так же эмоционально, как и играл. Рассказывал о детстве, братьях, учёбе в московской и киевской консерваториях. Отец Покрасса, Яков, был совладельцем продуктовой лавки в Киеве, но очень любил музыку и хорошо играл на скрипке, а Дмитрий и его братья, рано выучившись играть на музыкальных инструментах и желая поработать, играли, пели, отбивали чечётку на украинских, русских и еврейских свадьбах, праздничных вечеринках и других подобных мероприятиях, справляемых на окраинах Киева.
                Мне запомнился эпизод, как Дмитрий Покрасс по случаю аккомпонировал Фёдору Шаляпину. Не помню точно, но аккомпаниатор Шаляпина то ли внезапно заболел, то ли по каким-то другим причинам опоздал или вовсе не явился на концерт, и Шаляпину рекомендовали заменить его Дмитрием Покрассом, который находился за кулисами. Он очень волновался, просматривал ноты, и кто-то из шутников, коих в артистической среде всегда хватает, посоветовал ему «украсить» партитуру мелизмами, которые по рассказам очень любил Шаляпин.
                - И вот я, - рассказывал, Покрасс,  - послушал шутников и начал сыпать форшлаги, трели, морденты… А оказалось всё наоборот: Шаляпин терпеть этого не мог. Он любил строгий, академический аккомпанемент.
                - Когда закрылся занавес, - горестно рассказывал Покрасс, - бас бил меня ногами, а я вертелся мячиком.
                Я живо представил себе эту картину: здоровенный мужик – барин, Шаляпин во фраке, пинает маленького живчика Покрасса, который катается по сцене и скулит!

                В те времена я хоть и занимался, в основном, эстрадой и джазом, но был в музыке всеядным. Любил любую музыку. Оперу, романсы. А Дмитрий Покрасс с братом Даниилом писали чудные романсы. Их часто исполняли. «Стыдливая чайная роза» (Д. Покрасс и П. Герман) до сих пор один из любимых романсов, особенно в исполнении Нани Брегвадзе, а «Дни за днями катятся», «Всё, что было» – удивительная музыка! Я передал записку Покрассу, но он романсы не захотел играть. Любители романса, посмотрите в интернете. Сейчас всё можно найти и послушать – не пожалеете!
               
                Записок было много. В большинстве просили исполнить песни военных лет. «Если завтра война» – слова написал В. Лебедев-Кумач, «Три танкиста» с энтузиазмом спел с Покрассом весь зал, «На границе тучи ходят хмуро, край суровый тишиной объят» и, конечно, «Казаки в Берлине»!

                Рассказывал он увлекательно, и слушали его охотно. Он здорово владел залом. Думаю, если бы он не был композитором и музыкантом, его конферанс пользовался бы огромным успехом.
                А закончил он выступление песней, которую весь зал пел стоя:
               
                Утро красит нежным светом
                Стены древнего Кремля,
                Просыпается с рассветом
                Вся Советская земля.

Эта песня братьев Покрасс на слова Лебедева-Кумача многие годы звучала у нас по радио ежедневно в утренние часы и по своему значению считалась второй после гимна.


Продолжение следует, а "рихтовал", как всегда мой друг В.Теняев