Свобода воли. Как с ней жить?

Валентин Кононов
     Лет двадцать назад, впервые заинтересовавшись вопросом о свободе воли, я придумал обоснование её существования на основе теории игр. Мы не знаем, сказал я, существует свобода воли или нет, но давайте предположим, что её нет. Тогда совершенно не важно, поставим ли мы на то, что она есть или на то, что её нет – выигрыш  нулевой, потому, что от нас ничего не зависит.  Но если предположить, что свобода воли есть, то вера в неё делает нас  сильнее и может привести к выигрышу, а убеждение в её отсутствии в лучшем случае даёт тот же нулевой результат.
     Психолог возразил мне: а почему вы думаете, что вера в свою свободу делает людей сильнее? Груз ответственности многих, наоборот, лишает силы и уверенности!
     О теоретических основаниях полагать, что свобода воли существует в нашем жёстко детерминированном мире, я писал в заметке "Свобода воли. И всё-таки она есть!" (http://proza.ru/2018/11/21/1882) и обзоре "О свободе воли подробно" (http://proza.ru/2019/03/14/2212). Но важен и психологический аспект проблемы, которого я не затрагивал. Есть люди, которые страшатся свободы (хотя даже они ежедневно ей пользуются). А страх увеличивает вероятность поражения.
     Американский психолог Мартин Селигман полвека назад основал новое направление в науке – позитивную психологию. Если традиционно психологи борются с различными проблемами психики, то "позитивники" стараются сформировать у человека установку на достижение целей и реализацию своих возможностей. Сегодня множество коучей эксплуатируют эту тему, получая стабильный процент с того выигрыша, который даёт их ученикам вера в свою свободу.
      Впервые Селигман задумался над ролью свободы, когда не сумел приучить собак разбегаться при звуке специального сигнала. Чтобы приучить его бояться, собак фиксировали, подавали сигнал и (не было ещё зоозащитников) били током. После нескольких уроков их перевели в вольер с низкой оградой и подали сигнал. Собаки легко могли избежать боли, перепрыгнув заборчик, но вместо этого лежали и скулили. А собака, не прошедшая "курс обучения", быстро всё поняла и сбегала от наказания. В подобном опыте с людьми физических наказаний, разумеется, не было. Студентов попросили составить название стран из наборов букв. Но одной группе давали правильные наборы, и они с задачей справлялись. А другим десяти студентам пять раз подряд давали наборы с ошибкой, так что никакого ответа они получить не могли. И, когда шестой набор оказался правильным, только двое, самые упорные, решили задачу, а восемь, не приложив особых усилий, снова сдались. Состояние апатии и отказа от попыток преодоления трудностей психологи назвали "выученной беспомощностью".
     В жизни бывает много обстоятельств, когда человека осознанно или невольно отучают прилагать усилия для достижения цели. Кто-то не может найти работу, и, получая отказ за отказом, опускает руки, уверившись в своей никчёмности. Кого-то гнобит начальник или коллеги, постоянно выискивая изъяны в работе. Не реже проблемы возникают и в семье, если кто-то из её членов (как правило, взрослый) терроризирует другого (других), выдумывая всё новые основания для придирок, раздавая наказания и поощрения вне зависимости от поведения жертвы.
     Потерять желание добиваться своих целей человек может и в благожелательной обстановке. Если бонусы можно получать, не ударяя пальцем о палец, зачем стараться? Именно хаос, отсутствие зависимости наград и наказаний от прилагаемых усилий лишает человека воли. Незаслуженные наказания ведут к депрессии, незаслуженные поощрения воспитывают инфантильность, которая не менее больно бьёт по человеку и его окружению, когда условия меняются.
     Можно ли бороться с  выученной беспомощностью? Когда бушует шторм, справиться с окружающим хаосом сложно. Но пока есть хоть малейшая возможность воздействия на обстоятельства, надо её использовать. Если доходит до депрессии, психологи советуют просто что-то делать. Всё, что угодно, всё, что можете. Например, завести цветы и ухаживать за ними.  Чтобы что-то изменить в жизни, начинать надо с малого. Возьмитесь за то, что не может не получиться – и, обязательно  отметив свою победу, поставьте новую, немного более серьёзную цель. Действуйте упорно и методично. А после неудач, которые непременно будут, надо спокойно разбираться в причинах и искать способ преодоления препятствий.
      Если порождает апатию хаос, то побеждает уверенность в своих силах и опыт преодоления трудностей, который не появляется за пару дней, но постепенно накапливается – надо только раз за разом пробовать. Не удастся управлять тем, что более разнообразно, чем ты сам. Поэтому одно из важных правил – креативность. А она невозможна без знаний. Нельзя зацикливаться на одном деле, средстве, подходе, надо искать разные варианты во всём. И, разумеется, гораздо легче идти вперёд, если поддерживают родные, друзья, коллеги.
     Итак, признание наличия свободы воли даёт человеку большие возможности, хотя и делает жизнь беспокойнее. Жить, управляя своей судьбой, подчиняя её своей воле, можно. Соберите группу поддержки (если никого нет, сойдёт и кошка или тот же цветок на окне), найдите и изучите область приложения усилий, поставьте разумную и добрую задачу и набирайтесь опыта в её решении.
     Важно только помнить, что свобода одного человека кончается там, где начинается свобода другого. Ещё Платон полагал, что свобода воли представляет некоторую опасность, потому что излишне свободный человек склонен к бунту. По крайней мере, излишне свободный человек усложняет жизнь окружающим. Но с ростом знаний свободных людей становится всё больше. Поэтому, развивая и воспитывая свою волю, внимательно смотрите по сторонам.  Удачи!