Из Романа If you get me, о Мавзолее Мухаммеда V

Беннани Ирен
Отрывок из Романа


Романа: «If you get me»
Роман «Если ты достанешься мне»
Беннани Ирен, 2020 год.


Второй шанс, увидеть знаменитую древность, минарет ислама, уцелевшую Башню Хасана, Мавзолей Мухаммеда V.

В одно из первых посещений Марокко, Людмиле доводилось посещать Мавзолей Мухаммеда V, но рассмотреть, Башню Хасана, знаменитый архитектурный памятник средневековья, как следует, не удалось, то посещение  было в тёмное время суток. А по иронии судьбы в предшествующий визит пятнадцатью годами ранее, она была в  Марокко, как и сейчас во время празднования Рамадана.
Теперь предстал второй шанс, увидеть знаменитую древность, минарет ислама, уцелевшую Башню Хасана. И не чудо ли, оказаться  на площади среди множества колонн, останков мечети Хасана в кои - то веки, башню самую высокую в мире. «Как странно, - подумалось ей, - всё повторяется…,  со второй попытки, как и эта поездка».
У ворот, у входа на площадь с колоннами, на конях гордо восседали два конных гвардейца и  помпезный вид всадников, придавал моменту торжественность …, взгляд  привлекали изумрудного цвета знамёна, с гербом королевской символики, что гвардейцы держали в руках. 
Минуя ворота, рука об руку Людмила  с Люджейн, одетые в брючном стиле: Дочь как всегда не преминула покрыть  платком голову, в отличие от Людмилы без головного убора, с волосами,  собранными в высокую причёску, женщины следовали по исторической площади, в то время как Дези на самокате умчался вперёд, а зять Людмилы плёлся в хвосте.
Вскоре они все оказались между минаретом, Башней Хассана и Мавзолеем Мухаммеда V, что разместились на территории исторического комплекса султана. Несмотря вечернее время, перед закатом на площади у мечети и перед исторической частью  музея, Мавзолея Мухаммеда V, было достаточно многолюдно. Повсюду сновал народ, все они; местное  население, группы туристов и отдельные посетители  прогуливались между колоннами, попеременно фотографируясь то, у башни то, на ступеньках у Мавзолея Мухаммеда V.  По светлому мрамору широких ступеней в размеренном и в непрерывном  потоке и все они; мусульмане, европейцы, туристы всех континентов, казалось, плыли с площади вверх, неспешно перемещаясь  вовнутрь погребального сооружения; мавзолея белого мрамора,  с куполами зелёного цвета, символикой королей то, входя в усыпальницу то, покидая гробницу:  Мавзолей, установленный властями в единстве с народом, в память о Мухаммеде V: Мухаммед явил собой первого короля Марокко после освобождения страны, бывшей колонией Франции. 
Сооружение Мавзолея велись почти десять лет,  строительство  было завершено  в 1971 году. Мавзолей Мухаммеда V,  гармонично вписался в панораму исторической площади, в традиционную архитектуру столицы Марокко».
Проследовав вверх к Мавзолею Мухаммеда V по светлым мраморным ступенькам  и стоя на площади пола в плитках со звёздами, Людмила обратилась с просьбой:
 - Пожалуйста,  сними небольшое видео у мавзолея, я и не ожидала, увидеть такого; мраморный пол с выбитыми углублениями – звездами.  Не могла и представить,  подобного; таких ощущений…, кинозвезды, шагающей,  в Голливуде.
Воин, стоявший при входе, не возражал против снимков на его фоне, Люджей сделала несколько фото,  прежде чем они влились в  хвост людского потока, перетекая  вглубь мавзолея.  Словно в песочных часах, мерялись интервалы,  посетители частями просачивались под  своды бирюзового  купола, в величественной красоте, в вечерних бликах заходящего солнца, покрывающего вечный покой королей и принца монаршей династии.
Войдя в мавзолей, следуя вдоль балкона, опоясывающего зал, по стенам его в мозаичной плитке шёл  орнамент тонкой ручной работы традиционного стиля; сплетения геометрической формы узоров.  Проходя вдоль балкона, Людмила смотрела из галереи в глубину квадрата отверстия занимающего основную площадь зала, что расположено между описывающими его стенами; по периметру с балконами: Сверху с открытого пространства зала просматривалась погребальная комната. Из глубин квадрата до посетителей  гробницы доносилось монотонное пение, достигающее высот купола, льющиеся в не прерывном чтении Корана. Чем удостаивались только избранные священнослужители государства, как и этот человек внизу в белом, на расстеленном ковре, за чтением Корана, обращённый лицом к Мекке . потолка, с резьбой в позолоте. вверх, достигая пространства балконов.
Ориентируясь по солнцу сидящий  на пятках в центре мавзолея у белого саркофага,  поднимал руки на уровень лица, ладонями в сторону киблы и произносил такбир . Взяв за запястье левую руку правой, он прижимал их к груди и произносит первую суру Корана  , а после нее какую - ибо короткую суру Корана. После чтения аятов из Корана с произнесением хвалы Аллаху. Выпрямившись, почти неподвижно сидящий чтец, в монотонном пении, на коленях, совершая суджуд , обратился в молитве: - Да услышит Аллах того, кто восхвалил его, - произнося на арабском.
Затем, выпрямившись, сидя в джилса , произнёс:
- О, Аллах прости меня.
Далее молящийся, во втором и последнем ракаате читал молитвенную формулу «ташаххуд», а после его завершения в последнем ракаате произносил приветственную формулу:
- Мир вам и милосердие Божье, -  направо и налево.
 Вместе с дочерью Людмила смотрела вниз, проходя вдоль балкона, опоясывающего зал. По периметру стены в мозаичной плитке  украшали  орнаменты  тонкой ручной работы традиционного стиля; сплетения геометрической формы узоров. 
На балконе, в каждом из четырёх  углов, в зелёно-красном камзоле, в брюках - галифе, что были заправлены в сапоги и непременно, с саблей наперевес стоял охранник. Особое внимание посетителей, было, приковывало к могиле  Мухаммеда V, марокканского короля с начала до середины XIX столетия. Султана, который при жизни не однократно поддавался изгнанию, гонению,  в те времена воевавший за независимость государства.
В королевской усыпальнице, в ряду саркофагов, в одном из которых и обрёл упокоение султан, Мухаммеда V,  располагались могилы его сыновей, а также саркофаг принца Мулай Абдулы. В одной из могил содержался прах  короля Хассана II, сына Мухаммеда V. 
«После смерти монарха Мухаммеда V, - как описывается в истории о возведении и строительстве этой гробницы,  - в 1961 году  дизайном  этого Мавзолея на протяжении 10 лет занимался Хассана II», - ныне покоящейся в семейном склепе. Как известно, в стране при  правлении Хассана II, был демократический ислам, значительно расширивший традиционные  границы  ислама, в ту пору в королевстве придерживались светских взглядов дружественной страны - Франции.
Теперь монархия шагнула назад от царящей в стране толерантности взглядов, которые были привнесены в её культуру во время правления  короля Хасана II к традиционному исламу, чему наглядным  свидетельством и стало поведение и настроение семейного клана Беннани. «Куда подевались весёлые праздники  с музыкантами, а иногда и с танцовщицами,  развлекавшими посетил ей,   старинных залов  просторных гостиных, которые как бывало прежде, собирались  в гостеприимном доме аристократического рода?
Традиции похоронены и распроданы по частям, алкающими наследниками этого дома, все они давно разбрелись в разные городские кварталы…, казалось бы, дом на Оранжевой жил пока Мы, Зубида, представительница древнего рода не отошла к праотцам». Людмила вышла с задней стороны  фасада, обходя  снаружи беломраморный мавзолей, как будто бы повинуясь незримому поводырю, по наитию, сделав круг, отдавая дань уходящим столетиям,  казалось,  что в такое мгновение завершая процесс, совершается  обряд похорон всего того, минувшего времени, своих былых ощущений столичной жизни, в которой более десятилетия,  жила и она в семейном круге клана Беннани и недавнего своего представления Марокко.
 «Вот и он,  старинный  дом вблизи  Медины и оживлённого перекрёстка дорог, отходящей дороги вправо  через арку  древней стены, в центральной части Рабата. В четырёх этажной  череде  домов на Оранжевом переулке… и  кольцо, за него и сейчас  можно ухватиться рукой и…, постучать в тяжёлую оббитую металлом дубовую дверь, в ожидании, пока не распахнут  тёмную дверь, а быть может и Деда ?
Как когда - то прилетев в Касабланку, затем на автомобиле в Рабат, когда впервые она входила в дом с маленькой Люджейн…, грезятся те года, при входе -  мы – Зубида подающая финики и стакан молока…, когда – то и они с Люджейн  жили тут.  А нынче только призраки дома, и прислуги Мы – Зубиды, Фатимы. И потому любимая  чернокожая Деда не встретит больше у двери.
А там,  за наружной дверью, закруглённая светлая лестница, что ведёт от главного входа к двум частям дома: к апартаментам наверх от двери слева, поднимаясь по более узкой бело - мраморной лестнице, а через правую дверь, проход к гостиным салонам и на одну из террас.
Если открыть правую дверь, от главного входа то, минуя пространство между двумя гостевыми залами,  повернув к круглой извилистой лестнице,  позади которой, останутся  залы гостиной, по ней можно подняться наверх, до второй просторной террасы – крыши дома. С плоской поверхности крыши  открывается панорама  на дома и улицу вниз, из середины террасы, сквозь отверстие стеклянного квадратного  купола, можно заглянуть внутрь дома. Оттуда увидим центральную крестовидную часть – небольшой зал. От него влево и вправо идут два салоны с диванами вдоль мозаичных стен. Напротив крестовидной части зала - двухкомнатные апартаменты-хранительницы дома Мы – Зубиды».
После осмотра королевской гробницы, Людмила спустилась на площадь, проходя мимо многочисленных оснований колон, по пути, следуя  к минарету, она наблюдала за Дези, к которому подходила Люджейн, тем временем, мальчик, маневрировал на самокате между колоннами. Людмила обернулась к Башне Хасана, рассматривая  барельеф в виде решетки и стрельчатых арок стен в  розовом камне. А тут голос Люджей:
- А может находиться Энрико?
Она пояснила: - Он там, с туристками, которые обратились ко мне, чтобы я сделала снимки.  Но я, направила женщин к нему, с его прекрасной практикой речи в английском, он лучше сфокусирует кадры, тех двух иностранок.
Людмила улыбнулась, признавши возможным: «что мужчине надо отвлечься от постоянных хлопот, мало того, что все дела в доме он взвалил на себя, но и от постоянной слежки его и контроля,  сдают  нервы».   Людмила посмотрела  на дочь, Люджейн в стороне  лицезрела супруга: Тогда, как он, в любезностях распрощался с двумя иностранками, по - вероятности, Англичанками. И тут Людмила задумалась, попытке найти ответ на недавний вопрос; каким она видит Энрико? Признав, «что не может понять какой он; Заботливый и приятный, располагающий к себе человек или в действительности под мимикой маски, он  скрывает …пока не распознанное лицо?» Ощутив, почему какое - то гнетущее состояние, от присутствия супруга Люджейн, этого зятя испанских кровей, этого «Фаршадо ра» ?»
Свежесть сумерек опускалась на  площадь у усыпальницы, с заходом солнца становилось особенно зябко, нетерпимо холодным стал воздух, что  казалось, гнал к воротам на выход, они прибавили шаг.