Дальняя сторонка, сторона моя... Рассказ из жизни

Игорь Сибиряк
Родник родит реку, а река льется-течет через всю нашу матушку землю, через всю Родину, кормит народ. Вы глядите как это складно выходит, - родник, Родина, народ. К. Г. Паустовский      
   
   Из детства помнится многое, дорогое для души. Отчётливо вижу картинку лета – мы с отцом стоим на берегу пруда, он держит меня за руку, мы наблюдаем рыбаков, вытягивающих невод из воды. В сетке невода играет хвостами, прыгает всякая живая рыбка. Мелкую рыбку выкидывают назад в пруд, а рыбу крупнее рыбаки и деревенские мальчишки, добровольные помощники рыбаков, кладут в плетёные лукошки. За время протаскивания невода по дуге пруда от побережья лесничества, до мостика нашей улицы, в сетку невода попадает большой улов. Отец поджидает подхода каравана рыбаков к нам, начинаются торги по покупке рыбы. Выбрав нужное количество рыбы по сорту и весу, отец ведёт меня домой с богатым уловом. В ту пору мне исполнилось пять лет, началось моё знакомство с нашим рукотворным большим Заводоуспенским прудом. Его выкопали каторжане в начале 19-го века, при слиянии рек Катырла и Айба. В старину на местном Заводоуспенском винокуренном заводе конца 18-го века и начало 19-го работали сосланные заключенные со всей матушки России.
   Вечером всю нашу семью мама накормит вкусным пирогом с рыбой. Испечённый на поду русской печи, вкус его становится особенно нежным и притягательным. На протяжении всей нашей шестнадцатилетней жизни на селе, пруд кормил нас вкуснейшей рыбой во все времена года, кроме трех зимних месяцев. В это время пруд погружался под лёд и засыпал в ожидании весны. Рыбаков, желающих порыбачить и продать излишки, отец находил сам или к нему они приходили со своими предложениями товара. Такие встречи переходили в долгие беседы о жизни, о пережитом в трудные годы для всего народа нашей Зауральской стороны, да и всей нашей страны.
   Мне очень хорошо запомнился знакомый отца, Белоногов Анатолий, с соседней улицы, недалеко от нашей. Это был вечный труженик в своём многочисленном семействе. Отец часто встречал его на пруду, когда Анатолий возвращался с рыбалки. У меня перед глазами стоит высокий, худощавый и загорелый мужчина с приятной улыбкой на лице. Дядю Толю знали вся ребята наших сельских дворов. Воспитывая своих многочисленных детей, он оставался очень чутким ко всем нам, ребятишкам, живущих по соседству с его домом. Находясь на берегу пруда, мы стремились подойти к нему, при возвращении с рыбалки. Нам интересно было посмотреть на его улов и просто пообщаться, зная его доброту в общении с нами, деревенскими ребятишками. Он рассказывал нам где, в каком месте пруда клёв рыбки был лучшим. Поговорит, пожурит нас, потом оденет лукошко с добычей на весло, закинет его на плечо и, направится к дому родному. Окна его высокого дома видны со стороны пруда. Часто из окна наблюдала за ним жена, ждала его возвращения с дальних мест пруда, волновалась за него, Анатолий Николаевич был человек уже в солидном возрасте. Это всё живёт и помнится мне, как светлая страница детства в далёком Зауралье.
   Со временем я познакомился с его младшим сыном, Колей, мне ровесником. Наша триада соседских мальчишек – я, Володя Григорьев, проживающий по улице Береговой и Коля Белоногов, большую часть лета проводили за ежедневным совместным поиском занятий – рыбалки с мостиков вдоль побережья, купанием в разных местах пруда, где не глубоко и, где есть песчаное дно, на нём приятней купаться. Накупавшись вдоволь, до лёгкой дрожи в теле, ложились на тёплый песок погреться и задремать, укрыв голову майкой. Блаженство таких дней не передать словами. В самое пекло дня возвращались домой на обед, оказание помощи родителям по уходу за огородом – пропалывали грядки, выносили накопленную траву со всего огорода. Лёгкость от такого исполнения порученного дела придавала радости встречи – ты свободен, выполнил нужную работу, можешь примкнуть к игре в лапту, ёжика, погонять мячик или пойти искупаться. Начиная с мая и до первых прохладных дней августа, меня постоянно влекло желание посидеть на больших корнях векового тополя на берегу пруда, где жила семья Фроловых. Глава семьи, дедушка Степан Фёдорович, инвалид войны, с одной ногой, в эти месяцы постоянно трудился над плетением корзинок из сосновых дранок. Его старший сын Аркадий заготавливал для отца метровые сосновые брёвнышки. От сложенных в плотную стопку поленьев шёл аромат смолы всё лето. Дедушка мастерски их щепал на дранки разной ширины, которые шли на плетение разновеликих корзинок для сбора грибов, ягод, для носки продуктов на покос. Работа мастера шла на заказ или впрок. Товар Степана Фёдоровича не залёживался. Наши леса окрест Заводоуспенки одаривали население в изобилии ягодами и грибами. С лёгкими и удобными корзинками дедушки Степана народ любил ходить в лес за дарами природы. Я пристраивался у тополя рядом с дедушкой и часами наблюдал за его неспешной работой. По ходу дела он рассказывал мне о тонкостях своего ремесла и приёмах обработки сосновых брёвнышек, называл места лесничества, где их заготовляли. Постоянно находясь возле своего дома, он знал жизнь села и все его новости. С большой любовью к своему занятию он передавал и частичку своей души всем, кто с ним соприкасался. Его руки совершали чудо на моих детских глазах – горка лучинок превращалась в лукошки с ароматом пахучей сосновой смолы. Его добродушная улыбка, мягкий, приветливый взгляд живут во мне все годы прожитой жизни.  Случалось, что дедушка Степан давал мне свою удочку, показывал, где в его огороде накопать червей и, дозволял мне постоять на мостике пруда, порыбачить. Он в это время сидит у тополя, работает и наблюдает за мной. Расстояние между нами совсем маленькое, для меня нет никакой опасности, а для дедушки это радость, видеть меня за интересным занятием. Стою на закате солнца у воды, вижу поплавок среди играющих отблесков лучей, стараюсь не упустить поклёвку. Солнце приятно меня согревает, пока не скроется за горизонтом. Пора уходить, в ведёрке плещутся несколько рыбок для наших кошичек – деда Степана и нашей Чернухи. Рыбалка удалась. По мере взросления, хотелось рыбачить подальше от мостика родной улицы. Мы, уличная ватага ребятишек, на слуху знали, что за горой верховья нашей улицы, в низине, протекает неизвестная нам речка Балдушка, в  неё впадает поток воды, сброшенный  с плотины нашего рукотворного пруда, на южном берегу которого и расположилось наше село Заводоуспенское, описанное знатоком Урала, писателем Д. Н. Мамин-Сибиряк, в рассказе “Варнаки”, август 1888 года, когда он приезжал сюда на открытие первой в Сибири, Успенской писчебумажной фабрики.

10.03.2022  Игорь Назаров  / Игорь Сибиряк /.