Солярис обзор

Савенок Тимофей
Субъективный обзор книги Станислава Лема "Солярис". Изначально писался для http://ru.pisalius.wikia.com

«Солярис» Станислава Лема — поистине культовое произведение, поразившее не один ум, вдохновившее не одного человека и оказавшее огромное влияние на мировую научную фантастику. «Солярис» до сих пор вспоминают в самом различном творчестве, оставляя «пасхалки», цитируют. По роману снято два фильма, поставлены пьесы и даже балет. И вместе с тем книгу далеко не легко прочесть, ведь произведение это в первую очередь философское, а потому написанное сложным языком.


Сюжет

Роман повествует о Крисе Кельвине, психологе, который отправляется на исследовательскую станцию «Солярис», находящуюся на одноименной планете. Когда-то на ней располагалась почти сотня ученых, но сейчас там трудятся всего трое. Наука, посвященная планете — соляристика, — также угасла, превратилась в статистическую. Некоторое время назад был поставлен вопрос о сворачивании станции, а впридачу ко всему жители и работники станции перестали отвечать на сообщения.

По прибытии на станцию Кельвина не встречает никто: ни люди, ни роботы. В конце концов он самостоятельно находит одного из ученых, Снаута, поселившегося в радиорубке. Однако тот ведет себя неадекватно, отказывается от диалога и все время настойчиво просит прийти через час. Сарториус, другой ученый, заперся в лаборатории. Третий, Гибарян, погиб... Ну а затем Кельвин во всей полноте познает то, из-за чего коллеги вели себя столь странно.


Философия

Философское наполнение романа очень богато. Основная проблема, с которой столкнулись ученые, в разное время исследовавшие Солярис — это невозможность понять то, что исследуют, что в итоге и свело соляристику к чистой и бесполезной статистике.

Главные же герои романа столкнулись еще с множеством, первая из которых — скелеты, которых ученые давным-давно запрятали в шкафы на чердаках. Когда эти скелеты вдруг обнажились, выставились напоказ, да еще и странным и страшным образом, люди инстинктивно пожелали уничтожить их или хотя бы надежно спрятать…

Также в итоге затрагиваются вопросы сверхъестественной сущности, понятия «Бог»; научной нравственности — и множество иных тем, над которыми стоит задуматься и даже больше. И в итоге главные герои не дают окончательного ответа на поставленные вопросы, ведь на них читатель должен ответить сам.


Впечатления

«Солярис» оставляет после себя незабываемые впечатления. Роман местами напоминает психологический триллер, местами — настоящий философский трактат, а кое-где — даже детектив. Лично у меня в паре мест возникало желание, подобно Крису Кельвину, проверить себя на психические заболевания. Некоторые сцены и события поражают до глубины души, даже пугают. Загадки и постоянные вопросы не дают покоя на протяжении всего чтения, накапливаются и накапливаются. Некоторые из них остаются без очевидного ответа, некоторые — даже без намека.

Читается роман достаточно сложно. До, собственно, прочтения я брался за него дважды и оба раза сдавался примерно на середине. Однако в этот раз я читал его после «Преступления и наказания» Достоевского — и «Солярис» читался как заправский бестселлер. Возможно, причиной этому местами служит некое сходство по структуре или идеологии… А впрочем, об этом далее.

Безусловно, впечатления остаются приятные, а мозг — напряженным, наполненным вопросами. Порой книга вдохновляет на какие-то неожиданные идеи и мысли. Читать советую всем, особенно тем, кто читал русскую классику 19 века — тогда читать будет достаточно легко.


Экранизация

«Солярис» Андрея Тарковского… Прекрасная экранизация, прекрасная научная фантастика, прекрасная драма, просто прекрасный фильм. Показан он был в 1972 году и в итоге вошел в число величайших фантастических фильмов человечества.

Станиславу Лему, впрочем, эта экранизация не понравилась:

    «Солярис» — это книга, из-за которой мы здорово поругались с Тарковским. Я просидел шесть недель в Москве, пока мы спорили о том, как делать фильм, потом обозвал его дураком и уехал домой… Тарковский в фильме хотел показать, что космос очень противен и неприятен, а вот на Земле — прекрасно. Я-то писал и думал совсем наоборот».

Также писатель говорил, что хотел бы видеть именно «Солярис»; Тарковский же снял «Преступление и наказание».

Режиссер на пару со сценаристом Фридрихом Горенштейном частично изменили сюжет, добавили новых персонажей, изменили концовку. Так, в фильме самолично появляется пилот Бертон, один из тех, из-за которого на соляристике в итоге был поставлен неофициальный крест.

Введены в сюжет и родители Криса Кельвина, отец и мать. На мой взгляд, это способствовало большему раскрытию психолога, хоть образ получился не совсем таким, каким он был в книге. Эпизоды же на самой научной станции местами почти дословно цитируют книгу, особенно — философские диалоги и монологи. Однако образы ученых довольно сильно отличаются от книжных.

Была изменена и концовка; ее смысловое наполнение по сравнению с книгой было едва ли не в корне изменено. Сам же фильм наполнен множеством образцов культуры человечества, от картин и музыки до литературных произведений.

Картина, впрочем, является камерной — в ней практически нет каких-то панорам; не увидите вы и пейзажей планеты. Основное действие сосредоточено на самой станции и на героях, не отвлекаясь на показы уникальностей планеты. Это может немного «обесцветить» впечатления. Впрочем, они все равно останутся яркими, особенно если на протяжении просмотра и после него задуматься о тех уникальных мыслях, которые подал сам Тарковский, и о мыслях романа, показанных режиссером под иным углом. Так, в фильме высказывается настоящая теория любви:

   « — Ну вот я тебя люблю. Но любовь — это то чувство которое можно переживать, но объяснить нельзя. Объяснить можно понятие, а любишь то, что можно потерять: себя, женщину, родину. До сего момента человечество, Земля были попросту недоступны для любви. Ты понимаешь, о чём я, Снаут? Нас ведь так мало, всего несколько миллиардов, горстка. А может мы вообще здесь для того, чтобы впервые ощутить людей как повод для любви?»

Впрочем, каждый сложит о фильме свое мнение. Кого-то он впечатлит до глубины души, кто-то, не привыкший к медлительной, размеренной манере повествования Тарковского, отвернется от него. Посмотреть его все равно стоит, как минимум как интересную интерпретацию шедеврального романа.