Диптаун обзор

Савенок Тимофей
Субъективный обзор серии Сергея Лукьяненко "Глубина". Изначально писался для http://ru.pisalius.wikia.com

    deep/Ввод

Сергей Лукьяненко написал множество произведений. Тут тебе и городское фэнтези о Тёмных и Светлых, где Тёмные не всегда тёмные, а Светлые не всегда светлые, и космоопера о принцах и принцессах с нечитаемым твистом в сюжете, и несколько совершенно различающихся циклов научной фантастики, и пара заходов в параллельные миры… Но цикл о городе Диптауне стоит немного особняком. Потому что это — представитель русского киберпанка, причем очень близкий современным людям.

Мир Диптауна иллюзорен, он меняется порой очень быстро. А всё потому, что это — виртуальная реальность. Но не совсем классическая, которая не дает полного погружения и заставляет одеваться в громоздкие шлемы и смешно махать контроллерами. Это — реальная виртуальная реальность. С эффектом полного, насколько это вообще возможно, погружения, для которого, по большому счету, не нужно ничего: лишь старенький компьютер, человек, смотрящий на экран — и примитивная программка, набор динамически изменяющихся цветов. Всё остальное — лишь приятное дополнение.

Но перейдем ближе к сюжету — не хочется лишать вас удовольствия разобраться в лоре мира. Поэтому — вперед!


01. Лабиринт отражений

    К слову, номера глав в обеих книгах основной дилогии маркируются якобы двоичным кодом — но то ли это так задумано, то ли автор не разобрался, как это самый код работает, но за третьей главой в нумерации снова идет первая :D

И первая, и вторая книга рассказывает историю от лица Леонида. Леонид обладает необычными способностями, носителей которых «жители» глубины (а именно так именуют здесь виртуальную реальность) называют дайверами. Дайверы в числе прочего играют роль спасателей, вытаскивая тонущих в глубине людей. Но не гнушаются они и взломов корпораций, и просто побегать в Лабиринте Смерти тоже не прочь. И Леониду подкидывают работенку, которая, как водится, оказывается сложнее, чем это казалось сперва. До главного героя за нее уже брались двое дайверов — и оба потерпели поражение. Но когда это кого останавливало...

Впрочем, сюжет здесь далеко не главное. Более того, к нему даже останутся вопросы (которые, впрочем, вполне однозначно разрешатся во второй книге, но да не будем забегать вперед…). Главное здесь — жизнь. Жизнь этой новой системы, нового мира, связывающего воедино людей из разных стран и — самое главное — дающего свободу. Ничем не ограниченную — ведь всё это лишь иллюзия, игра возбужденного подсознания. И практически ничем не регулируемую — потому что в виртуальном мире правила не писаны. Здесь есть виртуальные рестораны, где можно попробовать любое национальное блюдо любой страны мира — лишь бы твое подсознание знало вкус. Здесь есть виртуальные бары, где пятизвездочный коньяк стоит столько же, сколько Кока-кола (которая, кстати, цену по сравнению с реальностью не снизила). Здесь есть виртуальные бордели с полным прайсом. И каждый волен зайти в любое из этих заведений, не словив даже осуждающего взгляда.

В этом Диптаун похож на наш Интернет. Конечно, напрямую зайти в заведение не получится — но немалая свобода и анонимность присутствует. Интернет тоже еще только начинает вырабатывать правила и органы их контроля, а распространение информации куда проще запустить, чем остановить.

И писатель в своей книге не в последнюю очередь исследует поведение людей в условиях полной виртуальной свободы. Тут тебе и онлайн-игры по известным франшизам, и целые роле-плэй-серверы. Есть тут и знакомства в сети, и вполне логичный страх перед ними… Никуда, конечно, не делись и офисы крупных корпораций: одни в виде роскошных дворцов, другие — примитивные серые коробки. Изнутри...

В итоге первая книга является эдакой проекцией не такого далекого прошлого Всемирной Паутины на виртуальный мир. Она, несмотря ни на какие события, пронизана оптимизмом, ощущением той самой свободы. Тем неожиданнее начинается второй роман...


10. Фальшивые зеркала

    deep (англ.) — глубина

Два года со времен первого романа. Техника шагнула вперед. Вместо меди в телефонных линиях — новенькое оптоволокно. «Машины» — куда мощнее, чем раньше. В Диптаун вернули личный транспорт, убранный ранее за банальным неимением необходимых мощностей.

Леонид — простой виртуальный грузчик в компании виртуальных грузоперевозок. Заработок небольшой, но стабильный. И один из немногих доступных.

Почему он перешел на такую работу? А не скажу. Как и вновь постараюсь ничего не сказать о сюжете. Лишь одно: свободе Диптауна угрожает опасность. Опасность реальной смерти. И Леонид пытается бороться с этим по мере сил и возможностей.

«Фальшивые зеркала» по настроению едва ли не прямо противоположны «Лабиринту отражений». Если в первой книге Леонид — боец-одиночка, желающий и способный справиться со всем сам, то здесь он практически беспомощен и нуждается в команде; если первая книга оптимистична, то вторая ближе если не к психологическому триллеру, то как минимум к драме.

Намеки, а затем и прямой ответ дается на вопросы к технической стороне концовки первой части (уверен, вы поймете, о чем я) — и этот ответ даже несколько обиден. Зато этот ответ поднимает другую больную тему, связывающую наше общество с нашим же интернетом. Зависимость от виртуальности и ее последствия.

Впрочем, сюжет здесь не сводится к банальщине; он достаточно оригинален и закручен таким образом, чтобы читатель не смог прочесть концовку ну вот никак. Хотя и свои вопросы он тоже оставляет…

Довольно интересно использована одна из рецензий на первый роман: Сергей Переслегин говорил, что писатель не учел схемы при бисистеме «один человек находится в виртуальной реальности, а второй страхует его, сидя за компьютером», при которой вся мифология мира разваливается. И Лукьяненко использовал это высказывание в качестве основы теории одного из эпизодических персонажей второй книге, психологе Андрее Недосилове, который, собственно, и показывает перепад атмосферы по сравнению с первой книгой.

В целом, хочется сказать, что второй роман очень грамотно меняет настроение серии, логично выводя всё из итогов первой книги. И хоть вопросы сюжет оставляет, причем сразу в нескольких местах, восприятию и получению удовольствия это не мешает — особенно учитывая, что ответы, хоть и достаточно условные, на них даются. Стоит просто принять это как данное.


11. Прозрачные витражи

    Надо ж везде цитатку воткнуть, раз уж так повелось…

Третье произведение достаточно сильно отличается от первых двух. Главный герой здесь совершенно другой человек, а Леонид упоминается вскользь лишь однажды. Писалось оно в формате интерактивной повести, когда каждая глава «выбрасывалась» отдельно, а следующая писалась уже на основе отзывов и ожиданий прочитавших. Впрочем, если об этом не знать, то можно и не понять...

История «Прозрачных витражей», фактически, никак, кроме вселенной и некоторых персонажей, не связана с основной дилогией. Происходит она спустя еще какое-то время после второй книги, и описанные в «Фальшивых зеркалах» технологии в некотором роде вошли в обиход здесь. Однако мне данная повесть кажется скорее факультативной, более для фанатов, чем для всех. Вселенную она особо не раскрывает, а лишь мимолетом показывает вектор ее дальнейшего возможного развития. А вопросы оставляет. То есть, я бы не сказал, что для прочтения она обязательна. Но если возьметесь — не пожалеете.


100. Итоги

    Да, я притянул этот пункт за уши, чтобы показать правильную двоичную нумерацию

Сергей Лукьяненко своей ди-/трилогией немного обогнал время. Проблемы ухода от реальности, дип-психоза и в целом зависимости от Сети как никогда актуальны сейчас, в эпоху быстрого Интернет-соединения, доступного даже на Эвересте (но недоступного, блин, на даче). Предвосхитив эти самые проблемы и облекши их в интересную форму, он представил миру один из ярких образчиков русского киберпанка, который порой заставляет задуматься и при этом написан увлекательно, а потому очень легко читается. И отрываясь поздним вечером от «Диптауна» и ложась головой на подушку, порой ненароком позволишь себе мысль:

    Спать в глубине — плохая примета...