Граф Ноль обзор

Савенок Тимофей
Субъективный обзор книги Уильяма Гибсона "Граф Ноль". Изначально писался для http://ru.pisalius.wikia.com

Итак, после предыдущего обзора на классику научной фантастики ХХ века прошло уже лето и еще немного. И наконец на свет решил появиться обзор другой классики. Даже больше — фактически, прародительницей целого жанра. Жанра «киберпанк»… Ну ладно, почти. На вторую книгу из серии. Вашему вниманию — обзор романа «Граф Ноль» за авторством Уильяма Форда Гибсона. На самом деле, помимо обзора «Графа» я еще скажу пару слов о первой и третьей частях серии. Но для начала — немного истории.
Немного истории

(У издательства «Мир фантастики» есть очень интересный проект, посвященный киберпанку. Нет, не реклама — не доросли еще. Просто интересный материал.)

Само слово «киберпанк» впервые было использовано писателем Брюсом Бетке в одноименном рассказе и с одноименным героем. Впрочем, с людьми мира киберпанка тот, первый, киберпанк не имел ничего общего — причин, по которым его так назвали, было всего две. Он носил панковскую прическу и был хакером. Затем, впрочем, это слово использовал в своей рецензии на, собственно, романы Уильяма Гибсона, редактором Гарднером Дозуа. Тот же Дозуа очень метко описал жанр киберпанка меткой фразой:

    high tech / low life

Сам Уильям Гибсон активно развивал и продвигал жанр, сделав его популярным. Постепенно к нему присоединились и другие писатели. Впрочем, трилогия «Нейромант» не была первопроходцами в жанре киберпанка. К нему, пусть тогда еще не сформировавшемуся, можно отнести, например, роман Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» — а фильм, снятый по нему буквально за два года до «Нейроманта», «Бегущий по лезвию», стал иконой киберпанка в кинематографе.

Впрочем, как скоротечен наш современный мир, так же скоротечен оказался век жанра. Он не прожил и десятка лет — будучи откликом литературы на тогдашнее состояние общества, он умер вместе с его изменением. Однако умер не полностью — на его обломках восстал посткиберпанк. Он был уже другим, отличающимся от классического киберпанка — но он был, а это уже немаловажно.
А теперь о, собственно, книге...

…или о книгах. В частности, об их переводах. Существует два официальных перевода серии: за авторством Бориса Кадникова и Олега Колесникова и от Ефима Летова с Михаилом Пчелинцевым. Так вот, первый перевод не беритесь читать ни за что на свете, если можете читать второй.

Говоря о «Графе Ноль», можно смело заявлять, что говоришь о всей серии. Роман является вторым в серии, и для него справедливы все черты, которые можно приписать что первой, что третьей части. Мрачный мир высоких технологий, транснациональные корпорации, Киберпространство… Все это тянется из первой книги цикла. Так почему же именно «Граф Ноль», а не «Нейромант»?

Все просто: вторая книга впечатлила меня больше всего. Первый роман был эдаким введением в серию и жанр в целом, раскачкой с не слишком сильно закрученным сюжетом и потому довольно простым для понимания. Главному герою, киберковбою на мели, вдруг подворачивается выгодное дельце, от которого, как водится, пути два — в золотые хоромы либо в цинковый ящик. Дело это, разумеется, имеет свои подводные камни, подвохи и неожиданные завороты. Но при этом сама история рассказывается, фактически, в формате повести — здесь нет нескольких сюжетных линий, переплетающихся в самых неожиданных местах, от двух и более совершенно разных и на первый взгляд никак не связанных персонажей. Все предельно ясно и просто для восприятия (хоть и местами, особенно в начале, чтение идет тяжеловато), а потому легко въехать в мир — о котором, впрочем, говорится не так много, — в историю — а там местами есть где въезжать — и в атмосферу, что тоже немаловажно.

Так вот. Во второй книге есть, наверное, все, чего не было в первой. Там есть несколько независимых на первый взгляд сюжетных линий, которые переплетаются между собой где-то во второй половине. Есть несколько персонажей для этих самых сюжетных линий, тоже взаимодействующих между собой достаточно неожиданно. А самое главное — примерно в точке переплетения сюжетных линий читатель вдруг окончательно осознает и взаимосвязь «Графа Ноль» с предыдущим «Нейромантом». По крайней мере, так было у меня. И лично меня осознание простой в своей гениальности идеи последствия сюжета первой части ввело в состояние аффекта. Это реально удивляет! Настолько все ловко, умело и в то же время просто и без лишних сюжетных выкрутасов сведено в одну точку.

Ну а третья книга хоть и имеет в себе лучшие черты второй части, читается куда более размеренно. Словно «Нейромант» был эдаким прологом всей серии, «Граф Ноль» — кульминацией, а «Мона Лиза Овердрайв», несмотря на лихое и интригующее название — лишь эпилогом. Сюжет второй книги был точкой пересечения судеб героев второй части с последствиями первой; в третьей же эти судьбы вновь разошлись в сторону, впрочем, переплетаясь уже со старыми знакомыми. Воспринимается третья часть скорее как ностальгия самого писателя по уже рассказанной истории, по персонажам, которые могут как полюбиться читателю, так и вызвать у него отторжение. В «Моне Лизе Овердрайв» явственно показано, что со времен первых двух книг прошло прилично времени. Старые герои, простите за каламбур, постарели; активно игравшие судьбами мира во второй книге последствия первой части в третьем романе сошли на нет. Даже сам стиль написания стал более камерным, размеренным.

Собственно, за сим разрешите откланяться. Да, формально этот обзор посвящен «Графу Ноль» — но так как он является кульминацией истории всей серии, не рассказать об остальных двух книгах, как я уже говорил, нельзя. Книги эти однозначно понравятся любителям интересной и не жвачной фантастики, а фанатам киберпанка — и вовсе зайдут на ура. И да, не забудьте о правильном переводе. Включайте ваши киберпространственные деки, надевайте троды и погружайтесь :)