Кин-дза-дза, дZа

Виктор Гранин
          Как ни успокаивай себя, а всё действительность не даёт возможности расслабиться и получить удовольствие от жизни. А ведь, казалось бы, мир по-прежнему прекрасен:  и где-то уж действительно хрестоматийно
/Травка зеленеет, /Солнышко блестит; /Ласточка с весною /В сени к нам летит. /С нею солнце краше /И весна милей… /Прощебечь с дороги /Нам привет скорей! /Дам тебе я зерен, /А ты песню спой, /Что из стран далеких /Принесла с собой…/
              Уж лучше бы ты, ласточка, наткнулась на закрытое небо и повернула туда, откуда начала свой полёт.
          И без твоих-то песенок тошнёшенько на душе. Пусть уж лучше облезлые голуби да жирные вороны навевают нам о том, что мы всех победим.

          Да я и без них-то, обдумывая происходящее прихожу к гнусно оптимистическому мнению, что ничего катастрофического ведь не произойдёт при любом раскладе. Возникнет некая новая реальность в которой оптимисты найдут себе основания для гордости; а пессимисты смирятся с  нею; и все вместе будем жить дальше, привычно переругиваясь между собою.  Что уж тут волноваться-то. У нас всякое бывало. И ведь не задохнулись же от гордости за достижения, как и не зачахли от несмываемого позора.
Хотя объявившиеся нынче многочисленные доброжелатели на все лады и советуют, как вести себя теперь чтобы не попасть под раздачу.
Жизнь однако же демонстрирует никчёмность этих предосторожностей,  в  таком  непреодолимом случае, когда заявит о себе высшая целесообразность употребить лично тебя затычкой в деле поддержания общественного порядка под страхом ответственности перед скоропалительными законами.
И всё же будет не лишним знание таких правил выживания в экстремальных общественных ситуациях, как:
-учиться самообладанию;
- относиться с подозрительностью ко всему необычному, непонятному, а также слишком привлекательному;
- не стыдиться своих опасений, но и быть снисходительным, осмотрительным, внимательным к мелочам;
-не доказывать никому своей ловкости и храбрости;
-не рассчитывать, что другие будут действовать по правилам;
-держаться настороже в отношениях с государством,  не демонстрировать жёсткую свою оппозицию к  существующему порядку вещей;
- не надеяться только на свои навыки выживания.

Короче, «глупый пингвин робко прячет тело жирное в утёсах» когда «гордый буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем»

          Хотя – кто как. Случилось мне в возрасте до сорока ещё лет целую ночь провести в компании  двух десятков разбушевавшихся уголовников. Тогда я не нашёл ничего для себя лучшего как выступить миротворцем среди нетрезвой компании.
- Ты почему не боишься нас, батя – удивлялись  фактически по возрасту не сынки мне, а более взрослые товарищи.
И я удивлялся вместе с ними, пока не нашёл удовлетворительный для себя ответ:
-Да сколько-же можно всего бояться-то? этак вся жизнь и пройдёт в страхах.
И был не прав. Один страх неизбывен – это твой страх за последствия твоих безрассудств у тех, кто нуждается в тебе и обречён в этой от тебя зависимости.
На этом –то и ловят нас прохиндеи.

           Но этот вывод, он не лежит на поверхности наших представлений. А обычно мы живём как бы в стороне от такой предопределённости.
Вот у меня один мой реальный персонаж рассказывал о том, как всего за одну частушку впаяли ему восьмёрочку, да долго потом  мотали по тундровым просторам в поисках места где бы он мог своим трудом открыть себе путь к исправлению. И вот в одном из узилищ узнаёт он, что накануне здесь откинул ласты молодой паренёк, а ведь ему сидеть-то назначили смешных каких-то пару лет.
- Видно сам изнутри убил себя терзаниями – так определил причину мой рассказчик, который быстро нашёл себе лазейку для существования в условиях, от которых нынешний бы страдалец сдох даже у порога в стан изуверских охранителей прав и свобод.
          Нам ли быть в печали?


           И пошёл в моей голове процесс созидания нечта такого, похожего на гомеровскую Одиссею. Из одного приключения в другое попадает герой моих виртуальных фантазий, в оконцовке обретая радость возвращения.
             И тут-то дало себя знать обыкновенная моя язвительность. Которая-то и остановила меня в самом начале своих экзотических выдумок. Тогда припомнил я, как в другом моём сочинении некий правитель оказывается перед жестоким выбором: «Нет» сказать невозможно из соображений престижа, а «Да» - разрушительно для мира. И вот он в тайне надеется, что программисты из спецслужб  сумели заложить в алгоритм программы  запуска апокалипсиса глубоко скрытый дефект, который бы   его,  самого правителя,  уничтожил   бы за мгновение до решающего   шага , унося в небытие все его комплексы и обязательства. Со всеми отсюда последствиями для продолжения  сумасбродств несовершенного мира.
          Но оставим-же в стороне проблемы сильных мира сего. И снизим  свои игры до уровня обывательского.

          Прекрасным препаратом ему представляется трагикомедия в жанре фантастической (так нам говорят)  антиутопии.  Как современник создания фильма Кин-дза-дза, много повидавший на не парадной стороне жизни нашей страны, поражаюсь тому насколько же мелкие даже детали антуража и отношений между персонажами фильма близки нашей реальности там, где  обходятся  без житейской благости той картины места старта прораба Владимира Михайловича и студента Гедевана в свою одиссею. Ведь даже обычный интерьер квартиры прораба – предмет несбыточных мечтаний миллионов моих современников, включая и меня самого, всё-таки получившего вожделенное, но ценой выигранной битвы между двумя трудовыми коллективами.
           Знаю, что многих удивит это моё сравнение придуманной экранной реальности  с видом из   победного своего окна.  Ведь тот же ветеранский подарок Ока концептуально  мало же чем отличается от Майбаха. Ну да это личная проблема восприятия образа. Некоторые и жертву, например, изнасилования обвиняют в опрометчивости её прогулок в неосвещённых местах муниципального парка культуры и отдыха.
          Известно же, что фильм тот кончается на благостной ноте, но и оставляет для затейливого зрителя некую философскую загадочность.

          Эта–то загадочность и продолжилась в моём сознании неожиданно сконструированным эпизодом:
-наконец-то после драматических приключений возвращается странник домой. И вот уже она, дверь в его подъезд , его родное окно,  и дерево под окном. Помнит странник это дерево совсем ещё слабым кустиком. Теперь же оно пышно разрослось, поднялось выше уровня этажа родной квартиры. Как приятно после дальних странствий постоять под его кроной минутку, другую до входа в дом!..
          …Жирная ворона грузно садится на мощную ветку дерева, полуистлевшую у своего основания; та ломается окончательно и тихо летит вниз, втыкаясь в основание черепа благоговеющего человека.   
              Финиш.
              Нам не дано предугадать  равно:  и чем  закончатся наши страдания, и что оборвёт долгожданную радость.
              Но это же ведь не повод для того чтобы… Что?
06.03.2022 12:13