В медицине нет мелочей!

Александр Щербаков 5
В Советском Союзе существовала стройная система подготовки медицинских кадров и оказания медицинской помощи населению страны. Не зря ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) сочла её самой лучшей в мире, обеспечившей доступность и высокое качество оказания медицинской помощи.  Да, в развитых странах были уже в те годы высокотехнологичные методы лечения, но они были доступные лишь небольшому количеству людей, способных оплатить очень дорогие операции или лекарства. Но были и люди, которые не могли получить медицинскую помощь вообще.

Я коренной дальневосточник в третьем поколении, врач по образованию, имею большой опыт работы в здравоохранении, и мне больше известно, как оказывалась медицинская помощь на Дальнем Востоке.

Недостаток медицинских кадров в первые годы Советской власти сдерживал развитие здравоохранения на Дальнем Востоке. Немногочисленные медицинские факультеты университетов СССР не могли обеспечить врачебными кадрами отдалённые районы страны.

Дальневосточный (с 1939 года — Хабаровский) государственный медицинский институт был создан на основании Постановления СНК РСФСР от 24 мая 1929 г. № 65. В соответствии с этим постановлением 7 декабря 1929 г. Президиум краевого исполнительного комитета вынес решение о строительстве высших учебных заведений в городе Хабаровске, в том числе об открытии медицинского института. Институт разместился в двухэтажном здании бывшей средней школы им. В. И. Ленина, в котором до революции была женская гимназия (ныне второй учебный корпус). Верхний этаж был отведён под общежитие. К 1935 году было надстроено ещё два этажа, и здание стало четырёхэтажным.

2 октября 1930 года 106 студентов-первокурсников приступили к плановым занятиям. Сначала сложно было организовать набор студентов из-за того, что среди жителей территории было очень мало молодежи со средним (тогда 9-летним) образованием. Количество студентов в институте, как отмечал секретариат Далькрайкома ВКП(б) в январе 1932 года, значительно отставало от потребности края во врачах. Секретариат Далькрайкома обязал городские и районные комитеты ВКП(б) обеспечить комплектование института, а краевому комитету ВЛКСМ было поручено мобилизовать для учёбы в мединституте 200 комсомольцев.

В 1931 году при институте был организован рабочий факультет (рабфак), в 1932 году его отделение было открыто в городе Артёме. На рабфаках в то время организованно проводилась довузовская подготовка будущих студентов, исходно не имевших среднего образования. Рабфак просуществовал до 1938 года. В 1932 году в вузе было открыто заочное отделение, преобразованное затем в вечернее отделение, оно просуществовало до 1935 года. Вечернее отделение открывалось ещё дважды (1965—1976 годах состоялось 5 выпусков; 1982—1990 годах — 2 выпуска врачей).

В первые годы существования вуза не хватало нужного оборудования, учебных пособий, не было читального зала. Базой для клиник служила 150-коечная краевая больница, железнодорожная больница на 50 коек, психиатрическая больница на 75 коек, окружной военный госпиталь на 150 коек. На одной клинической базе обычно работало несколько кафедр. На базе кафедры факультетской хирургии находилась и кафедра госпитальной хирургии. Обе эти кафедры возглавлял профессор С. В. Гейнац. Однако все трудности становления были успешно преодолены. В 1935 г. в институте работало уже 23 кафедры, число студентов превысило 500. В том же году состоялся первый выпуск, дипломы получили 70 человек. Остальные 36 студентов, поступивших в вуз в 1930 г., получили дипломы средних медицинских работников после окончания 3-го курса.

В 1965 году, когда я поступил в институт, набор составлял 500 человек - 250 на лечебный факультет, 150 - на педиатрический, и 100 - на фармацевтический. Затем проводились реорганизации, образовался самостоятельный Хабаровский фармацевтический институт, а вместо фармфакультета в ХГМИ появился стоматологический факультет. Позднее фарминститут упразднили, и провизоров стали готовить на фармфакультете ХГМИ.

С 1996 года Хабаровский медицинский институт носит название - Дальневосточный Ордена Трудового Красного Знамени государственный медицинский университет. 

Кроме Хабаровска, есть медицинский институт и в городе Благовещенске Амурской области.  Вот вкратце его история.

23 июня 1952 года выходит распоряжение Совета министров СССР об организации 1 августа 1952 года в Благовещенске-на-Амуре Благовещенского государственного медицинского института(БГМИ) с ежегодным приемом 200 человек, а также о строительстве типового общежития (1953), учебного корпуса (1954). Это был чрезвычайно сложный период, когда одновременно возводились корпуса института и общежитий, проводилось их оснащение оборудованием, формировался коллектив преподавателей, которым предстояло заниматься как преподавательской, так и научной деятельностью. По приказу Совета министров РСФСР Н. Ф. Шевченко на правах исполняющего обязанности директора готовил базу, принимал первых преподавателей, руководил набором первых студентов.

1996 год  — особенный в истории Благовещенского медицинского института: вуз преобразован в Амурскую государственную медицинскую академию (Амурскую ГМА) и принят в Ассоциацию медицинских школ Европы, что позволило унифицировать подготовку врачей с общеевропейскими стандартами.

Позднее было организовано еще одно высшее учебное заведение по подготовке врачей - в городе Владивостоке.  Вот как это произошло.

В 1956 году при   Дальневосточном государственном университете был открыт медицинский факультет, на который было зачислено 100 студентов.

·7 августа 1958 года был выделен из состава ДВГУ и преобразован во Владивостокский государственный медицинский институт (ВГМИ).
·Первая аспирантура была открыта в 1961 году на кафедре биохимии.
·В 1968 году Коллегия ВАК разрешила ВГМИ сформировать диссертационный совет по защите кандидатских диссертаций по специальностям «анатомия»,«гистология»,«нервные болезни»,«фармакология»,«микробиология»,«терапия» и «хирургия».

В 1995 году институт получил статус университета. Свидетельство о государственной аккредитации вуз получил как Федеральное государственное учреждение «Владивостокский государственный медицинский университет» (ВГМУ).

Традиционно в советское время считалось, что наиболее подготовленных врачей готовят в Хабаровском медицинском институте, выпускников которого направляли в Магаданскую, Камчатскую и Сахалинскую области.  Поэтому на базе ХГМИ открыли факультет усовершенствования врачей по некотором специальностям.

В Хабаровском и Владивостокском институтах были военно-морские кафедры, поэтому часть выпускников этих ВУЗОв в 60-70-е годы отправляли служить в военном-морской флот.  В 1971 году, когда я окончил ХГМИ,  около 50 выпускников лечебного и педиатрического факультета направили служить на Северный, Черноморский и Тихоокеанский флоты. В их числе был и я.  Три года службы в должности начальника медицинской службы подводной лодки были хорошей школы воспитания мужчины и подготовки врача общей практики.

Другие же выпускники 37-го выпуска ХГМИ отправились по распределению института работать по всему Дальнему Востоку, кроме Приморского края и Амурской области, преимущественно в участковые и районные больницы. Кто-то остался там работать до пенсии, но большинство постаралось вернуться в города Хабаровского края. Некоторые сумели устроиться в поликлиники, кто-то в городские больницы, а наиболее подготовленные или по блату - в краевые и ведомственные больницы, самой престижной из который была железнодорожная больница. Их принимали на должности по разным специальностям и предоставляли первичную специализацию. Кому -  хирурга, кому - анестезиолога, дерматолога, онколога и т.д.

Несколько слов о подготовке средних медицинских работников. Не знаю точно, когда они были открыты, но в тому времени, когда я пришел в медицину, было 4 медицинских училища в крае - в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Николаевске-на-Амуре и в Биробиджане. Там выпускали фельдшеров,акушеров, медсестер, зубных врачей.  Они распределялись на работу по всему краю.

Вернулся после увольнения в запас в Хабаровск и я.  Получил первичную специализацию врача-рентгенолога и стал работать в крупной городской больнице № 11.  Она обслуживала жителей самого крупного в городе Индустриального района, имела стационар на 480 коек, две территориально-цеховых поликлиники и одну цеховую.  Первые оказывали амбулаторную помощь как жителям района, так и работникам многочисленных промышленных предприятий района, а одна оказывала медицинскую помощь  только рабочим и инженерно-техническим работникпи промпредприятий. На предприятиях района было 32 здравпункта  на предприятиях, которые прикреплялись к нашей больнице. Госпитальная помощь по терапии, хирургии, гинекологии и акушерству всему населению района и труженикам оказывалась только в 11-й больнице.

Здания стационара и одной поликлиники возводились одновременно с самой крупной в городе теплоэлектроцентралью  в первые послевоенные годы и вначале назывались медсанчастью ТЭЦ-1 и были на балансе  предприятия. Позже перешли в статус городской больницы № 11 и поликлиники № 1 этой больницы.  А в 60-е годы на базе стационара были открыты две кафедры ХГМИ (терапии и хирургии), и больница стала называться клинической. На её базе стали готовить студентов ХГМИ.

Когда в сентябре 1974 года я устроился на работу в больницу, о ней ходила молва, что в больнице очень хорошие врачи, не очень хорошие материальные условия и туда ужасно ездить - ходят и весьма редко автобус одного  33 маршрута.  А ходят редко и не регулярно потому, что им приходится долго ждать на железнодорожной переезде через Транссиб, по которому часто идут поезда. Но мне ничего не оставалось, как идти работать в неё, потому что вакансий врачей-рентгенологов нигде больше не было.  Но это был тот счастливый случай, который выпал мне. Потому что условия для повышения своей квалификации врача в больнице были самые лучшие. Но я об этом уже писал, не хочу повторяться.

Еще во время службы на флоте меня уговорили вступить в КПСС, я уважал своего замполита и не мог ему отказать. Да и не дело, когда секретарь комсомольской организации экипажа и офицер, который проводит политзанятия с матросами, не член партии. Так я стал членом КПСС.   А через 3 года работы в больнице, в сентябре 1977 года, меня избрали секретарем первичной партийной организации больницы, причем я был самый молодой  коммунист в ней.   А через месяц была принята новая Конституция СССР, так называемая "брежневская", где впервые появился пункт 6, гласивший, что руководящей и направляющей силой является КПСС.  Через некоторое время на базе дома политпросвещения были организованы недельные курсы секретарей первичных парторганизаций медицинских учреждений.  Там я получил немало ценных советов, как организовать работу "первички" в больнице.  А так я был человек дисциплинированный и ответственный, эти советы стал притворять в жизнь, поэтому работа партийной организации активизировалась, и обо мне стали говорить в райкоме партии и в городском отделе здравоохранения.

Когда в другой крупной городской больнице № 10 стала вакантной должность главного врача, меня стали уговаривать занять её. Самым главным аргументом был шанс получить квартиру. Но я не считал себя готовым возглавить большой, свыше 2-х тысяч сотрудников, коллектив, ведь к этому времени я был еще рядовым врачом, и не имел никакого опыта руководителя. С большим трудом мне удалось отбиться от этого предложения.

Главным врачом нашей больницы была Людмила Николаевна Яковлева. За полгода до моего появления в больнице № 11 она стала главным врачом, сменив в этой должности опытнейшую Екатерину Даниловну Бацунову, которая ушла на пенсию, но продолжала работать в больнице врачом-рентгенологом на 0,5 ставки.  Мы работали с ней в одном отделении, только на разных этажах. Я частенько заглядывал к ней в кабинет за советами. А когда меня избрали секретарем партбюро, я поставил условие, чтобы моим заместителем была Бацунова.  Я буду благодарен Екатерине Даниловне по гроб жизни за ту науку, которой она со мной делилась все годы моей работы больнице.

Именно от неё я узнал одну непременную истину, что в медицине нет мелочей, и за все, что творится в больнице, в ответе главный врач.  И за качество оказания медицинской помощи, и за питание больных, условия в палатах, есть ли водоснабжение и отопление, электричество, в общем, за все. А так как по Конституции я как руководитель первичной партийной организации в ответе наравне с главным врачом, то мне надо глубоко вникать во все, что творится в больнице, и оказывать посильную помощь. 

Нет, я не должен подменять врачей, электриков и сантехников, снабженцев и провизоров, но делать так, чтобы каждый член коллектива на своем месте работал с полной отдачей.  Как это сделать? Непросто, очень непросто, особенно одному человеку.  Но в нашей первичной партийной организации почти 80 членов. Да, там есть и прикрепленные к ней старушки и старички из близлежащих домов, члены партии. Они не уходят на пенсию, как коммунисты,  и должны принимать посильное участие в партийной жизни. Но есть и достаточно активные и далеко не старые члены организации.  Причем работающие во всех подразделениях больницы. Вот их и требовалось организовать, поставить руководить общественными организациями - местным комитетом профсоюзов, народным контролем, советом наставников.   Умелая расстановка партийных кадров в советское время - основа успеха партийной работы. Со временем, когда мы стали принимать в партию активных комсомольцев, один из них возглавил комсомольскую организацию.  То, что мы не ошиблись, говорит тот факт, что в последствие он возглавил городской фонд обязательного медицинского страхования, и успешно справлялся с работой.

Со временем работа нашей партийной организации была признана лучшей среди лечебно-профилактических учреждений края. На нашей базе стали проводить семинары секретарей "первичек" медучреждений, на которых члены нашей организации делились своим практическим опытом. 

Как известно, материальная база учреждений здравоохранения, построенных по старым проектам и очень давно, со временем ветшает, особенно коммунальные сети. Порывы труб отопления и канализации - отнюдь не редкость.  За все вроде как отвечает зам.глав.врача по административно-хозяйственной части, а по сути, главный врач. К нему идут жаловаться больные, когда нет отопления или воды в туалете и ванной.  Я знаю, что не менее 80, а то и 90% времени в советское время хозяйственными проблемами занимался главный врач.  То достать деньги на медикаменты и инструментарий, которых всегда не хватает в бюджете больницы, провести ремонт или устранить аварию, и еще целая куча проблем, которые стоят перед главным врачом. Я, узнав это за полгода общения со своим главным врачом, , поэтому так и отбивался от должности главного врача городской больницы № 10.  Хорошо, что наша больница единственная такого профиля с огромном Индустриальном районе, где много промышленных предприятий. И имея хорошие контакты с руководителями, в советское время главный врач если ни у одного, так у другого найдет и деньги на оплату медикаментов и оборудования, и ремонтников, и сантехников.  А если ей еще кто-то помогает из заведующих отделениями, договариваясь по своим каналам, то больница может если не блистать мрамором, то  иметь вполне ухоженный вид.  Все это я понял в те 70-80-е годы, когда в течение 9,5 лет был парторгом крупной городской больницы.

Так как на базе больницы было две кафедры медицинского института, однажды по моей инициативе был рассмотрен вопрос о работе этих кафедр на совместном заседании парткома института и партбюро больницы.  Это заставило работников кафедр не замыкаться на обучении студентов, но и помогать в лечебном процессе в больнице.

Это помогла мне в дальнейшей карьере, когда я был краевым чиновников в здравоохранении, но еще больше помогло, когда я 5 лет был директором Нефтеюганской городской больницы. 

Должность директора больницы, введенная в крупных больницах 1 и 2 категории вместо должности зама главного врача по АХЧ, предусматривает  в первую очередь организацию работы по хозяйственному обеспечению, проведению ремонтов, уборке территорий,  бесперебойной работе всех систем больницы – тепло и водоснабжения, электроснабжения, обеспечение кислородом, продуктами питания, мягким и твердым инвентарем.  С учетом моего предшествующего опыта работы мне было вменено в обязанности и обеспечение медикаментами и медицинским оборудованием.  Так что объем моих обязанностей был достаточно велик, и с учетом того, что здания больницы были расположены в разных районах города, сидеть на месте мне не приходилось.

Еще до устройства на работу в больницу я почувствовал, что снова попал в «социализм» из ставшего к этому времени «капиталистическим» Хабаровска. По крайней мере, в части оказания медицинской помощи это было точно. Никаких поборов с больных, ответственное выполнение своих должностных  обязанностей медицинским персоналом за тот должностной оклад, что им был положен.  Приехавшая по вызову скорая помощь к моему внуку, у которого поднялась очень высокая температура, внимательно осмотрела подростка, дала советы, и дождалась результата обтирания слабым раствором уксуса тела больного. Убедившись, что температура стала спадать, бригада уехала. Для меня это было удивительным, учитывая, как ведут себя бригады скорой помощи в Хабаровске - мельком взглянут на больного, сделают укол-два и спешат уехать. Но еще более удивительным было узнать, что на скорой помощи в Нефтеюганске работают не врачи, а фельдшера. И такое внимательное отношение к больному.  И это не было исключением, никто тогда не знал, что я будущий директор больницы. К тому же скорая помощь имела своего главного врача.

Познакомившись в первые дни работы со всеми структурными подразделениями больницы, поговорив с заведующими отделениями, я понял, что попал в хороший коллектив, где подавляющее большинство врачей и средних медицинских работников имеют хорошую квалификацию, очень ответственно относятся к выполнению своих должностных обязанностей, уважают больных.  И моя задача была помочь им в решении вопросов хозяйственного обеспечения, проведении ремонтных работ и т.д.  Этим я и стал заниматься.  Нефтеюганская больница мне напомнила 11-ю больницу в городе Хабаровске, где я начинал работать после увольнения в запас после службы на флоте, и где почти десять лет был парторгом.  Такое же госпитально-поликлиническое учреждение, только здесь стационар крупнее. Количество врачей и средних медработников,  даже численность обслуживаемого населения примерно одинаковое. Так что мне все было знакомо в новой работе.

Учитывая, что из всех заместителей Петрухиной лишь у меня был сертификат специалиста по организации здравоохранения и высшая категория по этой специальности, через год я был назначен первым её заместителем, и в период отпуска главного врача исполнял её обязанности. Это позволило лучше познакомиться с работой лечебных и диагностических отделений.  И мое первое впечатление не обмануло меня.  Все заведующие отделениями и поликлиниками были высококвалифицированными специалистами.  Им под стать были и их подчиненные.  Об этом свидетельствовали и показатели работы больницы, хотя не все они зависели от медиков. Например, низкая общая смертность во многом было обусловлена средним возрастом горожан, который составлял в те годы 28 лет, намного меньше, чем в среднем по округу – 36 лет, и тем более по России – 43 года. Понятно, что чем старше население, тем выше смертность. Но вот низкая младенческая  смертность,  5-6 промиле, на уровне развитых стран Европы и Японии, целиком заслуга медиков, и в первую очередь неонатологов.  Поэтому и высокая рождаемость,  и низкая смертность у рожениц,  тоже объясняется особенностями возрастного состава нефтеюганцев.

При всей большой организаторской работе главного врача были видны и недочеты, связанные с отсутствием полноценной подготовки по организации здравоохранения. Не все курсы повышения квалификации дают необходимые знания курсантам. Мне повезло, я в свое время проходил учебу в Москве на базе центрального института повышения квалификации, и в рамках нашей учебы была полумесячная стажировка в Минздраве СССР.  Это позволило мне сразу увидеть, что Петрухина не считает важным такой раздел коллективного руководства, как проведение медицинских советов в больнице, а так же не делает административных обходов отделений стационара и поликлиник, что рекомендуется учебниками по организации здравоохранения. Я стал проводить свои обходы с участием руководителя профкома, главного инженера больницы, главной медсестры, начальников отдела снабжения и аптеки. Это позволило выявлять «узкие» места в работе отделений и своевременно их устранять.

Хочу сказать, что мне удалось за годы своей работы в должности директора больницы сделать то, что можно поставить мне в заслугу.  Попробую перечислить в порядке важности.  Первое – заменить трубы горячего водоснабжения и отопления на территории больницы, которые износились до предела. Это позволяло входить в зимний период все более и более уверенным в том, что порывов и отключений отопления в спальных корпусах больницы не будет. Второе, не менее важное – навести порядок  в электроснабжении и соблюдении правил противопожарной безопасности. Очень многие руководители больниц в стране погорели на этом в прямом и переносном смысле.  Третий вопрос – это создание современного реанимационного отделения. И хотя завершение его оснащения произошло уже после моего отъезда, но первый камень в реконструкцию этого важнейшего подразделения больницы положил именно я, выделив для этого целый этаж, исполняя в тот год обязанности главного врача больницы. Был сделан еще и тамбур в приемном отделении больницы, что позволило выгружать тяжелых больных  из машин скорой помощи в тепле, не под снегом или дождем.  Было найдено помещение и установлен аппарат для утилизации биологических отходов, которые до этого сжигали в муфельной печи.  Такой утилизитор появился в первом учреждении здравоохранения  ХМАО-Югры.  До этого биологические материалы сжигали в муфельной печи, и по близлежащим домам распространялся запах горелого мяса. С учетом большого количества молодых специалистов в больнице, я произвел в пустующем помещении подвала больницы ремонт, провел вентиляцию,  сделал там мини-спортзал, установив тренажеры и стол для настольного тенниса. Это зал редко пустовал, особенно в вечернее время.

Но вот две задумки, которые родились в моей голове, не удалось выполнить. Первая – это построить новый пищеблок. Старый, рассчитанный на кормление 300 стационарных больных,  уже давно не соответствовал санитарным нормам.  К тому же он стоял отдельно от других корпусов стационара, и приходилось возить пищу через  улицу и в холод, и в снег, и в дождь. А вот новый пищеблок, который должен был быть построен между двумя самыми крупными корпусами,  соединялся с ними теплыми переходами, и практические во все отделения стационара, кроме инфекционного, пища могла доставляться по внутренним коридорам стационара.  Были выбиты деньги на изготовление проектно-сметной документации. Выполненный проектантами из Пензы проект нас полностью удовлетворил, но, к сожалению, дальше проекта дело не продвинулось. Как  будто пищеблок и удобство работы младшего персонала не важны в организации лечебного процесса.

Второй нереализованный проект – это пристройка к моргу, которая должна была выполнять роль ритуального зала. Думаю, прочитавшие мои заметки нефтеюганцы правильно поймут  мои задумки, они были нужны для очень многих людей.

Работа директора больницы мне нравилась, я справлялся с ней, но по достижению 60-летнего возраста меня "ушли", решив на мое место взять своего для вновь назначенного главного врача, бывшего заведующего хирургическим отделением больницы.  Но человек на мое место пришел весьма далекий от медицины, и через полгода в больнице вспыхнул пожар в инфекционном отделении. А еще через некоторое время  по Центральному телевидению показали сюжет о неблагополучии в больнице, после чего уволился главный врач, которого сильно критиковали в этом сюжете. А потом началась "оптимизация", городская больница стало окружной, и что там сейчас творится, я не знаю.

Вообще в медицине не бывает мелочей. И верно, человек еще не родился, а за ним и его матерью уже установили наблюдения. И всю жизнь родившийся маленький человечек, а потом ребенок, мальчик или девочка, юноша и девушка находятся под контролем со стороны педиатров.  А уже взрослого человека обоих полов в случае заболевания лечат и терапевты, и хирурги, и многие другие так называемые "узкие" специалисты. А пожилых людей наблюдают врачи-геронтологи, и так до естественного конца жизни.  Но и потом человек не остается без внимания медиков - патологоанатомов или судебных медиков. Представляете, уважаемые читатели, сколько врачей требуется иметь, чтобы оказывать доступную и качественную медицинскую помощь каждому человеку. И как врач с огромным опытом могу сказать, что именно в СССР был достойный человека уровень оказания медицинской помощи. Потому что в те годы понимали - в медицине нет мелочей! Без медицинского персонала, медицинского оборудования, лекарств,  тепла, воды, электричества и в антисанитарных условиях никая качественная помощь оказываться не может!