11 Русы у зарубежных хронистов, анналистов и летоп

Жак Федсерсек
Русы у зарубежных хронистов, анналистов и летописцев
Конспекты версий 

Я выбрал для штудий по курсу Поиск руси и Руси" двух авторов исторического источниковедческого сыска -

(1)
Переверзенцев С.В.

ст. «Загадка древних русов, или что означает слово "русский"? https://portal-slovo.ru/history/40060.php  приводит такой список источников :

1) Впервые слово «русский» (*) упоминается в рассказе о событиях IV века нашей эры. Но он есть в источнике, написанном на целую 1000 лет позже, в XIV в. Именно у византийского писателя пер.пол. XIV века Никифора Григоры говорится о русском князе, занимавшем в первой трети IV в придворную должность при императоре Константине. В конце того же IV в некие «русские  вои» воевали с византийским императором Феодосием, а также напали на «Селунский град».
         (*) автор статьи нигде не оставил следа о том, почему он использует слово русский для древних времен, а не рус, руский и только затем русский…

2) Начиная с VI века, имя «русов» уже постоянно встречается в различных источниках — в арабских, западноевропейских, византийских. Причем, эти русы действуют на пространстве всей Европы: от Кавказских до Пиренейских гор, от побережья Балтийского моря до побережья моря Средиземного.    Примеры:
— VI век. Прикаспийский автор XV века Захир-ад-дин Мар’аши упоминает русов в районе Северного Кавказа.
— 643 год. Арабский автор ат-Табари (838–923) дважды называет русов как врагов мира, в особенности арабов.
— 773–774 гг. Во французской поэме об Ожье Датчанине (XII–XIII вв.) упоминается русский граф Эрно, возглавлявший русский отряд, защищавший Павию — столицу лангобардов — от войска Карла Великого. В Северной Италии русы занимали район Гарды близ Вероны
— Ок. 778 г. «Песнь о Роланде» (записи XII–XIV вв.) называет русов в числе противников франкского войска
— Конец VIII — нач. IX века. В поэме «Сэси» русский великан Фьерабрас выступает на стороне Гитеклена-Видукинда Саксонского против Карла Великого. «Фьерабрас из Руссии» — исполин «с прекрасной гривой русых и курчавых волос, рыжеватой бородой и рубцеватым лицом».
— Ок. 821 г. Географ Баварский называет русов рядом с хазарами, а также неких росов где-то в междуречье Эльбы и Салы: Аторосы, Вилиросы, Хозиросы, Забросы.
— 844 г. Ал-Якуби сообщает о нападении русов на Севилью в Испании. (***)
(**) должен сказать, что  мною в подлинниках французских поэм, входящих в цикл эпоса Chanson de geste (буквально «песнь о деяниях»), куда входит и самая знаменитая Песнь о Роланде (!), нет никаких русов!  В поэме об Ожье есть некто племени Blonc, которое ни один франц. комментатор не рискнул комментировать … Зато наши адепты «научного патриотизма» сразу с гиком Гей, славяне! назвали блона ...русом»!, умолчав, что этот блон был в составе армии … каирского эмира!  Об этом подлоге у меня есть статья…
Один наврал и все остальные «историки» страстно эту чушь переписывают и поют Осану!
  (***) для корректности автору надо было привести подлинники слов, которые он озвучивает как «рус» и даже «русский« именно с двумя эс…

Из чего автор заключает:
1) в древних документах само название народа с именем “русь” было различно — руги, роги, рутены, руйи, руяны, раны, рены, русь, русы, росы, росомоны, роксаланы; однако многие ученые с этим мнением категорически не согласны, утверждая, что под разными похожими по созвучию именами в древних источниках представлены совершенно разные народы...
2) в древности в славянских языках слова «русь» и «русский» не имели никакого значения, а сами эти слова — неславянские; слово “русь” не славянское, а иранское
3)  до встречи со славянами и какое-то время после встречи с ними сами русы славянами не являлись … их этническая история не ясна …
4) в исторической науке продолжаются дискуссии об этническом происхождении русов
5) значения слов «русь» и «русский» продолжились в разных языках — разное! Это слово переводят и как “красный”, “рыжий” (из кельтских языков), и как “светлый”, «белый» (из иранских языков), а иные  имя “русь” производят от шведского “родс” (гребцы на весельных ладьях) …

Теперь по страноведению:
 на карте древней Европы I—IX вв., то есть тогда, когда Древнерусского государства еще не существовало, имя «русь» было очень распространено: какие-то четыре разные Руси были в Прибалтике. В Восточной Европе имя «русь» можно найти на берегах Днепра, на Дону, в Карпатских горах, в устье Дуная, на побережье Азовского и Каспийского морей, в Крыму. В Западной Европе — на территории современной Австрии, а также в Тюрингии и Саксонии. Кроме того, какая-то «Русь» («Руззика») входила в состав королевства вандалов в Северной Африке.

II
Отечественные источники по анализу Переверзенцева:

В “Повести временных лет” представлены две версии происхождения русов. Наиболее древняя версия отождествляла “русов” с племенем полян и выводила их, вместе с другими славянами, с верховьев Дуная, из Норика.
Согласно другой версии, появившейся в конце XI в., русы — это варяжское племя, “призванное” на княжение в Новгород, передавшее затем имя “Русь” Киевской земле при Олеге Вещем. Жители Киева и киевские князья, до конца XI в не знали имени «Рюрик», а основателем династии они считали князя Игоря.
Третья версия, представлена в “Слове о полку Игореве”, автор которого происхождение русов связывал с Северным Причерноморьем и бассейном Дона. (Кстати говоря, автор «Слова о полку Игореве» тоже не знает легенду о призвании князя Рюрика и даже не упоминает его, а это уже конец XII века!)
Большинство и отечественных и зарубежных письменных источников сходятся — славяне и русы вплоть до X в. были совершенно различными народами. Русы —  торговцы и воины, у которых была кровнородственная община со строгой иерархией, подчинением “младших” “старшим”. Согласно свидетельствам современников, русы являлись социальной верхушкой Киевской Руси и главенствовали над славянами. Об этом писали арабские географы в IX–X вв., византийский император Константин Багрянородный (X в.), «Повесть временных лет» и многие другие.
В начале XVII в. возникла новая версия, создателем которой стал швед П. Петрей, впервые назвавший русов — шведами.
В XVIII веке эту версию развили немецкие историки на службе в Петербургской Академии наук. Первым из них стал Готлиб Зигфрид Байер в 1725 г. Он считал, что русы и варяги — это одно норманнское (т.е. германо-скандинавское) племя, принесшее славянским народам государственность. Правда, Байер, решив заняться вопросом о начале Руси, не знал русского языка и не собирался его учить. Последователями Байера в XVIII в. также были немцы — Г. Миллер и Л. Шлецер. Так возникла норманнская теория происхождения русов. М.В. Ломоносов убежден:  русы, пришедшие к восточным славянам, к тому времени уже сами были славянами и говорили на славянском языке.

Взгляды на этническую историю русов:

Первая точка зрения:
русы — это славяне.  Тут две партии: (а) русы - жителями Среднего Поднепровья - поляне и северяне.

Вторая точка зрения:
русы — это норманны-скандинавы. В договорах, заключенных князем Олегом Вещим и Игорем Старым с Византией упоминаются имена русов, тоже явно не славянские. Норманисты решили, что и они имеют германское происхождение, а имена Олег и Игорь — это скандинавские “Хельгу” и “Ингвар”. В-третьих, финны и эстонцы издревле называли Швецию “Руотси”, а в Швеции рядом с Финляндией располагалась провинция Рослаген.

(прим) Имена русов в договорах с Византией имеют аланское, кельтское, венетское, эстонское происхождение, но не германское.

Третья точка зрения:
русы — это сармато-аланский народ, потомки роксолан. Слово “рус” (“рухс”) в иранских языках обозначает “светлый”, “белый”, “царственный”. По одной из версий, на территории Ср. Поднепровья и Подонья в VIII—нач.IX вв. существовало  государство русов-алан Русский каганат. В него входили и славянские племена Поднепровья и Подонья — поляне, северяне, радимичи. Русский каганат известен и западным, и восточным письменным источникам IX в. В том же IX в. Русский каганат был разгромлен венграми-кочевниками, а многие русы-аланы оказались в итоге одними из инициаторов создания Древнерусского государства. Недаром в Киевской Руси сохранилось много следов аланской культуры, а князей Олега Вещего и Игоря Старого некоторые историки считают выходцами именно из Русского каганата.

Четвертая точка зрения:
русы — это руги, жившие в Европе в I–V вв. В I в. н.э. руги жили по юж. побережью Балтийского моря на территории нынешней Северной Германии и на острове Рюген (руги упоминаются у римского историка Тацита, жившего в I в. н.э.). Уходя от готов, часть ругов пошла к Римской империи. Они получили разрешение поселиться по реке Дунаю, в римской провинции Норик (на территории нынешней Австрии). В V в. нашей эры эти руги основали здесь свое государство — Ругиланд. Кстати, Ругиланд в письменных источниках называется “Руссией”, “Рутенией. “Ройс” и “Ройсланд” в качестве особых графств существовали долго в Тюрингии. “Рутенией” называли и о. Рюген. Возле реки Дунай они встретились со славянами, постепенно ославянились и стали зваться “русами”. Затем, вместе со славянами, русы переселились к берегам Днепра. Прибалтийских ругов стали называть русами, руянами или рутенами. А о-в Рюген начал зваться Руйеном, Руденом или Руссией. В начале IX в. славяноязычные русы, вытесняемые из своих родных земель франками, начали переселяться на восток по побережью Балтийского моря. Во второй половине IX в. они достигли земель ильменьских словен, которые называли новых переселенцев варяги-русь.

Пятая точка зрения: 
Стараясь учитывать все эти факты, свидетельствующие о существовании совсем разных “русов”, современный историк А.Г. Кузьмин предложил свою версию происхождения русов: слово “рус” очень древнее и существовало у разных индоевропейских народов, обозначая, как правило, господствующее племя, род. Этим объясняется и его значения в разных языках — «красный», «светлый». И тот, и другой цвета у древних народов были признаками господствующего племени, «царственного» рода. В раннем средневековье сохранилось три несвязанных между собой народа, носившие имя “рус”. Первые — это руги, происходившие северных иллирийцев. Вторые — это рутены, возможно, кельтское племя. Третьи — это “русы-тюрки”, сармато-аланы Русского каганата в степях Подонья. Кстати говоря, средневековые арабские авторы знают их как “три вида русов”. Все эти русы контактировали в разное время со славянскими племенами, были соседями славян, а позднее ославянились. В землях восточных славян русы разного этнического происхождения пришли разными путями и из разных мест — из Прибалтики, из Подунавья, с берегов Дона и Днепра.

(2)
Кузенков П. В.

Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение руси в средневековых письменных источниках

1. Одним из первых известных нам деяний руси на международной арене стало событие первостепенного военного и политического значения — осада летом 860 г. столицы Византийской империи Константинополя, который являлся в то время едва ли не крупнейшим и богатейшим городом во всем мире. Свидетельство  современника и очевидца Константинопольского патриарха Фотия и заметка в одной из византийских малых хроник («Брюссельской хронике»), где приводится точная дата нападения руси —18 июня 860 г. = редчайший случай в древнерусской истории!

2. Краткий обзор (в хронологической последовательности событий) древнейших дошедших до нас письменных свидетельств о руси:

2а — Византийские источники

- набег «великой русской рати» во главе с «сильным князем Бравлином» на южнокрымские города, в том числе на Сугдею (Сурож, совр. Судак). О нападении, случившемся вскоре после кончины св. Стефана, епископа этого города (конец VIII в.), повествует «Житие Стефана Сурожского»
- об активизации руси в кон.VIII - нач.IX в. на пространствах Восточной Европы, включая бассейн Черного моря, говорит и греческий текст «Жития Георгия Амастридского». Этот памятник, сохранившийся в единственной рукописи X в., рассказывает о нападении «народа Рос» на византийский г. Амастриду (Черноморское побережье Малой Азии) и о крещении вождей нападавших; «Житие» написано византийским агиографом 2-го иконоборческого периода (814-843) Игнатием, будущим митрополитом Никейским (ум. после 845 г.) = этот текст можно считать древнейшим упоминанием имени руси на греческом языке (gens Rhos) — говорит о нападении «Рос
- проникновении в пер.пол. IX в. выходцев из русской (?) среды в высшие сословия Византийской империи -разрозненные данные: ок. 825 г. в «Житии Иоанникия» о некоем Нигере в сане митрополита Никейского (один из высших в визант. Церк. иерархии); сообщения византийских хроник о «славном Нигере», отце императрицы Евдокии Ингерины (род. ок. 837 г.);  Генесий - описание дворц. переворота 855 г. - отряд «скифов из Таврики», охранявших императора
- в пер.пол. IX в. между Византией и русью заключались мирные соглашения свидетельствуют «Бертинские анналы» (летопись аббатства св. Бертина (Сен-Бертен, Сев/ Франция), составленная в сер. IX в.:
839 г. здесь описано прибытие ко двору франкского императора Людовика Благочестивого (814-840) посольства византийского императора Феофила (829-842), с которым прибыли «просители мира» от «народа Рос» (gens Rhos), возвращавшиеся к своему правителю - хакану (chacanus). Проведенное расследование выяснило, что это «люди из народа свеонов». Данное сообщение является древнейшим упоминанием руси в латинских нарративных текстах и первым источником по древнерусской истории, содержащим датировку.

2б — мусульманские источники

844 - Ахмад ал-Якуби (ум. ок. 880 г.) о нападении  «язычников-русов» (ал-маджус ар-рус) на Севилью в … Испании
847 -  «Книга путей и государств» Абу- л-Касима Убайдаллаха ибн Хордадбеха (Хуррададбиха) сообщает о «русских купцах», названных «видом славян», которые по Черному морю торгуют мехами с Византией, а иногда ходят через Хазарию и по Каспию, добираясь до Багдада
892 - «Анонимная записка о северных народах»: народ «ар-рус» живет на лесистом и болотистом «острове» протяженностью в три дня пути, имеет царя «хакана» и торгует пушниной и рабами-славянами; при этом венгры названы соседями русов и славян

Если взять корни родов и племен  только у этих двух авторов, то вы получите колоссальную армию "предков руси". Такое впечатление, что критерий в школах "научного патриотизма" один = нужны в имени племени всего две буквы = "р" и любая вторая ..."с", "ц", "т" или "г" ... и патриот выдаст "русь"   
Но есть умельцы, рожающие русь из текстов хроник, где в имени племени есть одна заветная буква "Р"!