Мои пересечения с Церетели I

Designer
Впервые я эту фамилию услышал, конечно же, безотносительно к «Великому и ужасному Зурабу». С ней, прежде всего, отождествлялся народный поэт Грузии – Акакий Церетели. Прошу не путать - это именно его именем назван один из главных проспектов Тбилиси. Хочется верить, что он и сейчас так называется, поскольку Акакий ничего общего с большевиками не имел, но образование-то получил в России, в царской России!

Должен сказать, что я был знаком с однофамильцем ещё двух великих грузинских поэтов: Галактиона и Тициана Табидзе – с неким Гией Табидзе.
Мы одновременно сдавали экзамены в Тбилисскую академию художеств в 1971 году. В первый раз на него ребята обратили внимание, когда на экзамен по живописи он явился с солидным, видавшим виды этюдником, как бы свидетельствовавшем о богатом опыте владельца. Когда же он был установлен и открыт – обнаружилось, что в нём лежат только три тюбика краски: «Сажа газовая», «Белила цинковые» и «Кармин». Уже до начала работы конкуренты были деморализованы! Как же, у них в конкурентах наикрутейший живописец, способный всё изобразить в три краски! Но чары быстро рассеялись – скудность красочного ассортимента объяснялась не мастерством, а банальнейшей безответственностью и разгильдяйством. Естественно, Гиа по конкурсу не прошел – приняли только 5 человек из трёх с половиной десятков, но потом как-то умудрился пролезть «вольнослушателем». Это был последний год ректорства Аполлона Кутателадзе, а тот стремился к пятидесятилетию Академии, привести её в надлежащий вид, вот и набрал «вольнослушателей», которых предполагалось использовать как рабочую силу на реставрации залов Академии.
Через год Аполлон скончался, а разбираться со статусом эрзац-студентов пришлось уже новому ректору.
Что касается Гии Табидзе, то он едва отучился один семестр, и его отчислили.
Уже тогда он был конченым наркоманом.
В 1983-м году он погиб при неудавшейся попытке захвата и угона самолёта в Турцию.

Впрочем, я собирался говорить о Церетели.
О Зурабе Церетели.

Когда я учился в школе, о Зурабе ещё слышно не было.
Впервые о нём я услышал от собственной мамы – она была классным руководителем класса, в котором училась его дочь.

Так уж случилось, что я родился и первую половину своей жизни прожил в районе Тбилиси, какие сейчас принято называть «элитными», а тогда такого понятия и не существовало. Использовали его это слово в связке «элита-рекорд», обозначавшей племенной скот наивысшего качества.
Но район реально самый крутой. Нашим соседом по лестничной площадке был знаменитый борец-вольник – Вахтанг Балавадзе. В соседнем подъезде жил до своего назначения последний секретарь Президиума Верховного Совета СССР – Тенгиз Ментешашвили. В том же подъезде – известный грузинский писатель – Нодар Думбадзе. Чемпионка мира по шахматам – Нона Гаприндашвили, актриса Софико Чиаурели, и много-много известных в Грузии лиц жили практически рядом.
Эдуард Шеварднадзе, когда возглавлял Компартию Грузии – голосовал на избирательном участке, находившимся в школе, в которой я учился, так что вполне логично, что и Зураб Церетели жил в нашем районе.

Когда я поступал в Академию, мама попросила жену Зураба помочь достать несколько акварельных кистей, тогда всё было ужасным дефицитом, и вскоре я получил в подарок отличный набор голландских кистей. Для акварели нужны были кисти чуть помягче, тем не менее, этот набор сослужил мне отличную службу на всё время учёбы. Тех кисточек у меня, конечно же, уже нет, но один из альбомов работ Зураба, с его автографом, и сейчас лежит среди моих книг по искусству.

А пока я учился…
Имя Церетели ещё не гремело, но город понемногу заполнялся его творениями. Мозаики, тогда нового, ресторана «Арагви» и на стене автовокзала в Ортачала, рельеф на стене тбилисского филиала Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия», огромная мозаика на дворце профсоюзов… Карта Грузии на стене, рядом со станцией метро «Проспект Руставели». Появился целый комплекс работ на курорте Пицунда, мозаичное дно огромного бассейна в мемориальном комплексе В. И. Ленина в Ульяновске, мемориальное мозаичное панно из красных советских флагов рядом с могилой неизвестного солдата в Парке Победы... Сейчас те флаги заменены на флаги Грузии.

Но это было позже, а пока в среде художников, ходили истории, как они месяцами не могли получить гонорары за исполненные работы в комбинате Худфонда... Как в назначенный день они стояли перед ещё закрытым окошком кассы, а мимо их живой очереди проходил с чемоданчиком и скрывался за дверью с надписью «посторонним вход запрещён» Зураб, а когда выходил оттуда, то  объявлял, что стоят они зря. В кассе денег нет и не будет.
Конечно же это байка, но байки всегда имеют под собой крепкую основу.

Откуда у Зураба Константиновича такой приоритет в получении заказов, откуда взялся такой невероятный карт-бланш?
Признаюсь, об этом факте его биографии не написано нигде, во всяком случае, я этого не читал, но в Тбилиси не раз с подробностями слышал от многих лиц, причём всё совпадало до мелочей, что не позволяет считать этот факт байкой.
Рассказывают, что его супруга получила очень большое наследство от родственников во Франции, смог устроить удачный обмен с правительством СССР, на этот самый карт-бланш.
Вот тут впервые в полную силу и проявился его недюжинный организаторский и тактико-стратегический талант.

Продолжение: http://proza.ru/2022/03/13/1688

22 февраля 2007 г.
21 февраля 2022 г